Архимандрит Иоанн (Захарченко). О подражании святым муче­никам

Великий страстотерпец Христов святой великомученик Димитрий пострадал за Христа в 306 году в своем родном городе Солуни. После мученической кончины страстотерпца от прославлен­ных Церковью святых мощей совершались многие знамения и чудеса. Он явился особенным покровителем своего родного го­рода Солуни, неоднократно защищая его от нашествия врагов.


Страдания и подвиг святого Димитрия и всех святых муче­ников есть не что иное, как исполнение заповедей Божиих, ко­торые оставил нам Иисус Христос. О первой заповеди любви к Богу Он сказал: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). Вторую заповедь о любви к врагам Господь выразил такими словами: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44-45).

Исполняя эти две заповеди, мученики исполнили все Хри­стовы заповеди. Из Святого Писания мы знаем, что в любви к Богу и ближнему, простирающейся даже до любви к врагам, заключается весь закон и пророки.

Святые мученики так легко исполнили главную заповедь любви к Богу, потому что у них было правильное понятие об от­ношении к врагам и людям, причиняющим им зло. Вниматель­но читая жизнеописания святых мучеников, мы увидим, что они не считали своих гонителей и мучителей врагами. Напро­тив, они видели в них первых благодетелей и относились к ним как к слепым орудиям Промысла Божия, доставляющим им спасение. Святые му­ченики считали своих мучителей первыми благодетелями, мо­лились о них, а не проклинали, дабы Господь не вменил им гре­ха жестокости сердца. Так действуя и поступая, они быстро возрастали в заповедях Божиих, в любви к Богу и человекам.

Теперь обратимся к своей совести. Без преувеличения можем сказать, что как далеко отстоим от образа жизни святых мучени­ков, так же далеки и от исполнения заповедей Божиих. О том, что мы имеем любовь к Богу, нам и помыслить грешно, если еще раз вспомнить, что она начинается с любви к ближним и даже к врагам. После ежедневных столкновений с окружающими со­весть говорит нам, что мы не только не исполняем заповедь люб­ви к ближнему, но порой сознательно противимся ей. Ибо, чтобы ее исполнить, необходимо по примеру святых мучеников видеть в причиняющих нам зло людях не врагов, а благодетелей. Не следует думать, что это противно нашей природе. Да, мы знаем, что после грехопадения природа наша преисполнена различны­ми страстями и пороками. Но для их очищения мы и должны пройти через огонь искушений и скорбей, которые чаще всего возникают при столкновении с людьми. Святые Отцы учат, что Бог промыслительно попускает наносить нам всякого рода ос­корбления и поношения от окружающих нас людей, иногда даже самых близких, чтобы мы через это познали свое внутреннее уст­роение, благодаря чему обнаружатся наши страсти, об искорене­нии которых мы могли бы позаботиться.

Именно для очищения нашего сердца попускаются оскорбле­ния от окружающих нас людей. Но по причине нашего самолюбия мы видим в своих недоброжелателях только обидчиков, но никак не увидим в них своих благодетелей, исцеляющих наши души от страстей и тем самым доставляющих нам вечное спасение. Здесь очевидна наша духовная слепота или, что еще хуже, сознательное противление заповеди Божией о любви к ближним.

Обвиняя в наносимых нам оскорблениях не себя, а ближних, мы не только не преуспеваем в духовной жизни и исполнении заповедей духовных, но ставим под угрозу само спасение. 

По учению святых отцов, терпение христианами скорбей как заслуженных, с обвинением себя и своего падшего устрое­ния вменится Господом в мученичество; а кто ропщет, обвиняя других, тот не только не преуспеет в духовной жизни, но еще будет и осужден. Ропщущий, обвиняя других, показывает свою гордость, а гордость может явиться причиной попущения от Бога еще больших скорбей. 

Будем в своей христианской жизни подражать святым муче­никам в великодушном перенесении самой смерти. Если же бу­дем поступать иначе, то никогда не сможем возродить в себе да­же начатки любви к ближнему, не говоря уже о любви к Богу. Для начала постараемся приобрести хотя бы непамятозлобное расположение к своим досадителям. А для этого станем призы­вать себе в помощь святого великомученика Димитрия и про­чих святых мучеников.

Источник: Архимандрит Иоанн (Захарченко). Проповеди. - Киев, 2000.



8 Ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...