Архимандрит Илия (Рейзмир). Жить только земным – безумие



Господь наш Иисус Христос призывает нас прежде всего искать Царствия Божия и правды Его с верой в то, что всё остальное, необходимое для земной жизни, дано будет нам. Не нужно прилепляться к земному, но собирать небесное сокровище, неоскудевающее, которое с нами уйдет в жизнь будущего века. Там его ни моль, ни ржа не истребят и воры не украдут. Это то самое, вечное духовное сокровище, которое христианин, идущий за Господом, собирает в своем верую­щем сердце.

В пояснение этой истины Христос предлагает притчу о безумном богаче, который придумал запастись земными плодами на всю оставшуюся жизнь и сказать душе своей: «Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей и веселись». Но Бог ска­зал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Как коротка и как полна значения эта притча! В ней богач выведен из числа тех себялюбцев, для которых всё заключается в своем собственном «я». Он видел только одного себя, заботился об одном себе. Полные житницы и бездна пло­дов, которые некуда девать, не привели ему на память, что у иных нет даже куска хлеба. Случившийся богатый урожай не навел его на мысль, что если Бог оказал такую не­ожиданную милость, то и сам богач обязан оказывать ми­лость равным себе людям – своим братьям, своим ближним. Он забыл мудрое правило: когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Не хотел знать, что богатые должны уповать не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам всё обильно. Чтобы они благодетельствовали, т.е. богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

Человек не знает, сколько времени проживет, доживет ли до следующего дня. Умирая, он не возьмет из земного ничего, не пойдет за ним и слава его. После смерти все деньги и имущество останутся здесь и перейдут к другим. А богатство добрых дел – богатение в Бога – навсегда останется нашей неотъемле­мой собственностью, пойдет с нами в жизнь будущую и будет доб­рым основанием нашей вечной жизни.

Подумаем, дорогие братья и сестры, и всем сердцем восприимем благой совет Господа Иисуса: «Не за­ботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25). Не станем забо­титься исключительно о нашей земной, временной жизни. Пусть и другого рода за­боты наполнят и займут нашу душу, наш ум. Только люди мира сего, подобно богачу из притчи, думают и заботятся исключительно о земных сокровищах. Они забывают о кратковременности жизни и тщетности своего обогащения.

Как-то к одному опытному в духовной жизни по­движнику пришел юноша и с великой радостью сообщил ему, что выдержал экзамен и может начать изучение правоведения. Святой отвечал ему вопросом: «А по­том?» – «Я стану усердно заниматься, чтобы получить ученую сте­пень», – сказал юноша. «А потом?» – «Потом я выступлю в суде и постараюсь приобрести имя как адвокат». – «А потом?» – «По­том я женюсь и сделаюсь счастливым отцом семейства». – «А по­том?» – «Потом я стану вести приятную жизнь среди богатства и почестей». – «А потом?» – «Потом, – промолвил, запинаясь, юноша, – я состарюсь и умру». – «А потом?» – еще раз спросил святой. Но на этот раз юноша понял его и замолчал.

Часто ли мы думаем о том, что будет с нами потом, и с этим «потом» сообразуем ли свои поступки, жизнь и деятельность? А между тем это неизбежный, неотступный вопрос. В жизни всё должно быть целесообразно, и человек по самой природе своей, поступая так или иначе, обыкновенно имеет в виду ка­кую-нибудь цель. Но вся беда в том, что почти все, нередко даже лучшие из людей, страдают какой-то нравственной близорукостью: видят ближайшее и забывают о конечной цели нашего бытия. О на­шей окончательной участи, когда уже невозможно будет никакое иное «потом». Один губит время в чувственных удовольствиях, по­мышляет лишь о том, как бы веселее провести время завтра. Но ведь после этого «завтра» будут опять, другие «завтра» и «завтра». А там преждевременная старость, дряхлость, недуги. А потом? А потом – неизбежная смерть, которая заставит тебя распроститься с этими призрачными пустыми мимолетными радостями. И какой ответ даст человек после смерти перед Богом?

Будем стараться жить благочестиво, праведно, творить добрые дела и с покаянием готовиться к нашей вечной участи – смерти, чтобы унаследовать Царство Небесное.


Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2014.




1 Декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Визит императорской семьи
Визит императорской семьи

6 июня 1913 года во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых на станцию «Сергиево» поездом железной дороги прибыла императорская семья. В Лавру отправился только император с дочерьми и наследником Алексеем.

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В. И. М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Визит императрицы
Визит императрицы

1 июня 1763 года (н.ст.) в Троице-Сергиевой лавре состоялось торжественное освящение надвратной церкви святого Иоанна Предтечи. Храм был возобновлен после пожара 1746 года. На торжества в обитель прибыла сама императрица Екатерина II.

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.