Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповедь в праздник Рождества Христова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В настоящий радостный день, когда Святая Церковь торжест­венно вспоминает Рождество Христово, без сомнения, многим из нас, дорогие братья и сестры, хотелось бы не только мыслью и серд­цем, а и самым телом нашим перенестись в Вифлеем. Хотелось бы полететь туда, к вертепу, где родился Христос, к яслям, где Он воз­лежал. Хотелось бы вместе с пастухами поклониться Ему, вместе с волхвами принести Ему дары. А иные, быть может, даже готовы и умереть у ног Его, умереть за Него вместе с младенцами, которых повелел убить жестокий Ирод.

rozhdestvo-khristovo.jpg

Однако это неосуществимо: мы не современники Христа. Вза­мен того утешимся тем, что Господь близ нас и не далеко от каж­дого из нас [1] и нам надо только самим взыскать Его и приблизиться к Нему, тогда и Он приблизится к нам. [2] Что же нас может прибли­зить ко Христу? Что нам делать для этого? Посмотрим, кто и за что был приближен ко Христу при Его рождении.

Ближе всех к родившемуся Христу была Его Матерь, Пречис­тая Дева Мария. Свою близость к Господу, высокую честь быть Матерью Христа, честь, сделавшую Ее честнейшею херувимов и славнейшею серафимов, Она заслужила величайшею чистотою и не­порочностью по телу и душе, глубоким смирением и благоговейною покорностью и преданностью воле Божией.

Далее, при рождестве Христовом, близким к Нему является на­реченный отец Его, Иосиф. Святой евангелист называет его мужем праведным [3], и, без сомнения, за свою праведность, за соблюдение закона, за справедливость и честность, соединенную с великодушием (по отношению к Богоматери) [4], Иосиф и удостоился чести быть близким ко Христу.

После Богоматери и обручника Иосифа прежде других к родив­шемуся Христу приблизились вифлеемские пастухи. Почему именно к ним, прежде других, обратились ангелы с благовестием о рожде­нии Спасителя? Пастыри вифлеемские были простые по званию лю­ди (пастухи), но, конечно, не за это удостоились они величайшего счастья приблизиться к Господу, а за то, что эти простые люди были просты и по сердцу своему, по душе, а в простых сердцах, по народ­ному изречению, обитает Сам Бог. Тайны Царствия Божия, по сло­вам Самого Христа, открываются младенцам [5], младенцам не по ле­там и возрасту, а по душе, — тем людям, у которых младенческое сердце — незлобивое, кроткое, доверчивое, чистое, невинное. Такое сердце с готовностью и радостью принимает глаголы Божии и, не мудрствуя лукаво, верит им, как и вифлеемские пастухи, которые, лишь только услышали благовестие ангелов, поверили и тотчас по­спешили пойти поклониться Христу.

Наконец, к родившемуся Христу приближаются для поклонения волхвы, восточные мудрецы и знатные люди, принесшие Ему дары. Значит, и ученость, и богатство, и высокое положение сами по себе не только не удаляют людей от Христа, но еще могут приближать к Нему, если только соединяются, как у волхвов, с исканием высшей, божественной мудрости, со смиренным признанием суетности зем­ного величия и богатства, с приклонением перед Царем Небесным и служением Ему от своих сил, дарований и достатка.

Итак, дорогие братья и сестры, мы видим, что родившегося Христа окружают девственная чистота и непорочность Матери Его, праведность Иосифа, доверчивая простота вифлеемских пастухов и просвещенная мудрость и величие волхвов.

Если у кого и ныне есть святые добродетели и благородные свой­ства, тот с дерзновением да приступает к родившемуся Христу: Гос­подь близ. [6] А что же нам грешным, у которых нет этих добродете­лей? «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служите Тебе, Царю славы; еже бо служите Тебе велико и страшно и самем небесным си­лам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеко­любия» [7]. Христос, в плоть оболкийся, не отгнал блудницу, со слеза­ми пришедшую, ниже мытаря покаявшегося, ниже разбойника отгнал, ниже гонителя покаявшегося оставил, «но от покаяния к Не­му пришедшия вся в лице другов Своих вчинил». [8] Поэтому и мы не будем отчаиваться в своем спасении и, дерзая на безмерное благоутробие Христово, приблизимся к Нему, если не с добродетелями, ко­торых у нас нет, то «с душею сокрушенною и с покаянным молени­ем» о том, чтобы Он принял и нас, как принял блудницу, разбойника и мытаря.

Человеколюбие Господи! Ты «веси (знаешь) зол множество, ве­си (знаешь) и струпы наши и язвы зриши; но и веру, и произволение зриши и воздыхание слышиши: не таится Тебе ниже капля слезная, ниже капли часть некая». [9]

Да вменится же нам вера наша вместо дел, не взыщеши бо дел оправдающих нас. «Но та вера да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит, та да покажет ны причастники славы Твоея» [10] и да сподобит и нас вместе с пастырями и волхвами неосужденно по­клониться в вертепе родившемуся Христу Жизнодавцу. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ. 2010. С. 6-7


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Флп. 4, 5.

[2] Из молитвы священника во время Херувимской песни.

[3] Из 9-й молитвы ко причащению.

[4] Из 7-й молитвы ко причащению.

[5] Из 8 -и утренней молитвы.

[6] Флп. 4, 5.

[7] Из молитвы священника во время Херувимской песни.

[8] Из 9-й молитвы ко причащению.

[9] Из 7-й молитвы ко причащению.

[10] Из 8 -и утренней молитвы.


29 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.