Архимандрит Илия (Рейзмир). О событиях после Рождества

Вся безгрешная жизнь Господа нашего Иисуса Христа была великим крестоношением, уже в первые дни Своей земной жизни Он претерпел гонение от Ирода. Как повествует об этом святой евангелист Матфей, когда же они [волхвы] отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу, как попечителю Святой Девы и воспитателю Божественного Младенца, и говорит: встань, – в эту же самую ночь, ни мало не медля, сейчас же, – возьми Младенца и Матерь Его, – Матерь, а не жену твою, как я прежде назвал Ее при первом явлении моем, ибо теперь ты знаешь уже, что у Этого Младенца нет земного отца, а у Этой Жены нет мужа. Итак, возьми, разбуди, если то нужно, возьми и беги, как бегут из дома, в котором пожар, как спасаются от зверя или врага, как можно скорее, не жалея сил, беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2, 13). Но не бойтесь, вас не постигнет никакое зло, потому что с вами везде Сила Вышняго, с вами Сам Сын Божий, смиренно повитый младенческими пеленами.


Не ожидал, вероятно, праведный старец такого печального сновидения после всего, что видел и слышал накануне. Он видел восточных мудрецов, пришедших с дарами на поклонение Новорожденному, он слышал от них о чудесной звезде, о намерении самого царя Ирода прийти и поклониться Богомладенцу, и вдруг – он должен для спасения жизни Богомладенца покинуть родину и бежать в чужую и далекую страну! Но не задумался, не стал колебаться святой старец, он встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Египет (Мф. 2, 14).

«Представьте себе, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – святого старца, вдруг вставшего среди мрачной ночи с бедного ложа, представьте, как он, преисполненный тем, что слышал от ангела, слабыми стопами подходит с благоговением к спящей Отроковице и Младенцу и тихо возбуждает Ее от сна. Как смиренно объясняет Ей о крайней необходимости сейчас же, ночью, пока никто не видит, пока прохладная ночь не сменилась палящим зноем, оставить не только дом, но и отечество и отправиться в Египет. Как потом святая эта двоица немедленно собирается в путь, как Матерь, никогда не путешествовавшая по сыпучим пескам безводной пустыни, берет на руки спящего Младенца и садится на бедное животное. Как старец следует около Нее дрожащими стопами, и всё это во тьме ночной. Какая трогательная картина! Сколько преданности воле Божией!»

Святой евангелист не имел в виду подробно описывать все события земной жизни Спасителя; он желал только показать, что Иисус Христос есть воистину обетованный Спаситель мира, и потому ничего не говорит о том, как святые путники достигли Египта, где поселились и как там жили; говорит только: «И там был Иосиф до смерти Ирода» (Мф. 2, 15).

Вот несколько древних преданий о путешествии святого семейства. Не надеясь на свои слабые силы, святой Иосиф взял с собой своего сына – святого Иакова, который впоследствии был назван братом Божиим. Через несколько дней они очутились в тех самых безводных пустынях, по которым шел из Египта израильский народ. Страшные трудности и невзгоды встретили их здесь. Дорога шла всё местами песчаными и нередко совсем исчезала среди песчаных холмов. В пустыне негде было достать пропитание, а потому всё надо было взять с собой в потребном количестве, а у них был только один осел, который предназначался для юной Матери с Божественным Младенцем. Днем подвергались они нестерпимой жаре, ночью принуждены были спасаться от холода.

А как защищаться от всего этого там, где местом отдыха как днем, так и ночью мог служить только песок, а кровом – один свод небесный? Повествуют, что в одном месте, среди пустыни, напали на них разбойники и хотели отнять у них осла. Но один из разбойников до того был пленен красотой Богомладенца, что не позволил своим товарищам обижать святых путников. «Если бы, – говорил он, – Сам Бог воспринял на себя человеческий образ, то и Он не был бы прекраснее Этого Дитяти». Тогда Матерь Божия сказала этому благоразумному разбойнику: «Верь, что Этот Младенец не забудет твоего благодеяния. Он воздаст благим воздаянием за то, что ты теперь сохранил жизнь Его». И это был тот самый разбойник, который впоследствии был распят одесную Господа и сподобился услышать от Него: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Так сбылось слово Матери Божией. В храмах языческих падали идолы, когда приближались к ним Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем, и исполнилось слово пророческое: «Господь восседит на облаке легком [т.е. на руках Пречистой Девы] и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в Нем» (Ис. 19, 1).

И теперь показывают недалеко от Каира, около селения Матариэ, огромный пень – то, что осталось от дерева, под которым отдыхала Матерь Божия, пока святой Иосиф ходил в селение искать прибежище, где можно было бы им остановиться. Предание говорит, что вблизи этого дерева вдруг появился родник чистой прохладной воды для утоления жажды Божественной Путницы и Ее Дивного Младенца. И теперь сохраняется этот источник.

Вместо этих подробностей путешествия святой Матфей объясняет, почему Богу угодно было избрать местом убежища для святого семейства именно Египет, а не другую страну. «Да сбудется, – говорит он, – реченное Господом через пророка [Осию], который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2, 15). Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Вавилон и Египет – два места, бывшие гнездом всякого нечестия. От Вавилона Христос принял поклонение через волхвов, а Египет освятил Своим посещением, показав этим, что Он пришел спасти самых отчаянных грешников, лишь бы только они обратились к Нему с покаянием. Египет был ближе к Вифлеему, чем какая-либо другая страна, и там жило много иудеев, среди которых Иосифу и Марии легче было найти себе пристанище, а главное, Египет олицетворял собой плачевное состояние греха и смерти, из которого Сын Божий пришел вывести человеческий род, как некогда Моисей вывел народ израильский из Египта.

Когда волхвы пришли из Иерусалима в Вифлеем, Ирод несколько успокоился. Он стал ждать их возвращения оттуда и заранее радовался в душе, что легко можно будет погубить новорожденного Царя, узнав от них место Его рождения. Когда они ушли иным путем в свою страну, Ирод воспринял поступок их как личную обиду, как обман, как поругание своего царского достоинства. Конечно, волхвы и не думали смеяться над ним, а только выполнили волю Божию.

Вместо того, чтобы бросить свое безумное намерение, он вскипел от злости и стыда. Это был кровожадный тиран: нет возможности перечислить всех несчастных, которых он предал смерти. Уже предчувствуя свой конец, он отдал приказ (к счастью, неисполненный) собрать заранее всех знатных иудеев в Иерихон и умертвить их в тот же день, как только умрет он сам. Он не щадил и самых близких. По пустому подозрению он приказал задушить свою невинную жену, убить трех сыновей и других родных.

После такого, что ему стоило загубить хотя бы и всех еврейских младенцев? И он хладнокровно обдумывает ужасное дело. «Волхвы ушли, – размышляет он, – но не уйдет от меня Младенец. Я знаю, что Он должен быть в Вифлееме или где-нибудь недалеко. Они говорили, что звезда явилась им тогда-то, значит Младенцу теперь не более года. Надо взять на всякий случай возраст до двух лет, до этих пор обычно матери кормят грудью детей. - И приказал избить всех младенцев возрастом до двух лет в Вифлееме и вокруг него. - Нечего щадить лишней сотни детей, когда дело идет о моей безопасности».

Как задумано, так и сделано. По случаю переписи в то время Вифлеем и его окрестности были запружены потомками царя Давида. Многие пришли сюда со своими детьми, которые и пострадали за Христа. Предание говорит, что до 14-ти тысяч невинных младенцев пострадало тогда за Христа. Тысячи семейств повержены были в ужас и горе. Вифлеемские мирные поля, на которых недавно было слышно пение ангелов, славословящих Рождество Христово, огласились теперь стонами и воплями невинных страдальцев.

«Кто может описать вифлеемское бедствие? – восклицает святитель Григорий Нисский. – Кто изобразит это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, отцов и родных? Кто представит это бедствие во всех видах его, со всеми подробностями?» Сердце человеческое невольно скорбит, внимая этому повествованию, и невольно спрашивает: почему Господь попустил это избиение? «Потому, – отвечает святитель Иоанн Златоуст, – что всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или готовит за нее награду и блистательнейшие венцы. Ты скажешь, что дети, достигнув возраста, может быть, совершили бы великие дела. Бог не допустил бы их ранней смерти, если им предназначалось сделаться великими людьми. Напротив, они легко могли бы быть в числе тех, которые кричали Пилату: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших» (Лк. 23, 21; Мф. 27, 25). Может быть, на них обрушились бы те беды, о которых Господь говорил перед Своими страданиями: «Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы не питавшие!» (Лк. 23, 29). И это-то блаженство досталось вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть и ужасные бедствия впоследствии, когда они стали бы опорой их немощной старости».

Так как евангелист своим повествованием о таком лютом избиении младенцев привел в ужас слушателя, то далее он же и утешает его, напоминая, что всё это случилось не потому, что Бог не мог этому воспрепятствовать, но что Он и предвидел, и предвозвестил это через пророка Иеремию, который говорит: «Голос слышан в Раме вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15).

После вифлеемского кровопролития Ирод жил недолго: рука Божия явно отяготела над тираном. Пожираемый заживо червями, он еле мог дышать. От него исходило такое зловоние, что нельзя было близко подойти. Его томила ужасная жажда, мучил неутолимый голод. Муки его были так нестерпимы, что он не раз покушался на самоубийство.

После смерти Ирода ангел Господень, согласно своему обещанию, во сне явился Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие, души Младенца» (Мф. 2, 20).

Праведный старец, возвратившись со своим семейством, поселился в своем бедном галилейском городке Назарете также по откровению Божию. «Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 23). Действительно, Спасителя часто называли с презрением именем Назарянина, и Он не стыдился этого наименования, подавая нам пример смирения.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 380-384.




14 января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.