Архимандрит Илия (Рейзмир). Что значит любить Бога и любить ближнего

В воскресном евангельском чтении Спасителем мира и Господом нашим Иисусом Христом решен весьма важный для всех нас вопрос: что делать нам, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос был предложен Господу неким иудейским законником. Он спросил Спасителя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? как читаешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», то есть жить вечно. Но он, желая оправдать себя, то есть почитая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, исполнившим закон так, как он его понимал, односторонне, неправильно, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» (полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякого человека). 

Дорогие братия и сестры, для того, чтобы удостоиться вечной жизни, нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. «На сих двух заповедях, – сказал Спаситель, – утверждается [состоит] весь закон и пророки» (Мф. 22, 40).

Любить Бога всем сердцем, всею душою, крепостию и разумением своим – значит всем существом своим, всеми силами предать себя Богу, всего себя посвятить Ему, не делить себя между Богом и миром; не жить только какой-то частью для Бога и закона Его, а частью – для мира, для многострастной плоти, для греха и диавола, как часто бывает с нами, но – всего себя посвятить Богу, полностью быть Божиим, святым во всей жизни своей. Возьмем, например, молитву. Если мы любим Бога всем сердцем, то будем и молиться Ему всегда всем сердцем, всей душой, всей силой, всем разумением, не будем никогда рассеянны, ленивы, небрежны, холодны в молитве, не будем во время молитвы оставлять в сердце места житейским попечениям и заботам. Но всякое житейское попечение отложим, всю печаль нашу возложим на Господа, ибо Он заботится о нас, как говорит святой апостол. Будем стараться уразуметь молитву, понять ее, службу Божию уразуметь во всей ее глубине. Если мы любим Бога всей душой, то будем каяться Ему искренно в грехах своих, приносить Господу каждый день глубокое покаяние, ибо постоянно много грешим. Будем каяться, то есть осуждать себя за грехи всем сердцем, всей силой и разумением; будем обличать себя со всей беспощадной строгостью, со всей искренностью; будем приносить Ему полную исповедь, жертву полного всесожжения грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, неоплаканным. 

Таким образом, любить Бога всем сердцем – значит любить всем сердцем и всей силой правду Его, закон Его, везде и всегда творить добро и всем сердцем ненавидеть неправду, всякий грех, не давать места греху ни на одну минуту, то есть не соглашаться на него, не сочувствовать ему, не мириться с ним, но постоянно бороться и таким образом быть храбрым и победоносным воином Христа Бога. Любить Бога – значит ни на минуту не отступать от благочестия, правды и добродетели, хотя бы эта преданность и влекла за собой потерю каких-либо земных выгод. Еще любить Бога всем сердцем – значит всеми силами способствовать тому, чтобы люди устремлялись к Богу, к любви Его, к славословию Его, к Вечному Царству Его, чтобы все познали Его, возлюбили, прославили Его и спаслись. Вот, дорогие братия и сестры, путь, которым достигается вечная жизнь!

Но когда речь идет о любви к ближнему, как к самому себе, то тут лукавая плоть наша, в которой не живет доброе (Рим. 7, 18), произвольно хочет ограничить круг ближних своих и любовь к ближнему, а именно любить только любящих нас, только своих, только друзей и знакомых, благоприятствующих нам, а ненавидящих нас, врагов, чужих, незнакомых часто не считает и ближними, не хочет оказывать им благодеяний, а иногда дышит злобой и местью или хочет любить только благоденствующих и здоровых, красивых собой, а от несчастных, бедных, больных, увечных, некрасивых отвращается. Но что говорит нам небесная Истина и единственный Учитель истины Иисус Христос? Он говорит, что должно любить всякого человека, несмотря на различие веры и вероисповедания, несмотря на различные состояния, на богатство или бедность, на здоровье или болезнь человека, и для этого Господь привел притчу о милосердном самарянине. 

Милосердного самарянина Господь приводит нам как образец и говорит: «Иди и ты поступай так же» (Лк. 10, 37), – т.е. оказывай милость, по возможности, всякому действительно нуждающемуся в ней, иди и люби ближнего, как самого себя. Любить всякого человека как себя – значит почитать других так же, как хотели бы, чтоб почитали нас, не считать никого чужим, а каждого своим братом. Его благо, его спасение считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастье, как о своем; прилагать старание в избавлении его от беды, напасти, бедности, а особенно от греха так, как мы постарались бы в деле своего спасении. Любить ближнего как себя – значит уважать его, как себя, не думать о нем недостойно, не испытывать по отношению к нему никакого зла, не завидовать ему, быть снисходительным к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовью, поскольку хотим, чтобы были снисходительны и к нашим недостаткам. 

Любить ближнего, как себя самого, – значит молиться за живых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов, как за себя, и желать им добра, спасения души, как самому себе. Этому и учит нас Святая Церковь в своих ежедневных молитвах. Любить ближнего как себя – значит еще любить без всякого лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, полезен нам или нет, приятель или враг, потому что всё равно Божий, все созданы по образу Божию, все дети единого Небесного Отца.

Итак, постараемся уразуметь и исполнять эти две главные заповеди закона Божия и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог нам достичь этого, чтобы унаследовать благодатью Христа Бога жизнь вечную.

Источник: Илия (Рейзмир). архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 328-331.




24 ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.