Архим. Кирилл (Павлов). Проповедь о преподобном Сергии Радонежском

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Святой апостол Павел сказал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая па кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7-8). Жизнь святых угодников Божиих достойна подражания во всех отношениях. В их жизни всякий поступок, случай, всякое обстоятельство в высшей степени поучительны и назидательны для нас, призванных исполнять святую волю Божию. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувства святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы и обхождение с людьми весьма назидательны. Раз и навсегда твердо решившись исполнять заповеди Божии, они затем неотступно всю свою жизнь шли по стопам Божиим, и благодатию Божиею они достигали высокой святости и непорочности.

Господь говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). И ныне ублажаемый нами преподобный Сергий являет образец истинного последования Христу и искреннего служения Ему. «Радуйся, единаго Господа возлюбивый и к Нему очеса своя выну имевый. Радуйся, во вся дни живота своего Его искавый и в Нем намерение полагавый; радуйся, ничесого на небеси и на земли, разве Христа Иисуса видети желавый», – так воспевает преподобному Сергию хвалебную песнь Церковь в составленном ему акафисте. Нет ни одной заповеди евангельской, которую бы не исполнил преподобный Сергий. Господь оставил заповедь блюсти смиренномудрие и всемерно презирать тщеславие и всякое превозношение: «...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). И преподобный Сергий всю жизнь свою провел в неподражаемом смиренномудрии.

Вот случай в жизни преподобного Сергия, более других близкий нам по своему назиданию и содержанию. В одно время к угоднику Божию в обитель пришел издалека сельский житель, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Слух о добродетелях и чудотвоpeниях святого Сергия вызвал его на столь далекий путь. Во время прихода крестьянина в обитель человек Божий возделывал землю в саду своем. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе. Крестьянин, видя человека, слишком просто одетого и копающего гряды, не мог помыслить, что это был столь славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему вместо святого указали простого работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил, где преподобный Сергий. Сколько ни уверяли его, что, будучи в саду, он видел преподобного, тот и слушать не хотел. Между тем угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону и не хотел взглянуть на него. «Какой труд предпринял я и понапрасну! – думал он. – Я пришел для великого пророка, надеялся увидеть славу, но что же вижу – нищего». Святой Сергий узнал его мысли и возблагодарил Бога, ибо как горделивец восхищается славою и честью, так смиренномудрый радуется унижению. Он взял пришельца за руку, увел его в свою келлию и поставил пред ним пищу и питие. «Не печалься, добрый человек, – сказал он, – вскоре ты увидишь Сергия». Едва святой произнес эти слова, вдруг объявили ему, что в монастырь прибыл великий князь. Сергий вышел к нему навстречу... Как удивился крестьянин, увидев, что князь к этому, как он называл, нищему старцу приступил с благоговением и, поклонясь до земли, просил благословения, а затем посадил рядом с собою и беседовал с ним, между тем как все прочие, даже вельможи, стояли пред ним!

Бедного крестьянина слуги вытеснили из келлии... Едва выпросив для себя уголок в сенях, он не спускал глаз с того, на кого прежде и взглянуть не хотел. Обманутый сам собою, пришедший крестьянин заплакал и укорял себя в невежестве. «Конечно, слеп я, – говорил он, – что не мог узнать человека Божия и не отдал подобающей ему чести; как теперь предстану лицу его?» Но Сергий скоро утешил его. Когда князь простился с праведником, крестьянин припал к ногам его и раскаялся в безумии своем. «Ты один прав, – поднимая его, сказал преподобный Сергий, – что почел меня старцем, ничего не значащим; все прочие обманываются».

Вот краткая повесть из жития преподобного Сергия. Она нас научает прежде всего смиренномудрию. Преподобный Сергий, несмотря на высоту своих добродетелей, на силу своих чудотворений, несмотря на величие свое среди братий, на особенное уважение от простолюдинов и державных земли, не обиделся на того, кто возгнушался им, как последним работником, как нищим; он признает правым того, кто счел его старцем, ничего не значащим. Мы ли смеем гневаться на справедливых обличителей и презрителей нашей неправды и наших непристойностей и жаловаться на гнушающихся нашей бедностью духовной и постыдной работой греху? «Каждый по делам своим получит», – говорит премудрый сын Сирахов. Всякий порок, в том числе и порок гордости и тщеславия, если не в себе, то в других, всегда ненавистен и омерзителен. Дерзнем ли мы после тщеславиться своими мнимыми добрыми делами, возвышая себя над своим собратом или сестрою? Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Ибо Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2, 13). ...кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26-27). Господь ...унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие (1 Цар. 2, 7-8). Так учит слово Божие. Следовательно, нам вместе с пророком Давидом всегда надо говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113, 9).


5 Октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...