Апостол Северной Америки

Апостол Северной Америки
31 марта 1879 года отошел ко Господу священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов).

Дело было на Камчатке за обедом у святителя Иннокентия (Вениаминова). Гость владыки иеродиакон Николай сидел лицом к окну и щурился от солнца, которое било ему прямо в глаза. За столом говорили о будущей жизни. Иеродиакон спросил:

- Владыка! Если Бог безмерно милосерд, то как же лишит он некоторых своего Небесного Царствия?

- А ты что вертишь головой и не сидишь спокойно? — как бы не слыша вопроса, спросил его Преосвященный.

- Да солнце прямо в глаза, и не дает покоя.

- Вот тебе и ответ на твой вопрос, — сказал Святитель, — не Бог лишит нераскаянных грешников Небесного Своего Царствия, а они сами не вынесут Его света, как ты не выносишь света солнечного.

Священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) был талантливым проповедником и не упускал случая произнести за Литургией или Всенощным бдением очередное наставление. За мудрость, кротость и приветливость его любила и уважала вся без исключения многочисленная паства. Коряки, чукчи, тунгусы дорожили его советами и наставлениями, как дорожат словом любимого отца. 

Святитель Иннокентий был первым православным епископом Камчатки, Якутии и Северной Америки, много путешествовал, изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. А в 1833 году написал одно из лучших произведений православного миссионерства - «Указание пути в Царство Небесное». Книга была переведена на разные языки и выдержала несколько десятков изданий. Благодаря святителю Иннокентию жители Аляски впервые услышали Слово Божие и богослужение на родном языке. 

В 1797 году в сибирском селе Ангинском Иркутской епархии в небогатой семье пономаря местной Ильинской церкви Евсевия Попова родился сын Иван. Мальчику было 6 лет, когда умер отец. Мать осталась одна с четырьмя детьми, и Ваню взял на воспитание дядя по отцу диакон Димитрий, клирик того же Ильинского храма. В семь лет Ваня стал чтецом, а в 1806 году поступил в Иркутскую Духовную семинарию. Поповых здесь было много, и чтобы различать учеников, ректор поменял им фамилии. Так Иван Попов стал Вениаминовым, в честь Иркутского епископа Вениамина.

Учился он хорошо, свободное время проводил в семинарской библиотеке или у дяди, который, овдовев, постригся в монахи и переехал в Иркутск. Иркутская епархия в то время нуждалась в священниках. За год до окончания семинарии Иван женился на дочери клирика Благовещенской церкви, Екатерине Ивановне, был посвящен в диаконы и служил в той же церкви. 

По воскресеньям перед Литургией отец Иоанн собирал в церкви детей, рассказывал им о христианской вере, о богослужении, правилах благочестивой жизни. А в свободное время изготавливал на продажу часы и музыкальные органчики с духовными гимнами. Вскоре в семье родился сын Иннокентий. 

Перемены в спокойную и размеренную жизнь семейства Вениаминовых внес новый прихожанин Благовещенской церкви Иван Крюков. Он сорок лет жил в колониях Российско-Американской компании и увлек отца Иоанна рассказами о Русской Америке. Тем временем Иркутский епископ Михаил получил от Синода указание отправить священника на Алеутские острова. Отец Иоанн увидел в этом Божий промысл. И 7 мая 1823 года вместе с семьей выехал на остров Уналашка. На место он прибыл почти через год!

Первым делом батюшка построил на острове храм в честь Вознесения Господня. Причем, престол и иконостас резал и золотил собственными руками. После этого большую часть времени он проводил в поездках по приходу, часто сам мужественно переплывал на байдарке с острова на остров. Алеуты принимали его с искренней любовью. Отец Иоанн выучил алеутский язык и сразу же взялся за переводы. Перевел молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и Символ веры. Начал переводить Евангелие от Матфея. На Уналашке отец Иоанн провел десять лет. В 1834 году он был переведен в Михайловский собор Новоархангельского порта, что на западном берегу острова Ситка.

Здесь отца Иоанна тоже приняли хорошо. Он устроил школу для новообращенных и их детей, где обучал их Закону Божию, грамоте и ремеслам, сам составлял учебники. В это врем в России готовились к изданию его переводы. Без участия отца Иоанна окончить работу было невозможно. Ему пришлось ехать в Санкт-Петербург. Там, в Питере до него дошла весть о внезапной смерти любимой супруги, которая вернулась с детьми в Иркутск. Святитель Московский Филарет (Дроздов) убеждал отца Иоанна принять монашество. Но тот был убит горем и целый год провел в поездках по монастырям. Был в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах. Наконец 29 ноября 1840 года Иоанн Вениамиаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. В это же время Святейший Синод принял решение образовать новую Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию и обратился к Государю с просьбой утвердить одного из трех кандидатов на кафедру. Император утвердил Иннокентия. 

27 сентября 1841 года епископ сошел на берег своей епархии. Паства встречала его со слезами радости. В следующем году епископ начал сооружать Миссионерский Дом на Ситке. Сейчас это старейшее здание на Аляске. В Новоархангельске он открыл Духовную семинарию, а в отдаленных уголках епархии устраивал православные миссии. В 1848 году окончилось строительство нового собора на Ситке в честь Архангела Михаила. Епископ Иннокентий сам изготовил часы для соборной колокольни! Освящение проходило в присутствии 50 представителей епархиального духовенства, многие из которых окончили созданную три года назад семинарию.

26 июля 1852 года к Камчатской епархии была присоединена Якутская область и высокопреосвященный Иннокентий вместе с другими миссионерами начал переводить на якутский и тунгусский язык богослужебные тексты и Священное Писание. И продолжал путешествовать. Ежегодно в поездках владыка освящал две-три новых церкви. На освящение приезжал заранее и всегда имел при себе ящичек со столярными инструментами. Сам сооружал престол и на следующий день освящал его. Там, где еще не было церкви или часовни, владыка совершал богослужения под открытым небом. А потом беседовал с жителями: учил их молиться, трудиться, давал советы по земледелию, разведению скота и даже пчеловодству.

Постоянные переезды и многочисленные заботы о пастве сказались на здоровье владыки: слабело зрение, сил не хватало. И он попросился у митрополита Филарета на покой. Но святитель убеждал потерпеть: «Господь да скажет Вам, что Ему благоугодно, и Вам и Церкви Его полезно». В ноябре 1867 года митрополита не стало. Владыка Иннокентий тяжело переживал его кончину. И никак не ожидал, что станет его преемником на кафедре. Узнав о своем избрании митрополитом Московским, владыка весь день провел в молитве. А затем отправился в Москву. 

День нового митрополита начинался в четыре часа утра. Целый час он отдавал молитве, потом шел на Литургию, и с девяти утра вел прием посетителей. К нему свободно приходили священники и миряне, знатные и простые люди. Обращался Владыка со всеми просто и с любовью. Нуждающимся помогал деньгами из личных сбережений. Официальные разбирательства не любил, ссоры улаживал миром в своем кабинете. С подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место. В беседах проходил почти весь день. По вечерам внуки или сын Гавриил читали владыке что-нибудь вслух – видел он уже совсем плохо. Спать митрополит ложился в десять вечера. И перед этим примерно час молился.

Владыка по-прежнему объезжал храмы и монастыри епархии, размеры которой не в пример прошлым были значительно меньше. Как-то после очередного путешествия его стали расспрашивать о поездках на собаках и сравнивать с нынешними его выездами в карете, запряженной шестеркой лошадей. Митрополит рассмеялся:

- По правде сказать, в карете очень спокойно. Но вот беда: к этому покою я никак не могу привыкнуть. Чувствуешь себя как будто бы расслабленным и связанным. То ли дело, как бывало в Камчатке, пройдешь несколько верст пешком, да еще в пургу, — с каким удовольствием сядешь себе потом в нарту и полетишь на собаках! Я как-то здоровее себя чувствовал. Воздух великое дело!

Его стараниями были созданы училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот. Святитель не любил похвал и всегда говорил: «Не мне принадлежит заслуга, со мною трудились многие. При мне это происходило, но устроялось волей Божией» Он всегда искренне недоумевал, когда восхищались его апостольскими путешествиями: ведь ему надо было только собраться, а дальше его везде возили!

Здоровье покидало святителя Иннокентия. Он хотел уйти на покой и поселиться в Гефсиманском скиту любимой им Троице-Сергиевой Лавры. Но Государь Александр II отклонял его просьбы. Владыка грустил: вынужденное бездействие было для него невыносимо. 

- И желал бы казаться веселым, да не могу: слепота тяготит меня донельзя, не привык я с детства сидеть сложа руки, - сетовал владыка знакомым. 
На Страстной седмице в митрополичьи покои из часовни у Воскресенских ворот принесли почитаемую митрополитом Иннокентием Иверскую икону Матери Божией. Он попросил опустить его на колени и, благоговейно помолившись, со слезами на глазах приложился к чудотворному образу. Как заметили окружающие, он стал как-то особенно спокоен. На следующий день над больным было совершено таинство соборования.

Накануне Великого Четверга владыка распорядился, чтобы утром служили Литургию раньше обычного. Уже в три часа утра пришли к Владыке со Святыми Дарами. Он велел поднять себя с кресел и поставить на ноги. Затем, стоя перед Причастной Чашей, твердо и внятно прочитал молитву:

- Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, ….

И прибавил:

- Не думайте, что я бессознательно это говорю. Нет, я в полном сознании прошу прощения, приступая к Святым Тайнам.

После Причастия он просиял в лице и несколько раз повторил:

- Благодарю Тебя, Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня недостойного причаститься Святых Твоих Тайн в полном сознании!

Вечером следующего дня Владыка просил прочитать над ним отходную, потом позвал близких и стал с ними прощаться. Он благословлял каждого и говорил на прощание несколько слов назидания. Когда подошел Ваня — его внук, он взял его за голову и сказал:

- Бог тебя благословит! Смотри: никого в жизни не обижай и будешь счастлив!

Еще раз прочитали отходную. Владыка впал в забытье, потом, очнувшись, спросил:

- Что, разве уже кончили чтение?

Ему отвечали, что кончили.

- Почему же не говорят: «Аминь»? — спросил он. Читавший повторил:

- Аминь!

Владыка перекрестился и проговорил:

- Буди воля Божия!

Это были его последние слова. В Великую Субботу 31 марта 1879 года в начале четвертого часа пополуночи великий труженик и новый апостол святитель Иннокентий скончался тихой христианской кончиной на восемьдесят втором году жизни. 

Утром наступившего дня колокол Ивана Великого возвестил москвичам об этом печальном событии. Многие поспешили на Троицкое подворье попрощаться с глубоко чтимым архипастырем и помолиться об упокоении его души. В своем духовном завещании святитель смиренно написал: 

«Прошу и умоляю, не говорить никаких речей ни прежде, ни во время, ни после погребения моего... Но если кому будет угодно сказать слово в общее назидание, то прошу такового сказать слово из текста от Господа исправляются человеку пути его, с указанием на меня, кто и где я был - кем и где скончался, - во славу Богу, но без всяких мне похвал». 

Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Филаретовском храме Троице-Сергиевой лавры рядом с могилой его друга митрополита Филарета (Дроздова). Эта церковь была построена в 1867 году и служила местом упокоения митрополита Филарета. В 1938-1940 годах все пристройки вокруг Духовской церкви были разобраны «по причине их аварийного состояния», а могилы - разорены. Главу митрополита Филарета обнаружили нетленной, а человек, допустивший святотатство, вскоре погиб. 

В 1977 году две поместные церкви - Русская и Православная Церковь в Америке - причислили митрополита Иннокентия к лику святых. Спустя почти 20 лет, в октябре 1994 года, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II на месте Филаретовской церкви начались раскопки. Вскоре были подняты останки митрополита Филарета (Дроздова), митрополита Иннокентия (Вениаминова) и архимандрита Антония (Медведева). Сейчас мощи святителя Иннокентия покоятся в Успенском соборе Лавры.

STSL.Ru

31 марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.