Апостол Америки

Сегодня, 6 октября, Православная Церковь празднует память святителя Иннокентия (Вениаминова) — митрополита Московского и Коломенского, Апостола Сибири и Америки. 


Cвятитель Иннокентий, митрополит Московский

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. – во священника.

С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.

29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля – в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября – в день прославления.


В день памяти митрополита мы предлагаем вниманию читателей вспомнить основные мысли Святителя, взятые из одного из лучших его произведений - «Указание Пути в Царствие Небесное», а также краткую библиографию его трудов.



Путь в Царство Небесное

1. Кто хочет идти за Мною, отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мною (Мф. 16, 24).

2. Спасение или погибель всецело находится в наших руках.

3. Чрезвычайно важно создать в себе нужное желание и принять твердое решение стать на путь спасения.

    Для этого необходимо:
• Изучить основы христианской веры. Огромное количество христиан погибает от того, что не интересуются содержанием своей веры. Имея доступ к свету, они блуждают во тьме. Такие делаются легкой добычей всяких лжеучений. Необходимо понять, что наша вера основана на Священном Писании, а не на выдумках человеческих.

• Сделав это, необходимо принять все учение Церкви всем своим доверчивым сердцем, не многоумствуя и не заражаясь ложными измышлениями о вере.

• Теперь же нужно стараться согреть в себе усердие следовать тому, чему учит Священное Писание.

4. Путь следования за Христом. Кто хочет идти за Мною…

• …отвергни себя…, т.е. необходимо отказаться от всех дурных привычек, исторгнуть из сердца привязанность к материальным благам, избегать случаев ведущих ко греху, быть мертвым для греха и живым для Бога.

• …возьми крест свой…, т.е. без ропота переносить все трудности, связанные с христианской жизнью, а также неизбежные в жизни скорби. Надо выискивать случаи, содействующие спасению и благу ближних. Но крест нужно нести со смирением и осмотрительностью, чтобы не возгордиться.

• …иди за Мною…, т.е. во всех делах и поступках подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Это значит принимать с верой и исполнять в простоте сердца все, что сказал Христос. Кто внимает слову Его, тот истинный ученик Христов.


5. Это есть единственный и прямой путь в Царствие Небесное. Не было и не будет иного пути, кроме этого. Мы не можем миновать тесного пути, потому что в каждом человеке живет грех, а грех есть такая язва, которая сама собою без сильных лекарств не излечивается. Страдания – это лекарства, которыми Господь лечит наши души.

Итак, если вы хотите достичь Царства Небесного, то идите путем, которым шел Иисус Христос. Другого пути нет.


Жизнеописание митрополита Иннокентия (Вениаминова) было составлено 
наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Товией (Цимбалом) . Отец Товия был принят в братию Троице-Сергиева монастыря в 1862 году. С 1904 по 1915 год архимандрит Товия (Цимбал) - наместник обители Преподобного Сергия. Скончался 7 марта (20 марта) 1916 года.  


Труды святителя Иннокентия:

• Указание Пути в Царствие Небесное. М., 1871
• Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
    1. Часть I, географическая
    2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 336 с.
    3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). М.: УРСС, 2011. — 160 с.
• Автобиографическая записка. М., 1886
• Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. СПб., 1841
• Письма (1823—1878 гг.) собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901.
• Творения, три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886—1888.
• Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года. Православное обозрение. М., 1868, том 26.
• Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу. Церковные ведомости. СПб., 1900

6 Октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.