Аналойные подвесные пелены XV в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря

Среди лицевых шитых тканей в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, происходящих из ризницы Троице-Сергиева монастыря, обращают на себя внимание четыре небольших шитых пелены с изображениями праздников из числа двунадесятых: «Благовещение» (ил. 1), «Рождество Христово» (ил. 2), «Богоявление» (ил. 3), «Сошествие во ад» (ил. 4).

На всех пеленах фоны и каймы переложены в позднее время. Н. А. Маясова считает пелены единой серией произведений, датирует их первой половиной XV в. и относит к московской школе. С. В. Николаева и Т. Н. Манушина высказываются за XV в. как время исполнения пелен, пелену «Рождество Христово» Николаева С.В. датирует второй половиной века.


1. Шитая пелена. Благовещение. Середина XV в. СПМЗ

Практически одинаковый размер изобразительных композиций на пеленах (без полей примерно 22 х 20 см), их своеобразный стиль с округлыми хорошо смоделированными фигурами и пышными, порой отлетающими, складками одеяний; контрастный колорит, где сочетаются синий и малиновые цвета шелка, также использование в шитье пряденой золотной и серебряной нити убеждает нас в том, что пелены являются единой серией произведений. Можно предположить, что ее состав не ограничился четырьмя предметами, видимо, эта была серия, которая включала, как минимум, все двунадесятые праздники. При этом необходимо отметить, что комплект одинаковых по размеру лицевых шитых пелен с праздниками является редким примером в древнерусском искусстве, серийное изготовление шитых тканей можно признать закономерным. Небольшими сериями, обычно по два или по три предмета, изготовлялись шитые литургические ткани (покровцы на литургические сосуды и воздух). Ориентиром при реконструкции первоначального назначения комплекта подвесных небольших пелен из ризницы Троице-Сергиева монастыря может послужить сходство их иконографии и художественного решения с аналойными иконами-таблетками Троицкого собора, исполненными, по нашему мнению, в середине XV в. в Твери.

img_002.jpg

2. Шитая пелена. Рождество Христово. Середина XV в. СПМЗ

Размер изобразительных композиций пелен близок размерам таблеток. Иконографические схемы и отдельные детали изображения на пеленах близки соответствующим композициям таблеток.

«Рождество Христово» (ил. 2) на пелене дано в обратном переводе относительно соответствующей сцены таблетки (кроме фигуры Богоматери), но общая схема сходна: композиция строится вокруг горы с одной вершиной, по сторонам которой группы ангелов; волхвы изображены по пояс в среднем регистре композиции, им композиционно соответствует фигура молодого пастуха; внизу сцена купания Младенца в купеле и беседа Иосифа со старцем. Характерна близость деталей в обоих произведениях: поза и одежды (белый перепоясанный хитон с рукавами и плащ) сидящей Саломеи в отличие от хитона без рукавов, открывающего грудь повитухи, в московских иконах первой половины XV в., а также поза стоящей у купели и льющей в нее воду девы, красный цвет ее одежд. Можно определенно говорить и о стилистической близости произведений — сходны естественные пропорции фигур с шарообразными головами и довольно мощными руками, обрисовка фигур круглящимися линиями, пышные отлетающие складки одежд (особенное сходство в изображении отлетающего от спины и делающего своеобразную петлю плаща Саломеи).

В изображении «Богоявления» (ил. 3) на пелене и на таблетке сходны опять же не только иконографические схемы и положения фигур, но и одеяние Иоанна Предтечи: власяница до колен, обтягивающая ноги, и очень короткий пышно задрапированный плащ. Близки в обоих памятниках изображения ангельских фигур: они естественных пропорций, с круглыми головами и характерной расширяющейся книзу формой шеи, — также типы широкощеких ангельских ликов с высокими прическами. Сходны на таблетке и пелене формы горок с крупными наклонными лещадками. Изображение двух крупных рыб в водах Иордана по сторонам фигуры Спасителя в шитье своей геральдичностыо также напоминает соответствующий мотив таблетки.

«Сошествие во ад» (ил. 4) на пелене идентично по своей иконографии переписанной в XVIII в. таблетке серии. В «Благовещении» (ил. 1) на пелене схема иная, чем на таблетке с соответствующим праздником, и эта схема близка, как в целом, так и по отдельным деталям, московским иконам первой половины XV в. Однако несколько грузные фигуры на пелене с шарообразными головами и круглыми лицами, пышные драпировки одеяний, контрастность синего и малинового цветов указывают на принадлежность шитья той же культуре, что и таблетки. Подобные яркость и контрастность колорита, как и во всех других пеленах серии, где синий цвет противопоставлен интенсивному малиновому, весьма своеобразны и не находят аналогий в московском искусстве.

Сходство иконографических схем и художественных особенностей пелен и таблеток наводит на мысль, что они исполнены в близкое время и в одном художественном центре, по нашему мнению, в Твери.

С кремлевским памятником пелены из ризницы Троице-Сергиева монастыря связывают крупные пропорции фигур, их округлая пластика и общее многоцветие шелков, где доминируют синие и красные цвета — черты явно немосковские.

По нашему мнению, есть основание считать, что пелены являлись частью украшения аналоя, на который выкладывались в Троицком монастырском соборе во время богослужения иконы-таблетки, иконографии, стилю которых пелены столь близки по своему художественному решению. Вероятней всего, аналойные «полотенца» и их подвесные пелены задумывались как единое целое.

img_005.jpg

3. Шитая пелена. Богоявление. Середина XV в. СПМЗ

Можно считать установленным, что в русской традиции подвесные пелены под возлежащими на аналое иконами не только имели место, но и в отдельных случаях были украшены лицевым изображением. Эта практика, собственно, оказывается общей с широко известным на Руси обычаем украшения подвесными пеленами икон храма, находящихся как в местном ряду иконостаса, так и на столпах.

По праздничным дням пелены к иконам переменялись, и праздничные пелены, по преимуществу, были лицевыми. Последняя особенность должна была распространиться и на аналойные иконы, столь значимые именно в праздничные богослужения.


4. Шитая пелена. Сошествие во ад. Середина XV в. СПМ3

Итак, обычай иметь лицевые пелены под аналойной иконой был традиционен. Сходство композиций и размеров небольших пелен из ризницы Троице-Сергиева монастыря и происходящих оттуда же икон-таблеток, как нам представляется, также свидетельствует в пользу назначения данных шитых тканей служить подвесными пеленами к возложенным на аналой иконам.

Таким образом, убранство монастырского Троицкого собора в праздничные дни было обогащено не только соответствующей данному празднику иконой на аналое храма, но и лицевой пеленой той же иконографии, подвешенной к аналою, как бы дублирующей аналойный образ и тем усиливающей его художественный эффект, а значит, и силу его воздействия на участников богослужения.

Л. М. Евсеева

Источник: Тр.-Серг. Лавра в ист., культ. и дух. жизни России. Материалы III междунар. конф. / Сост.: Т. Н. Манушина, С. В. Николаева. СП: Весь Сергиев Посад, 2004. – С 252-256.


8 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.