Алтарь святого Сергия. Владимиро-Суздальская епархия

В знаменитой пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен...» В.Н. Татищев (1686-1750), ссылаясь на источники (к сожалению, не сохранившиеся до наших дней), пишет, что в 982 году князь Владимир «иде в поле и, покорив землю польскую, град утвердил». С тех пор земли Северо-Восточной Руси (Залесье) вошли в состав древнего Русского государства. А через шесть лет, в 988 году, великий киевский князь Владимир «сажает» двух своих сыновей в залесских городах: Борис княжит в граде Ростове, а Глеб — в Муроме.


Троицкий собор Стефано-Махрищенского монастыря. По рис. XX века.

Название «Залесье» — южного происхождения, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям. А «лес» — это труднопроходимые Брянские (или «дебрянские», от слова «дебри») леса. За «дебрями» — благодатные земли Волго-Окского междуречья: леса изобиловали пушным зверем, в реках и озерах — бесчисленное количество рыбы, заливные луга вдоль речных пойм прекрасно подходили для разведения скота.

Результаты археологических раскопок курганных могильников, валов, поселений и жилых домов и проведенные исследования ученых позволяют сделать вывод, что на этих богатых землях первые поселения появились на рубеже нашей эры, и принадлежали они местному финно-угорскому населению. Славянские переселенцы пришли сюда в X веке. Это были новгородские словены, кривичи и вятичи, принесшие свой уклад жизни и свою племенную религию.


Святой равноапостольный князь Владимир с сыновьями мучениками Борисом и Глебом. Икона XV в.



Сребреник великого Киевского князя Владимира.
На лицевой стороне - портрет великого князя, на оборотной - лик Спасителя. Одесский музей нумизматики

Небольшая река Рпень, левый приток Клязьмы, была почитаемой местными жителями: ведь на ее берегу находилась Ярилина роща — священное место, где местные язычники-славяне поклонялись своим богам. В долине реки Рпень, там, где в нее впадает речка Почайна, произошло крещение местного населения. Это подтверждают захоронения 90-х годов девятого столетия совершенные в этой местности уже по христианским традициям. Позже (в XII веке) на месте крещения был основан Феодоровский монастырь, исчезнувший в XVIII веке.

Митрополит Иларион писал, что «святой равноапостольный князь Владимир заповедовал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено было со властию. И в одно время вся земля наша стала славить Христа со Отцом и Святым Духом... Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою».

С крещением и христианизацией северо-восточных земель Руси связано основание в 990 году великим князем Владимиром на высоких берегах реки Клязьмы города, который назвали и освятили по его имени - Владимиром. Об этом есть запись в летописи от 990 года: «...пришед из Киева (князь Владимир) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную, и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев».

Первыми поселенцами Владимира стали выходцы из Киевской Руси, на себе испытавшие, что такое набеги ордынцев. На них возлагал большую надежду великий князь, они поддерживали его начинания и объединение всех земель в единое древнерусское государство, способное защитить свой народ.

«Правящая элита» древних Ростова и Мурома без особого энтузиазма передавала свои привилегии великому князю и всячески противилась его «реформам».

Будущее показало, что для города Владимира князь очень удачно выбрал место расположения: на высоком берегу Клязьмы, в живописном природном окружении. Его силуэт очень напоминал древний Киев. Доминантой города стал построенный по указанию князя Владимира великолепный собор Успения Божией Матери. Его срубили из огромных дубов, и величественный храм, покрытый тесом, удивляя всех своим величием, простоит почти двести лет; только в середине XII века его мощные деревянные стены заменят белокаменными.


Беседа великого князя Владимира с греческим философом о христианстве.
Фрагмент Радзивилловской летописи. XV в.

Вокруг Владимира несли свои воды многочисленные реки; среди них были Лыбедь, Рпень, Почайна и, конечно же, Клязьма. «Дороги прямоезжей» из Киева в Залесье до XII века, по-видимому, не было, и полноводные спокойные реки в те годы были единственными «транспортными магистралями», соединяющими поселения и связывавшими столицу Руси с Залесьем. Главный торговый путь проходил по Клязьме на восток, к Волжской Болгарии и всем землям Поволжья. В западные пределы можно было попасть, поднимаясь к истокам Оки. На северо-запад водный путь по Клязьме через реку Нерль приводил к озеру Неро у Ростова Великого, а дальше по верхнему течению Волги и многочисленным притокам шел к Великому Новгороду и Ладоге.



Великий князь Киевский Владимир Святославович.
Гравюра И.И. Матюшина по рисунку Ф.Г. Солнцева. 1889 г.



Вид города Владимира от Москвы с приезда к северо-западу.
Одно из ранних подробных изображений города. 1769 г.

Основателем Владимиро-Суздальской епархии стал святитель Феодор, «родом грек». Из летописи мы узнаем, что в 991 году «прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, святи семя Слова Божия, идольские капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение».
При епископе Феодоре на Владимиро-Суздальской земле начинается массовое строительство храмов и создаются монастыри центры благочестия и просвещения.

Князь Владимир Мономах в 1108 году возводит вокруг Владимира новые мощные крепостные стены. Продолжил градостроительные работы его внук князь Андрей Боголюбский; он открыто заявил: «Хошу бо сей град обновити митрополъею: до будет сей град великое княжение и глава всем».


Великий князь Владимир Мономах. Фрагмент памятника 1000-летию России в Великом Новгороде

В середине XII века Владимир-на-Клязьме становится важнейшим торговым экономическим и культурным центром Руси, и благоверный князь Андрей Боголюбский, воплощая замысел, переносит сюда свою столицу. И выбрал он именно этот город не по собственной прихоти. По пути в Ростов, куда князь держал путь, было ему явление Пресвятой Богородицы, которая указала, что Ее икона, переносимая Андреем из Киева, должна находиться во Владимире. В 1158 году князь Андрей Боголюбский для великой русской святыни — Владимирской иконы Божией Матери — начинает строить кафедральный Успенским собор, вмещавший две тысячи человек, как главный собор Владимирской епископии и как оплот независимой от Киева митрополии. Для его строительства «Бог привел мастеров из всех земель» — так сообщает летописец. На стенах Успенского собора впервые появилась белокаменная резьба древнерусских храмов.


И.Я. Билибин. Великий князь Андрей Боголюбский



В.М. Васнецов Великий князь Андрей Боголюбский. Эскиз



Апостолы Петр и Павел и святые мужи. Успенский собор. 1408 г.


Лев. Одна из архитектурных деталей Успенского собора

Восхищенный летописец пишет: «Князь Андрей украсил ее различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценным камнями и жемчугом, были многочисленны. Три больших Иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней».

Особенно поражало современников сочетание красоты архитектуры с изысканностью убранства.


Остатки древних капителей Успенского собора



Музей воинской доблести во Владимире. Решающий штурм Владимира войском хана Батыя в 1238 г. Диорама

С тех пор управляющие церковной областью в основном проживали во Владимире-на-Клязьме.

На протяжении последующих веков собор во Владимире несколько раз приходилось заново расписывать после пожаров. В 1408 году восстанавливали живопись легендарные мастера преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный «со товарищи».

Златоглавый Успенский собор, выполненный в лучших традициях древнерусского зодчества, стал в XV веке образцом при строительстве одноименного храма в Московском Кремле.

Князь Андрей Боголюбский, стремясь поднять престиж Владимирских земель, в 1160 году попытался основать самостоятельную, независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем), но патриарх Лука Хрисоверг в Константинополе, пользуясь властью, не допустил этого.


«И надумали все посадить его на столе отца его в Ростове и в Суздале, потому что любим был всеми тот князь Андрей Боголюбский
за премногую его добродетель, которую имел к Богу и ко всем людям, и многие вещи и дела, памяти достойные, сотворил, и церкви украсил,
и дал [им] многие богатства и имения». Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.

Золотые ворота Владимира, построенные в XII веке, — крепостная башня, но в то же время они выполняли роль парадного въезда в самую богатую княжеско-боярскую часть города, то есть это была триумфальная арка с главкой надвратного храма. Они напоминали Золотые ворота Царьграда (Константинополя). Князь Андрей Боголюбский стремился поднять значение новой столицы и показывал ее равноправие с самим «восточным Римом» Царь- градом. Интересно, что городские ворота, обращенные к Клязьме, назывались Волжскими — через них можно было попасть на древнейший торговый путь Восточной Европы по Волге.

Официально самостоятельная епархия с центром в Суздале учреждена в 1214 году при правлении владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича. Тогда епархию выделили из состава Ростовской епархии. Первым епископом новой Суздальской и Владимирской епархии стал Симон (+ 1226), до этого служивший игуменом в Киеве и ставший известным благодаря написанным им восьми рассказов о печерских иноках, которые положили начало Киево-Печерскому патерику — «сборнику жизнеописаний святых угодников Божиих».

При епископе Симоне епархия с 1215 года стала называться Владимирская и Суздальская. Тогда во Владимиро-Суздальском княжестве насчитывалось 23 обители. Самые известные и богатые монастыри находились в главных городах — Суздале и Владимире, а наиболее знаменитым среди всех монастырей на Руси был Рождественский во Владимире.

С 1227 года епархию называли Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская.

В 1238 году при епископе Митрофане стольный Владимир был взят приступом войсками хана Батыя. Город был разграблен, многие защитники погибли или были уведены в полон. Епископ Митрофан и великокняжеская семья заживо были сожжены в стенах Успенского собора: татары обложили собор дровами и всем, что горело, и подожгли.

В 1243 году земли южной Руси подверглись жесточайшему нашествию татаро-монгольских орд, истреблению населения, разграблению поселений.

В последующие годы митрополиты Киевские и всея Руси довольно часто бывали во Владимире и подолгу задерживались в городе. Другие священнослужители с юго- восточных земель охотно переселялись в залесские пределы.

Трудно переоценить роль владимирского князя Александра Невского в его стремлении укрепить израненную Русь. Он правил в 1252-1263 годы и предотвратил новое татаро-монгольское нашествие на Русь, получив в Орде ярлык на Владимирское княжение; своей умной политикой ослаблял тяготы ига.

В 1328 году такой ярлык на великое княжение получил Иван Калита, он именовался владимирским князем, а правил из Москвы; через четыре года присоединил Владимир к Московскому княжеству. Хотя по сути еще до 1432 года главным городом на Руси оставался Владимир.

Национальный герой русской земли князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей, обезопасивший западные границы Руси от экспансии католических орденов, последние годы своей жизни провел во Владимире и был похоронен с почестями в древнем Рождественском соборе. Большинство членов его семьи похоронены во владимирских храмах: в Успенском соборе погребен его отец Ярослав Всеволодович, в соборе Княгинина монастыря — первая жена князя Александра, вторая супруга Васса и дочь Евдокия.



Апостолы и святые мужи. Успенский собор. 1408 г.


Великий князь Александр Невский.
Фрагмент памятника 1000-летию России в Великом Новгороде

В 1723 году по указу императора Петра I останки Александра Невского, пребывавшие в храме Владимира, перенесли в Александро-Невскую Лавру Петербурга.

Через десять лет после смерти князя Александра Невского произошло событие, сыгравшее историческую роль в объединении княжеств на Руси. В 1274 году во Владимире собирается Поместный собор Русской Церкви, на нем утверждается Владимирская, Суздальская и Нижегородская епархия с кафедральным городом Владимиром.

Ее территория включает: Владимирское Великое княжество, княжества Городецкое, Костромское, Московское, Переславское, Стародубское, Суздальское с Нижним Новгородом и Юрьевское.

Епископом Владимира стал архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион.

На протяжении следующего периода Залесская Русь, земли между Волгой и Окой стали местом сохранения общерусских ценностей, религиозного и культурного наследия и формирования великорусской народности. Владимир-на-Клязьме стал важнейшим связующим звеном между Древней Киевской Русью и Русью Московской и сыграл важнейшую роль в истории становления русского государства.

Наконец, в 1299 году митрополит Киевский святитель Максим переселился во Владимир-на-Клязьме «на постоянное место жительства».

В тот год Владимирская епархия была упразднена в связи с тем, что она составила новую митрополичью область. Владимирские архиереи в те годы не назначались. При этом Муромские земли перешли под управление рязанских епископов. Так продолжалось четверть века, пока святитель Петр в 1325 году не перенес митрополичью кафедру в молодую, бурно развивающуюся Москву. 



Святитель Симон — Владимиро-Суздальский епископ.
Гравюра из Киево-Печерского патерика

Тогда он оставил Владимир под своим управлением, а на большей части Владимирской кафедры возникла самостоятельная Суздальская епархия.

В 1352-1354 году Владимирская епархия существовала в виде наместничества (викариатства).

В декабре 1352 года, незадолго до своей кончины, митрополит Феогност возвел митрополита-наместника в городе Владимире Алексия в сан епископа. Митрополит Феогност в Алексии видел своего приемника, с ним был согласен и князь Семеон. В 1354 году в Константинополе патриарх Филофей издал грамоту о назначении «Русским митрополитом» Алексия. Тогда же было подтверждено перенесение резиденции русских митрополитов из Киева во Владимир (но именовался Алексий традиционно «митрополит Киевский и всея Руси»).


Икона святого благоверного князя Александра Невского. 1691 г.


Митрополит Петр. Фрагмент иконы Симона Ушакова
«Древо Государства Московского»

Все последующие годы, столетия древняя Владимирская епархия входила в состав Московской, и только 16 июля 1744 года была выделена самостоятельная Владимирская и Яропольская епархия.

В 1764 году она стала Владимирской и Муромской, а с 1788 года, объединившись с Суздальской епархией, — Суздальской и Владимирской. Кафедральным городом стал Суздаль.

Так продолжалось до административной реформы императора Павла I в 1798 году, архиерейская кафедра переносится во Владимир, а со следующего, 1799 года епархия вновь обрела название Владимирская и Суздальская.


Архиерейский лом во Владимире. Литография 1880 г.

24 марта 1916 года было утверждено Суздальское викариатство Владимирской епархии, и архиепископ Алексий получил титул Владимирского и Шуйского. Такое положение сохранялось до 1922 года, а в 1923 году вернулось историческое название епархии — Владимирская и Суздальская.

С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года — григорианская.

В настоящее время границы епархии совпадают с границами Владимирской области. Кафедральный город — Владимир, кафедральный собор — Успенский. С 11 ноября 1990 года правящий архиерей — Евлогий (Смирнов), архиепископ Владимирский и Суздальский.
По состоянию на июль 2011 года в епархии 303 прихода, 530 храмов (включая монастырские и домовые), часовен 103, монастырей 30 (14 мужских и 16 женских).


Фрагменты карты Владимирской губернии с "показанием почтовых и больших проезжих дорог,
станций и расстояние между оными верст". Соч. и грав. полк. Пядышев. 1822 г.

Монастыри мужские:

  • Богородице-Рождественский епархиальный, г. Владимир.
  • Свято-Боголюбский Алексиевский, г. Владимир.
  • Спасо-Преображенский, г. Муром.
  • Свято-Лукианова пустынь, Александровский район, дер. Лукьянцево.
  • Свято-Смоленская Зосимова пустынь, Александровский район, ст. Арсаки.
  • Свято-Благовещенский, г. Муром.
  • Свято-Троице-Никольский, г. Гороховец.
  • Свято-Васильевский, г. Суздаль.
  • Свято-Успенский Космин, Юрьев-Польский район, сел. Небылое.
  • Богоявленский, пос. Мстера, окр. Вязники.
  • Свято-Введенский Никоновский, г. Юрьев-Польский.
  • Свято-Михаило-Архангельский, г. Юрьев-Польский.
  • Свято-Александровский, г. Суздаль. Свято-Введенский, Владимирская область, г. Вязники.

Монастыри женские:

  • Свято-Знаменский женский, г. Ковров.
  • Свято-Троицкий Новодевичий, г. Муром.
  • Свято-Успенский Княгинин, г. Владимир. Свято-Покровский, г. Суздаль. 
  • Свято-Успенский, г. Александров. 
  • Свято-Введенская Островская пустынь, г. Покров.
  • Юрьев-Польский Свято-Никольский, Юрьев-Польский район, сел. Новое.
  • Свято-Благовещенский, г. Киржач. Свято-Боголюбский, Суздальский район, пос. Боголюбове.
  • Свято-Ризоположенский, г. Суздаль. Свято-Никольский Волосовский, Собинский район, сел. Волосово.
  • Свято-Знаменский, г. Гороховец.
  • Свято-Воскресенский, г. Муром.
  • Свято-Благовещенский, г. Вязники.
  • Скорбященский, Киржачский район, дер. Хмелево.
  • Сретенский, г. Гороховец.

Источник: Горохов В.А. Алтарь святого Сергия. - М.: Издательство журнала "Москва", 2014. С. 38-48.

Источник: STSL.Ru
6 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...