Акростихи в богослужебных Минеях

Акростихи в богослужебных Минеях
Архим. Макарий (Веретенников)

Богослужения, совершаемые ежедневно в православных храмах, творятся по Минеям. Богослужебные Минеи создавались на протяжении веков, дополнялись, дорабатывались, редактировались. На своих страницах они содержат богослужебные тексты, посвященные библейским событиям и, прежде всего, новозаветным. Церковь прославляет в гимнах также святых мужей и жен, просиявших подвигами святости на протяжении тысячелетий. При подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви были выпущены новые богослужебные Минеи. При этом был проделан большой труд: собран и обработан обширный литургический и агиографический материал. Поэтому один из иерархов-современников назвал новые Минеи "энциклопедией русской святости" [1] .

Содержащиеся в Минеях стихиры и каноны написаны в горении веры песнотворцами, причем, некоторые из них позднее были канонизованы Православной Церковью. Богослужебные тексты содержат православное вероучение, учат благочестию. Песнопения - это особый вид духовной поэзии. Важное значение имеют надписания перед канонами [2] . Они могут содержать указание об акростихе, о гласе канона, устав славословия канона. Предваряющие надписания перед каноном роднят их с надписаниями перед псалмами [3] . В одном древнем Азбуковнике читаем: "Древние гречестии канонотворцы, хотяще составити канон, преже написоваху малу строку, якоже сию: Радости приятелнице, Тебе подобает радоватися единой. А нарицаху строку сицевую краегранесием" [4] . Об акростихах писал в XVI в. преподобный Максим Грек (+1556; пам. 21 янв.). Он подчеркивает, что акростих свидетельствует о подлинности авторства гимнографического произведения, а также приводит примеры акростихов в канонах на греческом языке и их соответствия в славянском языке [5] . Он так же написал "Послание к некоему другу, в нем же сказание трех неких взысканий, нуждных всякому рачителю книжному". Написание "Послания", очевидно, было вызвано нуждами сформированного Митрополитом Макарием объединенного гимнографического скриптория (занимавшегося, в частности, созданием многочисленных служб и канонов канонизированным русским святым) [6] .

Акростихи-краегранесия встречаются в богослужебных текстах, написанных русскими гимнографами и напечатанных в богослужебных Минеях. Приведем некоторые примеры. Второй канон в службе преподобной Евфросинии Суздальской (+1250; пам. 25 сент.) имеет пространное надписание: "Творение Григория смиреннаго, емуже краегранесие сице: Радуйся, преподобная главо, инокиням удобрение" [7] . Таким образом, надписание канона содержит имя гимнографа, инока Спасо-Евфимьева монастыря XVI в. [8] , а также указывает акростих канона. Однако акростих в каноне не читается. Такие, так называемые псевдонадписания распространены в литургической письменности прежде всего в переводных службах, т. к. при переводе с греческого языка акростих утрачивался и указание о нем сохранялось только в надписании. Поэтому и русские службы иногда имеют надписания перед каноном, но указываемого в нем акростиха не содержат.

Впрочем, надписание акростиха перед каноном службы может отсутствовать, а акростих в службе может быть. Например, в службе святителю Иоасафу Белгородскому на память обретения его мощей в 1911 г. (+1754; пам. 4 сент.) первые буквы тропарей канона без Богородичен дают следующее обращение к святому: "Иоасафе святителю молися о царе и людех" [9] . Так гимнограф почтил ныне канонизованного царя-мученика Николая II (+1918; пам. 4 июля), при котором был канонизован святитель.

Тексты акростихов могут быть различны. Прежде всего следует отметить акростихи, за основу которых взяты тексты Священного Писания. Чрезвычайно интересен акростих в службе чудотворной иконе Озерянской (Пам. 30 окт.). Перед каноном читаем: "Его же краегранесие: Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал" [10] (Лк. 11:27). В службе последнему Патриарху средневековой Болгарии, святителю Евфимию Тырновскому (+ после 1393; пам. 20 янв.), акростих - "Сеющии слезами радостию пожнут. Девий" [11] (Пс. 125:5). Канону Елецкой иконе Богоматери (пам. 6 февр.) предшествует указание о краегранесии: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою [Лк. 1:28] . Аминь" [12] . Служба святителю Иннокентию Московскому (+1879; пам. 31 марта) имеет акростих "От Господа стопы человеку исправляются" [13] (Пс. 36:23). Службу ему составил тогдашний епископ Омский и Тюменский Максим [14] .

В акростихе может содержаться обращение гимнографа к Богоматери, чудотворной иконе Которой посвящена данная служба. Так, в первом каноне службы чудотворному образу Богоматери Свенской-Печерской (пам. 3 мая) содержится акростих-обращение к Пречистой Деве: "Спаси, Пречистая убогаго монаха Антония" [15] .

Традиционно акростих имеется только в каноне. Однако, можно встретить и исключение. Служба святителю Николаю Японскому (+1912; пам. 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: "Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен апостолом, Николае" [16] . Его образуют все составные части службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе святителю-миссионеру указанный перед каноном акростих, можно сказать, традиционен, т. к. содержится в тропарях канона: "Японие, спасайся Православием. Парфений" [17] . Содержание акростиха перекликается с текстом стихиры всем русским святым, где говорится: "Русь святая, храни веру православную". В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: "Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (+5 сентября 1978); вторая - епископом Левкийским Парфением (София, 1972)" [18] .

Наиболее распространен в гимнографии азбучный акростих. Например, служба святителю Новгородскому Серапиону (+1516; пам. 16 марта) имеет азбучный акростих. Он заканчивается буквой "щ" в Богородичном 8 песни. Тропари 9 песни канона с Богородичным, очевидно, дают авторскую подпись - "рфли" [19] . В агиографической справке об авторе говорится: "Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифилием, о котором упоминается в одном из списков его жития" [20] . В службе святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, на перенесение его святых мощей в царствующий град Москву в 1652 г. канон имеет азбучный акростих [21] . В службе его ученикам, преподобным Иоанну и Лонгину Яренгским (+1561; пам. 3 июля), имеются два канона. Первый содержит обычный азбучный акростих [22] . Во втором каноне акростих сложен "вспять словесно по азбуце" [23] . Такой прием характерен для творчества гимногафа XVI в. - игумена Маркелла Безбородого [24] .

В службе благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила (+1138; пам. 11 февр.) читаем перед вторым каноном: "И аще волиши повелителя уведети, в началех тропарей канона сего" [25] . Начинать чтение акростиха следует со второго тропаря первой песни второго канона: "В лета/ царя/ славнаго/ Бориса/ всея России/ по благословению/ епископа/ Геннадия/ Пскова/ рукою/ многоразсудное/ буяго/ умом/ в человецех/ в скорбех/ песнословивша/". Так заканчивается акростих на предпоследнем тропаре 7 песни канона. Последующие начальные слова тропарей до конца канона - это "гривну, горняго, рачение, тобою". Они могут дать имя автора - Григор [ий] . Интересна такая особенность службы: во всех Богородичных тропарях канона постоянно прославляется архангел Гавриил. Очевидно, автор таким образом прославил небесного покровителя святого князя.

Благодаря акростихам мы знаем об авторах служб, написанных в XVII в. справщиками Московского печатного двора. Служба святому царевичу Димитрию (+1591; пам. 15 мая) содержит два канона. Акростих отмечен надписанием только во втором, но он имеется и в первом: "Мученика Димитрия славу поем" [26] . Второй канон имеет надписание "сицево: Хвалю славу царевича Димитрия. Прочая же, кроме сего, да разумеются" [27] . Указанный акростих заканчивается последним тропарем 8 песни канона, а Богородичен 8 песни и вся 9 песнь читается так: "итавас". Если прочесть это слово в обратном порядке, то получится имя "Савватий" [28] . Его можно отождествить со справщиком Московского печатного двора первой половины XVII в. В некоторых своих произведениях он называется чернецом Савватием [29] . "Савватия-поэта отличала многогранность творческих интересов: он успешно работал в жанрах традиционной гимнографии, обращался и к полемической прозе… Однако эти стороны его творчества практически не изучены" [30] . Служба на Перенесение мощей (пам. 3 июня) царевича Димитрия из Углича в Москву опять возвращает нас к труженику Московского печатного двора. Перед каноном имеется следующее надписание: "Канон, глас 1. Егоже краегранесие со альфы поряду. Прочая же имеяй измарагд, да разумеет" [31] . Алфавитный акростих сохранился с незначительными изъянами. Последняя буква, т. е. "я" - это последний тропарь 8 песни перед Богородичным. Начиная с Богородична и далее до конца канона читается: "итавас". Таким образом, это второе творение старца Савватия.

Младший сын благоверного князя Александра Невского, преподобный Даниил (+1303; пам. 4 марта), основатель древнейшего монастыря в Москве, почтен несколькими службами. "Ина" служба князю Даниилу есть творение духовного писателя конца XVII-XVIII вв. - иеромонаха Кариона (Истомина) [32] . Она содержит следы акростиха. Первая песнь может быть прочитана следующим образом: " [К] арион". Третья песнь читается, очевидно, [н] "ищии". Четвертая песнь - "монах". Тропари 5-8 песней начинаются на то же слово, что и ирмос. Тропари 9 песни дают чтение - "иереи". В целом акростих может быть прочитан так: "Карион нищий иерей". Данная служба была написана "в 1711 году по просьбе игумена Макария Даниловского монастыря" [33] . "Ина" служба святителю Ипатию Гангрскому (+326; пам. 31 марта) имеет надписание "Творение иеромонаха Кариона Истомина" Тропари канона дают следующий акростих - "Бога Царя пети, Чудоподателя, несе Ареон" [34] .

Под 20 июня в Минеи помещена служба святителю Гурию Казанскому (+1563; пам. 5 дек.) "Творение святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго" [35] . Перед каноном читаем: "Первый канон зри в службе на день преставления святителя, 5 декабря. Ин канон святителя, глас 3" [36] . Этот второй канон имеет акростих: "Благословением Лаврентиа митрополита" [37] . В агиографической справке, приложенной к службе, читаем: "20 июня 1630 г., по благословению митрополита Матфея, мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в казанский кафедральный Благовещенский собор. В честь этого события было установлено ежегодное празднование" [38] . О преемнике Казанского митрополита Матфея (1615-1646), который, как явствует из акростиха, благословил написание службы, у П.Строева читаем следующее: "Лаврентий 26 июля 1657 перев. из Твери; +11 нояб. 1672" [39] . Казанский митрополит Лаврентий оставил след в русской гимнографии. Он "является автором канона и стихир святому Герману, архиепископу Казанскому. Филарет Гумилевский ошибочно утверждал, что Лаврентий был автором и Жития Германа, в действительности составленного по поручению Лаврентия Иоанном, иноком Свияжского Успенского монастыря. Лаврентию также принадлежит канон на перенесение мощей святителя Гурия Казанского. Гимнографические произведения Лаврентия остаются неизданными" [40] . Но, думается, автором канона целесообразнее считать свияжского инока Иоанна [41] .

Особенный характер имеет надписание канона в службе благоверному князю Андрею Боголюбскому (+1174; пам. 4 июля): "… вместо краегранесия стихословное перворечие" [42] . Начальные слова тропарей первого канона дают следующее чтение: "Славнейшаго Богоспасаемаго града Владимира святыя соборныя апостольския великия церкви перваго иерея светом тезоименитаго тщанием написася сие все святому благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, славному чудотворцу Владимирскому, трудолюбием многогрешнаго Иоанна Владимира, жителя нища" [43] . Таким образом, служба святому, имя которого стоит у истоков Владимирской Руси, была составлена во Владимире его жителем - "многогрешным, нищим" Иоанном по благословению "первого иерея", очевидно, протопопа Успенского собора Фотия (? "свету тезоименитому").

Майские памяти прославляют нескольких учеников преподобного Сергия Радонежского. Акростих в службе преподобного Михея Радонежского (+1385; пам. 6 мая) читается: "Преподобному Михею пою хвалу от сердца" [44] . Другому ученику преподобного Сергия, преподобному Симону Радонежскому (XIV в.; пам. 10 мая) акростих предполагает имя автора-гимнографа: "Ангелу своему песни хваления приношу" [45] . В агиографической справке отмечено: "Служба преподобному Симону Радонежскому составлена архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном" [46] , ныне митрополит на покое. Современник смуты XVII в. преподобный Дионисий Радонежский (+1633; пам. 12 мая) также в службе почтен акростихом: "Мольбу ти приношу, Дионисие преподобне" [47] .

Интересно надписание ко второму канону в службе преподобному Никодиму Кожеезерскому (+1640; пам. 3 июля): "Никодима блаженнаго в песнех пою. Творение Макария, митрополита Гревенскаго". Однако до конца акростих не выдержан, 9 песнь дает подпись автора: "Мака" [48] .

Приведенный материал, взятый из современных богослужебных Миней, рассматривает лишь очень узкий аспект изучения православной гимнографии и показывает сохраняющиеся в гимнографических текстах акростихи. Акростихи по своему содержанию носят информативный характер, имеют молитвенное обращение к святому, встречаются акростихи на тексты Священного Писания и песнопений. Наиболее информативны акростихи, которые образованы не начальными буквами тропарей канона, а слогами, или же целыми словами. Акростихи сообщают имя гимнографа, прославляют святого [49] . В целом же, несомненно, отечественная гимнография нуждается во внимании со стороны исследователей.


Примечания:

[1] Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 года. Материалы. М.: Изд. Московской Патриархии, 1990. С. 328.
[2] См.: Спасский Ф.Г. Акростихи и надписания канонов русских Миней// Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1949. Вып. 7. С.126-150.
[3]  См. о них: Григорий Нисский свт. О надписании псалмов. М., 1998; Феогност архим. Некоторые замечания о надписаниях псалмов// ЖМП. 1954. №12. С. 56-62. Надписания-стихи перед проложными житиями дали название новой редакции Пролога на Руси, которые получили именование стишных Прологов.
[4]  Цит. по: Протопопов В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989. С.15.
[5]  См.: Ковтун Л.С. Азбуковники XVI-XVII вв. Старшая разновидность. Л.,1989. С. 203-204.
[6]  Русские акростихи старшей поры (до XVII в.). - Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.,1985. С. 224.
[7]  Минея Сентябрь. М., 1978. С. 441.
[8]  Григорий (XVI в.). - Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV-XVI вв.). Ч. 1: А - К. Л., 1988. С. 169.
[9]  Минея Сентябрь. С. 108-114.
[10]  Минея Октябрь. М., 1980. С. 813.
[11] Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 189. Службы данного автора-гимнографа, нашего современника, встречаются и в других Минеях. Иерарх Болгарской Церкви, епископ Парфений Левкийский (+1982), "составил также службы святому равноапостольному Николаю Японскому (София, 1972), преподобному Герману Аляскинскому (София, 1982), преподобному Симеону, Новому Богослову (София, 1972)". В его некрологе, опубликованном в "Журнале Московской Патриархии", отмечалось: "Службы, отредактированные и составленные Владыкой Парфением, включаются в издаваемые Московской Патриархией полный круг богослужебных Миней" (Епископ Левкийский Парфений// ЖМП. 1983. №1. С. 62).
[12] Минея Февраль. М., 1981. С. 211.
[13] Минея Март. М., 1984. Ч. 2. С. 330.
[14] Самойлов А. Минея Март// ЖМП. 1985. №10. С.78. Ему же принадлежит служба Собору Сибирских святых. Перед каноном читаем "краегранесие: Собор Сибирских святых любовию благочестно восхваляем" (Минея Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 335). В 8 песни канона читаются 5 тропарей, в отличие от других, и поэтому в последнем слове акростиха отсутствует первая буква. "Служба собору Сибирских святых составлена Преосвященным епископом Максимом на основании ранее изданных служб и житий Сибирских святых" (Димитрий, игумен, Пивоваров Б.,прот. Праздничные Богослужения в Тобольске и Тюмени// ЖМП. 1984. №12. С. 26).
[15] Минея Май. М., 1987. Ч. 1. С. 119-126.
[16] Минея Февраль. С. 67.
[17] Там же. С. 83.
[18] Там же. С. 94.
[19] Минея Март. М., 1984. Ч. 2. С. 29.
[20] Там же. Ч. 2. С. 32. См. так же: Моисеева Г.Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона. - ТОДРЛ. М., Л., 1965. Т. 21. С. 152. См. также: Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI века. М., 1988. Ч. 4. С. 770.
[21]  Минея Июль. М., 1988. Ч.1. С.120-126.
[22]  Там же. Ч. 1. С. 184-194.
[23]  Там же. Ч. 1. С. 184.
[24]  Спасский Ф.Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой// Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 161.
[25]  Минея Февраль. С. 369.
[26]  Минея Май. М., 1987. Ч. 2. С. 126-136.
[27]  Там же. Ч. 2. С. 127.
[28]  Там же. Ч. 2. С. 135-137.
[29]  Каган М.Д. Савватий. - Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П-С. СПб., 1998. С. 324.
[30]  Виршевая поэзия (Первая половина XVII века). М., 1989. С. 424. См. о нем так же: Шептаев Л.С. Стихи справщика Савватия. - ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М., Л., 1965. С. 5-28.
[31] Минея Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 77.
[32] Минея Март. М., 1984. Ч. 1. С. 103.
[33] Брайловский С. Карион Истомин, жизнь его и сочинения// ЧОЛДП. М., 1889. Апрель. С. 356.
[34] Минея Март. Ч. 2. С. 358-364.
[35] Минея Июнь. М., 198 . Ч. 2. С. 161.
[36] Там же. Ч. 2. С.173.
[37] Там же. Ч. 2. С.173-179.
[38] Там же. Ч. 2. С.181.
[39] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 287.
[40] Зиборов В.К. Лаврентий (ум. 11. XI. 1672). - Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И-О. СПб., 1993. С. 213.
[41]  См. о нем: Прохоров Г.М. Иоанн (1-я пол. XVII в.). - Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. С. 59-60.
[42]  Минея Июль. Ч. 1. С. 268.
[43]  Там же. Ч. 1. С. 268-278.
[44]  Минея Май. Ч. 1. С. 208.
[45]  Там же. Ч. 1. С. 397.
[46]  Там же. Ч. 1. С. 403.
[47]  Там же. М., 1987. Ч. 2. С. 26-37. Возможно, о названном каноне говорится в исследовании, посвященном Троицкому настоятелю: "…по предложению наместника Лавры Антония, митр. Московский Филарет установил празднество в честь Дионисия в Гефсиманском скиту 5 мая; он приказал тогда "править молебен по канону, приложенному к житию его" (Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкаго-Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. С. 410).
[48]  Минея Июль. Ч. 1. С. 206-217. Н.Барсуков говорит, что он был и автором жития и приводит о нем следующие сведения: "Творение Макария митрополита Гревенскаго. Митрополит Макарий был заточен в Соловецкий монастырь в 1666 году, но за что неизвестно; в 1677 году, он благословился в Москве у Патриарха ехать в свою землю и Патриарх пожаловал ему 10 рублей" (Барсуков Н. Источники Русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 397).
[49]  В связи с этим встает вопрос о необходимости создания справочника о русских писателях-гимнографах. Архиепископу Филарету Черниговскому принадлежит аналогичный труд о византийских гимнографах (Филарет архиепископ (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902). Поэтому труд о русских песнопевцах стал бы продолжением его книги. Возможно, Преосвященный автор думал об этом, если судить по аналогии. Ему принадлежит труд "Историческое учение об Отцах Церкви" (М., 1996), где рассмотрен материал от мужей апостольских и до начала XI в. Причем, в конце книги появляются первые материалы о славянских и древнерусских писателях-богословах. Хронологическим продолжением этого труда является его "Обзор русской духовной литературы" (Изд. 3-е. СПб., 1884), который не устарел до наших дней. Материал в нем представлен от первых духовных писателей Древней Руси и до начала XIX в.


27 октября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.