Афонские листки, № 69. Детство и юность трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Афонские листки, № 69. Детство и юность трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Каждому из нас с детства хорошо знакомы имена Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Это – вселенские учители Церкви. Заслуги этих дивных мужей для нас и для всего христианского мира бесценны. Их молитвами мы до ныне молимся; их писаниями доныне поучаемся и навидаемся. Их Святая Церковь не напрасно воспоминает каждый день на богослужении своем... И если дорого для нас Православие, то дороги должны быть для нас Василий, Григорий и Иоанн; потому что они с таким пламенным усердием защищали Православие, что ради его не только ничего не жалели, во и жизнь свою готовы были принести в жертву ему. Так высоки, бесценны заслуги их для Церкви Православной: они столпы Православия! Но, чтобы сделаться такими светильниками, им нужно было приготовиться к тому долговременным, богоугодно направленным домашним и школьным воспитанием и дивными подвигами христианскими.

Св. Василий Великий родился (329 г.) в Кесарии Каппадокийской. Отец его, также Василий, был образованный человек, добрый христианин, адвокат в суде, учитель в Понтийском училище, потом – священник; еще выше его по жизни была мать Василия Великого – блаженная Эммелия или Эмилия. На всем семействе святителя Василия видимо, почивало благословение Божие: из него вышли три архиерея и многие святые.

Воспитание св. Василия началось с 7-летнего возраста. Первые уроки святой веры и доброй нравственности он выслушал от своей матери Эммелия и бабушки Макрины. Эти святые наставницы сделали столь глубокое впечатление на нежное сердце питомца, что Василий помнил их до конца жизни, и только усовершал преподанные ему начала.

Первые уроки грамматики и словесности слушал он у своего отца, в Понтийском училище; а потом – для дальнейшего образования поступил в Кесарийское и, выслушав здесь полный курс, поспешил в Константинополь. В Константинополь успел он в короткое время усвоить всю мудрость известных тогда профессоров; но она не удовлетворила его, и даровитый юноша отправился в Афины, столицу тогдашнего просвещения. Здесь Василий, в течение 4 или 5 лет, слушал уроки афинских риторов и философов. Среди языческих питомцев в Афинах нашел он и христианских юношей, между прочим – Григория, впоследствии Богослова, с которым подружился. И эта святая дружба, начавшаяся в Афинах, никогда потом не оставляла их. Даровитым и любознательным друзьям не известны были в Афинах дороги – ни на праздники, ни на зрелища, ни на народные гулянья; две только дороги и были знакомы им: одна в церковь, другая в школу. За то и успехи их оказались изумительными, По словам св. Григория, Василий изучал и словесность, историю, диалектику, философию, астрономию, геометрию и медицину. В каждой науке оказал такие блистательные успехи, что, казалось, будто ей одной и занимался. Так, даровитому юноше передана была вся мудрость афинская! Но запросы души этого питомца были так велики, что современная наука не могла удовлетворить им. Не этой скудной пищи алкала благочестивая душа его: мудрости Божественной она искала; и Василий решился оставить Афины, чтобы – вместо профессора академии – быть еще учеником пустынников...

Имя Василия гремело уже везде. Родной город его упросил его быть в Кесарийской школе учителем красноречия и – вместе с тем – адвокатом. Уроки и красноречие молодого оратора всех приводили в восторг: все окрестные города приглашали его к себе, предлагая ему высокие должности. Положение Василия в свете сделалось очень высоким. Казалось, мир совсем увлек его к себе; казалось, пустыня, куда было стремился он из Афин, совсем забыта была им. Но Промысел бодрствовал над благородным юношей. Старшая сестра Василия, глубоко уважаемая им, успела отвлечь его от обольстительного поприща: по ее убеждению, он оставил светскую ученость и стал читать одно Святое Евангелие.

Читая эту священную книгу, он часто плакал о том, что потерял так много дорогого времени на труд пустой, на изучение той мудрости, которая, по суду Божию, есть буйство. И вот в душе его снова возникло и усилилось прежнее желание поучиться Божественной мудрости в пустыне. С этою целью посетил он многие монастыри и пустынные келлии, везде дивился образам высокой подвижнической жизни, и решился осуществить их на практике своей собственной жизни: учредил обитель, прошел в ней все добродетели и оставил правила подвижнической – христианской жизни. Так великий святитель готовился в доме, в школе и в пустыне, чтобы потом достойно носить имя вселенского учителя и святителя! Усвоив себе науки человеческие и уразумев истины Божественные, как их понимать и осуществлять, Василий Великий, как крепкий исполин оставил пустыню, всю остальную жизнь свою ратовал за чистоту веры – сперва и> сане пресвитерском, а потом и святительском (с 362-370 по 379 г.).

Св. Григорий Богослов воспитывался в школе и подвизался в пустыне так же, как искренний друг его Василий; но и домашняя жизнь его во многом сходна с жизнью Василия Великого. Родился св. Григорий около 329 г. в местечке Apиaнзе, в округе города Назианза – в Каппадокии. Отец его, по имени также Григорий, был человек богатый и образованный; а мать звали Нонной. Ее словам, убеждениям и особенно горячим молитвам обязан был муж ее Григорий тем, что принял православную веру и был затем не только пресвитером, но и епископом Назианским.

В благочестивом семействе родился Василий Великий; благочестиво было и семейство, к которому принадлежав Григорий: его мать Нонна – святая, его брат Кесарий – святой, его сестра Горгония – святая.

Рождение св. Григория было плодом молитв св. Нонны. Она усердно просила Господа даровать ей сына и обещала посвятить его на служение Богу. Господь услышал праведницу: родился Григорий, и она не задумалась исполнить свой обет: принесла сына своего в жертву Богу.

Согласно со своим обетом, св. Нонна сама дала ему первоначальное воспитание – в чистоте и целомудрии. С детства св. Григорий полюбил веру и благочестие матери; с детства же полюбил он и науки, и пожелал изучить их с той целью, чтобы это изучение употребить на пользу веры и Церкви.

И вот, побеждаемый и своею любознательностью, и советами просвещенного отца, он отправился учиться сперва в Kecapию Каппадокийскую, где в первый раз познакомился с Василием Великим; потом слушал наставников в Kecapии Палестинской; затем – вместе с братом своим Кесарием – продолжал образование в Александрии; наконец, завершил образование там же, где и Василий, в Афинах, на пути в который чуть было не лишился жизни, по случаю страшной бури, бывшей на море во время его плавания туда.

Пробыв около 6-ти лет в Афинской академии, св. Григорий вознамерился отправиться на родину. Но редкие дарования и блистательные успехи его во всех науках так пленили его друзей и знакомых, товарищей и учителей, что все они, крепко обнимая его, убедили его занять в академии кафедру словесности... Но слова матери его – св. Нонны: «Сын мой, я посвятила тебя Богу!» и слова его самого: «Твой я, Боже мой!», высказанные им среди бури, – сильно отзывались в душе его; и Григорий не мог долго оставаться в Афинах. Уловив благоприятный случай, он тайно выехал откуда, прибыл на родину и принял св. Крещение (ок. 356 г.).

Престарелый отец его Григорий, епископ Назианзский, рад был возвращению сына и поручил ему правление домашним хозяйством. Душа Григория рвалась к пустынной жизни, но любовь к родителям и долг повиновения удерживали его дома. Между тем друг его Василий посылал к нему письмо за письмом, звал его к себе, красноречиво описывая ему красоту пустыни и сладость мирной жизни отшельника. Не выдержал Григорий, оставил, наконец, родной кров и поспешил в понтийское уединение, в котором два друга-товарища вместе молились, вместе читали Св. Писание, вместе занимались трудами земледелия: жили одной душой...

Но престарелый отец крайне нуждался в помощи сына, для которого воля его была священна. Вызвав из пустыни сына, Григорий посвятил его – против воли – в пресвитера. Смущенный этим поступком отца, Григорий опять бежал в пустыню; но угрозы отца и дурные толки жителей Назианза о Григории вынудили его снова явиться в Назианз к Пасхе – защититься и начать свое высокое служение, сперва в сане пресвитера, потом в сане епископа Сасимского и архиепископа Константинопольского.

Насколько приготовил себя Григорий к этому служению, видно из следующих слов его о себе: «Меня не пленяли прекрасные волны шелковых одежд, не любил я продолжительных трапез, не любил я жить в огромных и великолепных домах, не расслаблял я сердце музыкальными звуками. Серебро и золото предоставил я другим... Для меня приятен кусок хлеба, у меня сладкая приправа его – соль; стол мой приготовлялся без трудов, питие мое – трезвенная вода. Лучшее мое богатство Христос, Который непрестанно возносит ум мой горе... Ни к чему не нужны мне ничтожная честь и скорогибнущая слава; неважно для меня получить от царя награды при дворе; никогда не обольщало меня желание судебного места, на котором, восседая величаво, мог бы и я высоко поднимать вверх брови... Одна слава для меня была приятна – отличиться познаниями, которые собрал Восток и Запад и краса Эллады – Афины. Над этим я трудился много и долго. Но все эти познания, повергнув долу, положил я к стопам Христовым».

Св. Иоанн Златоуст родился в столичном городе Сирии – Антиохии (ок. 347 г.). Отец его Секунд занимал почетное место в ведомстве главного начальника сирийских войск. Мать его звали Анфусой: она памятна живой верой, крепкой любовью и высоким благочестием. Златоуст был еще в колыбели, как Секунд скончался, оставив во вдовстве 20-летнюю Анфусу. Много горя в жизни предстояло этой вдовице: она была еще так молода; положение супруга ее в обществе было так высоко и обещало ей блестящие выгоды; он так горячо любил ее... Но у нее много было веры в Провидение, много покорности судьбам Божиим, и она не роптала; а замуж не пошла, чтобы не оскорбить память мужа; все внимание свое, всю деятельность свою сосредоточила она на воспитании сыны, предлагая ему уроки веры и благочестия; и сын постоянно утешал мать свою талантами, внимательностью, послушанием и успехами.

Когда пора детства для Иоаннa уже миновала, Анфуса отдала его в Антиохийское училище, где, под руководством риторов, софистов и философов, он изучал красноречие, философию и особенно древнюю греческую и римскую литературу, и изучал с таким успехом, что учитель его, знаменитый Ливаний, гордился своим учеником и желал иметь его своим преемником. Между тем Анфуса, со всей любовью и внимательностью матери-христианки, зорко следила за нравственным воспитанием своего сына; и ей-то Иоанн но преимуществу обязан был тем, что среди соблазнительной жизни многих товарищей сумел сохранить в чистоте свое сердце. Чего не может сделать любовь матери?! Нельзя не удивляться Aнфусе и не сказать о ней с Ливанием: «Какие удивительные жены у христиан!». Ни молодость, ни красота, ни высокое значение, ни богатство – не могли вовлечь Анфусу в мирскую суету.

Окончив курс учения, на 20 году от рождения, Иоанн успел уже приобрести громкую известность и избрал для себя звание адвоката, занял в короткое время почетное место между самими адвокатами и увлекся было миром... К счастью, у Иоаннa был искренний друг – Василий, впоследствии епископ в Сирии. Узнав, что Иоанн уклонился от Евангельского пути на страну далече, он просил, умолял его переменить образ жизни и занятий, и его просьба имела желанный успех. Иоанн не только сложил с себя звание адвоката и забыл театры и публичные зрелища, но и снял с себя даже светскую одежду, – почти никогда не появлялся в общественных собраниях, – все время в доме матери посвящал молитве, чтению Слова Божия, благочестивым размышлениям и даже спал на голой земле. Василий убеждал его идти в пустыню. Иоанн уже склонялся под его убеждения; по слезы и трогательное убеждение матери удержали его в отеческом доме до ее смерти.

Закрыв глаза матери сыновней рукою и похоронив ее подле праха отца, Иоанн недолго колебался, на крыльях голубиных полетел в Антиохийскую пустыню и здесь отдал себя на полное распоряжение самому строгому старцу. Строгости пустынной жизни воздвигли было в душе Иоанна сильную бурю искушений; но эта буря скоро улеглась, и Иоанн, укрепленный благодатью, от души полюбил то, что прежде так болезненно теснило его сердце. Он не только охотно делил с иноками все их подвиги, – но находил досуг делать даже то, чего другие не делали: в пустыне он писал сочинения.

Строгая аскетическая жизнь и прекрасные сочинения Златоуста обратили общее на него внимание пустынных отцов. В то же время некто Исихий видел, что, когда св. Иoанн, в молитвенном настроении духа, лежал на полу своей келлии, к нему подошли два мужа в светлых одеждах, взяли его за руку и сказали: «Встань: Иисус Христос прислал нас к тебе». То были Апостолы – Иоанн, подавший ему книгу и с ней благодать изъяснять Св. Писание просто и увлекательно, и – Петр, подавший ему ключи и с ними власть – отпускать грехи. Златоуст пал пред ними на землю и сказал: «Святые Апостолы! Я не достоин этой великой милости», и залился слезами.

Но небожители утешили его и, простившись с ним, вознеслись на небо. Это видение и дар чудотворений, который обнаружил Златоуст в пустыне, еще больше умножили славу его. Но слава эта была тяжела для него; и он, после 4-летней монастырской жизни, оставил монастырь, чтобы поселиться не далеко от монастыря, среди скал и необитаемых лесов, в глубокой пещере, и здесь провести все дни до самой кончины в посте и молитве. Но, тяжкие здесь подвиги, сырость и холод пещеры до того расстроили его силы, что чрез два года он вынужден был возвратиться в Aнтиохию. Это было в 381 году. С этих пор начался непрерывный ряд трудов и заслуг Иоанна для Церкви Божией – в сане диакона 5 лет, в сане пресвитера 12 лет и в сане святительском 9 лет.

О, если бы и наши матери подражали Эммелии, Нонне и Анфусе! О, если бы и наши матери твердо помнили, что материнское воспитание имеет сильное влияние на всю последующую жизнь детей! Ведь язык матери – язык сердца: что ж мудреного, если каждое слово ее глубоко отпечатлевается в мягком сердце дитяти? О, если бы и наши дети подражали Василию, Григорию, Иоанну! О, если бы и наши юноши, во время своего воспитания и образования, тщательно собирали все полезное в науках и слагали то в сердцах своих, наподобие тружеников муравьев и работниц пчел, каким бы они обладали довольством и сладостью! А если бы при этом они еще заранее приучали себя к подвигам добродетели, сколько бы из них выходило великих светильников для мира и жизни христианской!


Е. И.


Источник: Афонские листки в 2-х томах. Т.1. (№№ 1-100). Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – М: Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собств. дом. 1899.


STSL.Ru


12 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...