650 лет Георгиевской обители Преподобного Сергия Радонежского на реке Клязьме

Один из наиболее почитаемых на Руси святых Преподобный Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого отмечалось недавно, основал несколько монастырей. Наиболее известным из них является Троице-Сергиева лавра в Подмосковье. Но есть и другая пустынь, также устроенная преподобным, которая сегодня является наиболее труднодоступной из всех Сергиевских обителей. Это Георгиевский скит, расположенный посреди лесов и болот на левом берегу Клязьмы на границе Вязниковского и Гороховецкого районов, основанный 650 лет назад.


Храм в честь преподобного Сергия Радонежского

В 1365 году Сергий Радонежский по просьбе митрополита Московского Алексия и юного великого князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) направился в Нижний Новгород повлиять на нижегородского князя Бориса Константиновича, спорившего о власти с братом— союзником Москвы. Преподобный пришел в Нижний пешком и, пригрозив отлучением от церкви, смирил гордого Бориса. На обратном пути уже тогда прославленный игумен благословил строительство пустыни неподалеку от Клязьмы, где была устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. По преданию, Сергий Радонежский подарил новоустроенной обители серебряный позолоченный напрестольный крест, сохранявшийся там до 1930-х годов.

Новая пустынь не теряла связей с Троицко-Сергиевым монастырем, а при жизни преподобного — и с ним самим. После победы русских войск в Куликовской битве, перед которой Сергий Радонежский лично благословил Дмитрия Донского и его войско, в Троицкой пустыни близ Гороховца был выстроен второй деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца — в память великой победы над татарами хана Мамая. С той поры пустынь стали называть Георгиевской.

Зимой 1541 года крымский хан Сафа-Гирей с 30-тысячным войском разорил земли нынешнего Владимирского края. В числе прочих тогда же была уничтожена и Георгиевская пустынь. Только в 1590-м к царю Федору Ивановичу обратился соборный старец Троице-Сергиева монастыря Варсонофий Якимов с просьбой помочь восстановить Георгиевскую обитель. Царь повелел выстроить в пустыни новый храм и собрать братию, пожаловав им вотчину Конюш-остров в Муромском уезде, «чтобы Угодника Христова Сергия славилось начало».

К 1628 году в Георгиевской пустыни уже имелся храм в честь св. Георгия Победоносца, кельи и деревянная ограда. В обители проживали иеромонах Гермоген и 10 иноков. Около обители возникла и крестьянская слободка из 14 дворов. Монастырьку принадлежало 14 озер и 13 истоков с богатыми рыбными ловлями.

Одним из последних настоятелей Георгиевской пустыни стал строитель Прохор (Спесивцев), вклад которого — массивное напрестольное Евангелие в окладе из позолоченного серебра, пожертвованное в 1691 году, долго сохранялась в Георгиевской церкви как реликвия. В начале XVIII века в царствование Петра I пустынь запустела, а в 1764 году по указу Екатерины II все небольшие монастыри были упразднены и в их числе — Георгиевская пустынь. Обитель Сергия Радонежского стала центром сельского прихода и получила название село Георгиевская слободка. В 1782 году старые деревянные Троицкая и Георгиевские церкви были перестроены в одну Троицкую с Георгиевским приделом.


Клязьма на закате

В приходе Георгиевской слободки к 1898 году насчитывалось около 800 человек, с 1894-го там действовала церковно-приходская школа. Одним из последних тамошних настоятелей стал священник Василий Ключарев, назначенный в Георгиевскую церковь в 1899-м. В 1930-е годы храм в Георгиевской слободке закрыли. Церковное здание использовалось местным колхозом для хозяйственных целей. Потом пожары и люди завершили уничтожение того, что еще хоть как-то напоминало о Георгиевской пустыни — казалось, навсегда.

Очередное третье по счету рождение обители преподобного Сергия состоялось в 1996 году в качестве Георгиевского скита Гороховецкого Николаевского монастыря по инициативе его настоятеля игумена Петра (Радзина). И хотя в октябре 2001-го игумен был переведен в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском районе, где спустя полтора года безвременно скончался, начатое им дело с успехом продолжается до сих пор.
Скит расположен на пойменном левом берегу Клязьмы, и без лодок в монастырской жизни не обойтись. Река Клязьма у деревни Перово Вязниковского района, где обычно переправляются иноки, в ширину достигает 400 метров. Течение достаточно сильное, поэтому на узкой лодчонке перебраться с берега на берег, да еще и с пассажирами на борту, весьма непросто. От лодочника требуется немало сноровки, чтобы лодку не снесло течением. Одно неосторожное движение и утлый челн вообще может перевернуться! Но с молитвой насельники скита переправляются через Клязьму в любую погоду, орудуя одинарными веслами с виртуозной ловкостью.

Лучше всего добираться в скит весной в высокую полую воду. Тогда можно с успехом пользоваться моторкой. Георгиевская пустынь когда-то была основана при впадении Луха в Клязьму. Сегодня от прежнего русла осталась лишь извилистая старица. Но в половодье катер может подняться по «Старому Луху» прямо к скиту. Летом же, переправясь через Клязьму, до скита надо преодолеть еще около четырех километров отвратительной лесной дороги. Неподалеку от Вязников ныне проводятся соревнования внедорожников. Но никакие искусственные трассы не сравнятся с колеей из жидкой глины вперемешку с огромными пнями и корнями деревьев, рытвинами и ухабами, ведущей в Георгиевский скит. К тому же природе «помогают» кабаны, которые расплодились вокруг в изобилии и местами напрочь перекапывают и без того непроезжую дорогу. Даже ветхий «УАЗик» знающих «фарватер» иноков проходит этот путь с большим трудом, причем передвигается не иначе, как чудесным образом. Каждый раз, перед тем, как заводить машину, иноки творят молитву. И мотор вопреки всем канонам техники оживает!

В распутицу скит неделями отрезан от «Большой земли». Труднее всего во время ледостава и ранней весной. По тонкому неокрепшему льду иноки перебираются втроем или вчетвером, обвязавшись длинной веревкой. Если кто-то проваливается под лед, то остальные его вытаскивают. Подобная переправа порой напоминает «русскую рулетку», но благодаря покровительству преподобного Сергия все кончается благополучно.

Строения скита, расположенные рядом со старицей Луха в окружении дремучего леса и непролазных болот, состоят из десятка домиков-келий и различных хозяйственных построек. Кроме видавшего виды «УАЗика» в скиту имеется ГАЗ-66 и трактор МТЗ. Электричества в скиту нет, имеющиеся дизель-генераторы используются редко и экономно. Многое из необходимого для жизни братия делает своими руками. Там имеется обширный огород и массивная теплица. Огурцов, помидор и капусты, собранных с монастырских плантаций, обитателям скита хватает на весь год. Хорошим подспорьем является и рыбная ловля. В окрестных озерах и сейчас обилие рыбы. А в лесах столько грибов, что иноки берут почти одни белые, игнорируя «всякие челыши», не говоря уже о маслятах и сыроежках.

Молоком, сливками и сметаной скит обеспечивает буренка-кормилица. Внушительные стога сена, заботливо укрытые пленкой — непременная деталь местного пейзажа.

В центре скита находится деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, выстроенный в старинных архитектурных традициях об одной главе с двухъярусной шатровой звонницей. Наверху имеется 4 средних колокола и несколько колоколов поменьше. Колокольный звон из скита в погожий день долетает до Клязьмы, и заезжим туристам на речном берегу кажется, что это эхо от скрытого в глубинах вод былинного града Китежа.
Еще один колокол укреплен на стене одной из келий, в которой имеется небольшая домовая церковь. Это корабельная рында, подаренная обители. По ее сигналу братия собирается на молитву, в церковь и на трапезу.

Практически все, хоть раз побывавшие в скиту, сходятся во мнении, что это место — особенное, намоленное и благодатное. В обители преподобного Сергия каждого охватывает чувство душевного покоя и просветленности. Знающие люди утверждают, что эти ощущения очень схожи с теми, которыми дарит паломников Троице- Сергиева лавра.

Трудно поверить, что всего в нескольких километрах от шумной и пыльной трассы Москва-Нижний Новгород на глухом заречном берегу за лесами и болотами идет совсем иная, столь непохожая на мирскую уединенная иноческая жизнь. В Георгиевском скиту кажется, что время остановилось, и из леса того и гляди выйдет смиренный старец с дорожным посохом в ветхой ризе и лыковых лапотках с особенным ясным взглядом из-под насупленных бровей — как это уже случилось 650 лет назад...

Николай ФРОЛОВ



26 Мая 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...