К 458-летию завершения строительства собора Василия Блаженного в Москве


Открытка 1910-1918 гг.

29 июня (по н.ст.) 1561 года было завершено строительство собора Василия Блаженного, который до XVII века назывался Троицким. 

История Покровского собора знакома многим со школьной скамьи. Он был возведен в 1555–1561 годах по приказу царя Иоанна Грозного в честь победы русского войска над Казанским ханством и взятия Казани. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери. 

До сих пор нет ясности в вопросе «авторских прав». Существует три версии о его создателях. По одной из них, наиболее вероятной, архитектором собора был известный на Руси псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой версии, Постник и Барма не один человек, а два разных архитектора, вместе трудившихся над созданием Собора. Согласно третьей версии, так и не подтвержденной какими-либо документальными источниками, собор был построен неизвестным итальянским автором.


Московский чудотворец Блаженный Василий.
Худ. Графов Виталий Юрьевич 

По легенде, когда собор был достроен, Иоанн Грозный, увидев его великолепие, обратился к мастеру с вопросом, может ли он возвести храм, равный по красоте или даже превосходящий его. Услышав утвердительный ответ, царь, не желавший повторения такому архитектурному шедевру, приказал ослепить архитектора. Скорее всего, эта история действительно является всего лишь легендой. 

Согласно документально подтвержденным данным (если склоняться к версии о возведении собора Постником), он не мог быть ослеплен, потому что в течение нескольких лет после завершения работы над Покровским собором участвовал в строительстве Казанского Кремля.

И вся история Покровского Собора окутана многочисленными легендами. Это, в частности, связано и со «вторым» названием святыни: храм Василия Блаженного. 


Рака со св. мощами Василия Блаженного

Первоначально на месте Собора стоял белокаменный храм Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал деньги на строительство будущего Покровского храма, затем приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. И никто, даже воры, не трогали этих монет. 

А перед смертью, в августе 1552 года, он отдал их Иоанну Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм. Но народная молва разнесла и еще одно предположение, якобы Иоанн Грозный строил храм в честь своего отца Василия III. 

Некоторые приписывают ему следующую фразу: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Вот по этой причине храм будто бы и получил название храма Василия Блаженного. 


Собор Василия Блаженного.
Худ. Карл Иванович Рабус.

Помимо многочисленных легенд, интересны и некоторые фактические данные об архитектурных особенностях храмового комплекса. Всё, от количества куполов до их расположения по отношению друг к другу, имеет особую христианскую символику. Собор представляет собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима: Царствия Божия, описанного в Апокалипсисе. 

Собор состоит из восьми церквей, которые сгруппированы вокруг девятой, возвышающейся над ними столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери. 

Сооружению каменного храма предшествовала постройка в память важнейших этапов войны семи деревянных церквей вокруг восьмой – каменной. В итоге храм представлял собой сооружение из 9 столпов-храмов, объединенных общим основанием и соединенных сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей. В центральном столпе помещался храм Покрова, по которому и был назван собор. В 1588 году был пристроен придел Василия Блаженного, по имени которого утвердилось общепринятое название храма. Основание собора (подклет) служило местом хранения городской казны и денег и ценностей богатых горожан, что едва не стало причиной поджога Москвы в 1595 году, во время которого должно было совершиться ограбление.

Число «восемь» символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после второго пришествия Христа, после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом «семь». 


В старину собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24 старцев, сидящих у Престола Его. Но в настоящее время насчитывает только десять. 

Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное значимое событие казанских походов Иоанна Грозного. Центральная посвящена празднику Покрова Божией Матери, давшему название всему храму. Церкви увенчаны нарядными куполами-луковками. 

Всего в соборе девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI–XIX веков. Стены собора украшены фресками. Также там можно полюбоваться портретной и пейзажной живописью, церковной утварью. Среди особо ценных экспонатов – потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Храм неоднократно страдал от огня и грабежей. Начались они еще во время польско-шведской интервенции 1612 года, а во время пребывания французов в Москве в 1812 году храм был разграблен и превращен в конюшню.


В настоящее время собор не только является визитной карточкой столицы России, но и красой всего христианского мира – жемчужиной православной культуры, национальной святыней, предметом благоговения и поклонения паломников и неиссякаемого интереса гостей Москвы со всего мира. 

Покровский собор входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

По материалам сайтов  Luchmir.com и  Rus-obr.ru
Фото с сайтов Moiarussia.ru и Pastvu.com


29 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...