165-летие со дня рождения св. прав. Алексия Товта († 1909), протопресвитера, «отца американского православия»

Протопресвитер Алексий Георгиевич Товт (англ. Alexis Toth) родился 18 марта 1854 года (по др. источн. – 14 марта 1853 г.) близ Прешова в семье священника-униата Георгия, настоятеля храма в округе Сепеш, и Цецилии Товт. Брат Алексия был униатским священником, дядя – епископом. Начальное образование А. Товт получил в местной школе, прошел военную службу, учился в течение года в римско-католической семинарии в Эстергоме, закончил семинарию в Ужгороде (венг. Унгвар) и богословский факультет в Прешовском университете.

Saint_Alexis_of_Wilkes-Barre.jpg

Икона св. прав. Алексия Товта.
Закарпатье, 2012 г.

В 1878 г. рукоположен во священника униатским Прешовским епископом Николаем (Товтом), служил на приходах в Словакии, был назначен зав. канцелярией Прешовской епархии. В 1881 г. отец Алексий стал ректором греко-католической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории. Владел свободно словенским, венгерским, немецким, латинским и отчасти греческим языками. В 1879 г. умерли его жена и ребенок.

В ноябре 1889 г. в ответ на прошение униатского прихода в США Прешовский епископ Иоанн (Валий) послал о. Алексия Товта в Америку. По предписанию епископа батюшка прибыл в Миннеаполис (шт. Миннесота) для окормления новообразованной униатской карпаторосской общины. Однако местный католический архиепископ Джон Айрленд, в ведении которого находились все униатские приходы, не только отказался дать разрешение на служение, сославшись на то, что о. Алексий был ранее женат, но и вскоре запретил и отлучил его. Воспитанный с детства, как и все русины в то время, в любви к Русской Православной Церкви, о. Алексий был готов к принятию Православия. К решительному шагу его подтолкнула встреча в США с враждебным отношением представителей католического епископата и клира к униатам.

Alexis_Toth.jpg

Отец Алексий Товт в митре

Позже о. Алексий Товт писал: «Когда я все это увидел и услышал, тогда решился на то, что давно уже жило в моем сердце, из-за чего душа болела у меня… быть православным… но как же?… Нужно быть очень осторожным. Та несчастная уния – начало упадка и всего злого – очень прижилась у наших людей, 250 лет прошло, как это бремя на наши шеи возложили!… Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих тёмных верных… В том деле помогли мне сами прихожане. Когда я созвал своих прихожан, объяснил им свое печальное положение и заявил, что остается только их покинуть, то некоторые из них заявили: – "нет, пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланяться!"» (Коханик П., прот. Начало истории Американской Руси // История русинской эмиграции. – 2-е изд. – Trumsull, Connecticut: Peter S. Hardy, 1970. С. 488.).

Священник поехал в Сан-Франциско к епископу Алеутскому и Аляскинскому Владимиру (Соколовскому) и был принят в конце 1890 г. в лоно Русской Православной Церкви. 25 марта 1891 г., в Неделю Православия, в Миннеаполисе епископ Владимир воссоединил с Русской Православной Церковью весь приход о. Алексия – 361 прихожанина. Владыка назначил батюшку благочинным и поручил ему также окормлять открывавшийся приход в Чикаго. Епископ Владимир оказал финансовую помощь новоприсоединенной общине, пожертвовал несколько икон, неоднократно совершал там богослужения. Возвращение общины о. Алексия Товта в лоно Православной Церкви послужило для многих униатских общин в США и Канаде вдохновляющим примером.

14 июля 1892 г. указом Святейшего Синода о. Алексий и его община были приняты в Североамериканскую епархию Русской Православной Церкви. Отец Алексий открыл в своем приходе школу, преобразованную через несколько лет в миссионерскую. К конце XX в. община в Миннеаполисе стала крупнейшим православным приходом США, насчитывавшим около тысячи прихожан.

_109.jpg

Вилкесс-Баррская Воскресенская церковь,
построена прот. Алексием Товтом в 1900 г.

В 1893-1909 гг. о. Алексий был настоятелем церкви в Уилкс-Барре (шт. Пенсильвания), ставшей центром его миссионерской деятельности среди униатов, некоторое время занимал должность пенсильванского благочинного. По благословению правящих епископа Николая (Зиорова, 1891-1898), архиепископа Тихона (Белавина, впоследствии – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, 1898-1907) и архиепископа Платона (Рождественского, † 1907) батюшка неустанно проповедовал, вел напряженную миссионерскую работу, главным образом среди униатов-карпатороссов. К 1898 г. три униатских священника со своими общинами воссоединились с Православной Церковью, а к 1909 г. – более 17 общин и около 20 тыс. униатов. При деятельном участии о. Алексия печатались различные церковные издания, в частности газета «Свiт». В 1905 г. он был инициатором создания «Русского православного кафолического общества взаимопомощи». В результате миссионерских трудов о. Алексия после его кончины, в период между Первой и Второй мировыми войнами, в Америке и на родине святого, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов. Святитель Тихон (Белавин) высоко ценил личные качества о. Алексия и был его духовным наставником. В 1907 г. священнику было предложено стать епископом для русинов – выходцев из Австро-Венгрии, но он отказался, сославшись на преклонный возраст и немощность. В 1909 г., незадолго до кончины, о. Алексий был возведен в сан протопресвитера.

Toth_Inside.jpg

Автограф о. Алексия Товта

При жизни святого Алексия были изданы четыре книги его сочинений, статьи в Американском православном вестнике, газете «Свет» и других изданиях, содержащие объяснения истин православного вероучения, размышления о том, как славяне должны жить в Америке. Статьи и книги святого были написаны простым, понятным для русинов языком, с употреблением поговорок и шуток. Самой известной книгой отца Алексия была «Где искать правду?» (англ. Where to Seek the Truth?), которая неоднократно переиздавалась на нескольких языках, служа для униатов православным катехизисом.

К концу 1908 г. его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели и 24 апреля (7 мая) 1909 года скончался. Отец Алексий был похоронен в Саут-Кейнане на кладбище старейшего на Американском континенте православного монастыря, построенного с его участием.

Отец Алексей был ярким носителем карпаторусского национального самосознания. Как и все русины своего времени, был воспитан в любви к русскому православию и называл свою веру русской. Считал унию насильственной, а ее принятие – причиной упадка русинской культуры.

St_Alexis_Toth_shrine.jpg

Склеп протоиерея Товта (1916)

В 1916 г., через семь лет после кончины отца Алексия Товта, когда состоялось перезахоронение его тела в специальный склеп у главного храма Тихоновского монастыря, оно было обнаружено нетленным. В 1994 году гроб отца Алексия был открыт еще раз, и снова его тело нашли нетленным.

31 мая 1994 г., в год празднования 200-летия Православия в Америке, решением Священного Синода Православной Церкви о. Алексий был канонизирован в лике святых с установлением дня памяти 7 мая и включением в Собор всех святых Северной Америки (второе воскресение после Пятидесятницы). На прославлении, совершившемся в монастыре свт. Тихона Задонского (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания) и возглавленном митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором), присутствовали представители Православных Поместных Церквей, многочисленное духовенство и тысячи паломников. Мощи святого были положены в раку у иконостаса монастырского храма свт. Тихона Задонского. Были составлены служба, тропарь, кондак и акафист святому. Существует несколько иконописных образов о. Алексия Товта, наиболее известный находится у раки с мощами.

В 2009 г. Православной Церквью в Америке праздновалось 100-летие со дня преставления св. прав. Алексия Товта. Особенно св. Алексий почитается в приходах, история которых связана с его миссионерской деятельностью. В США появляются храмы, посвященные святому Алексию Товту (в частности, в Константинопольском Патриархате). На Закарпатье в честь св. Алексия организуются православные молодежные лагеря.

Holy_Trinity_Cathedral_Chicago.jpg

Троицкая церковь Владимирского прихода
в Чикаго, где служил отец Алексий

Частицы мощей св. Алексия можно встретить не только на территории США, но и в других странах (в России: храм св. вмц. Екатерины на Всполье (Москва), на Украине: храм св. вмч. Георгия (Львов)).

В 2004 г. предыдущий предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Герман (Свайко) во время своего официального визита в Православную Церковь Чешских земель и Словакии передал частицы мощей св. Алексия нескольким храмам в Чехии и Словакии, преподнес их также всем архиереям этой Поместной Церкви.

26 апреля 2009 г. во время своего первого визита в Россию в качестве Предстоятеля Православной Церкви в Америке митрополит Иона в ознаменование 100-летия преставления св. Алексия преподнес в подарок Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу икону святого с частицей его мощей.

Relics_of_Saint_Alexis_Toth.jpg

Частица мощей св. прав. Алексия в храме
вмц. Екатерины на Всполье (Москва)

Память св. прав. Алексия совершается: 24 апреля / 7 мая (Праволавной Церковью в Америке [1], Элладской Православной Церковью [2], Антиохийской Православной Церковью [3], Румынской Православной Церковью [4]), а также в Соборах Галицких (Львов.) и Карпаторосских (Укр.) святых.


Молитвословия


Тропарь, глас 4

О, пра́ведне о́тче Алекси́е,/ небе́сный засту́пниче и учи́телю наш,/ боже́ственное украше́ние Це́ркви Христо́вы,/ моли́ все́х Учи́теля / ве́ру Правосла́вную во Аме́рице утверди́ти,/ пода́ти ми́р ми́рови// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 5

Прииди́те ве́рнии,/ свяще́нника Алекси́я восхва́лим/, во Аме́рице Правосла́вия свети́ло добролу́чно,/ о́браз терпе́ния и смире́ния./ Досто́йнаго па́стыря ста́да Христо́ва,/ воззва́вшаго о́вцы заблу́ждшия/ и свое́ю про́поведию приве́дшаго я́// к Небе́сному Ца́рствию.

Величание

Велича́ем тя́,/ свя́те пра́ведне о́тче Алекси́е,/ и чте́м святу́ю па́мять твою́,/ ты́ бо возврати́л лю́ди своя́ к ве́ре Правосла́вней/ и мо́лиши о на́с// Христа́ Бо́га на́шего.


Литература и ссылки

· Американский правосл. вестник. 1903. № 9. С. 136-142, фото; 1909. № 8-9/10;

· Журнал № 59 Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 2006 г. http://orthodox.org.ua/article/zhurnali-zas%D1%96dannya-svya...a-2;

· Куренков А., свящ., Солдатов Г.М. Алексий Товт // Православная Энциклопедия. – М., Т.1. С. 658-659. http://www.pravenc.ru/text/64636.html;

· Солдатов Г.М. Св. Алексий Товт (Toth) // Верность: журнал. – 2006. – № 73;

· Юб. сб. в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. – Нью-Йорк, 1944. Т. 1.;

· Archpriest Alexis Toth / Transl. and ed. G. Soldatow. AARDM, 1978-1989. Vol. 1-4;

· Ferencz N. American Orthodoxy and Parish Congregationalism. – Piscataway, New Jersey: Gorgias Press, 2006. С. 147-166;

· Keith S. Russin. Father Alexis G. Toth and the Wilkes-Barre litigations // SVTQ. 1972. Vol. 16. N 3. P. 128-149;

· Menaion Service for St. Alexis of Wilkes Barre (на англ. яз.) // Сайт Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании (Православная Церковь в Америке http://www.sttikhonsmonastery.org/files/St-Alexis-of-Wilkes-Barre.pdf – молитвословия (пер. на ц.-слав. яз. диак. Александр Васильев);

· Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794-1994. OCPC, 1995;

· O’Connell M. R. John Ireland and the American Catholic Church. – Minnesota Historical Society Press, 1988. С. 270;

· Orthodox America, 1794-1976. – New York, 1975;

· Russin Keith S. Father Alexis G. Toth and the Wilkes-Barre litigations // St. Vladimir's Theological Quarterly: журнал. – 1972. – Т.16, № 3. С. 128-149;

· The Writings of St. Alexis Toth, Confessor and Defender of Orthodoxy in America / Transl. G. Soldatow. AARDM, 1994;

· The Orthodox Church in America and other writings by St. Alexis / Transl. G. Soldatow. AARDM, 1996. Сайт «Русское Православие» http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_6981

· АЛЕКСИЙ Товт // Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/64636.html

· Товт Алексей Георгиевич // ОПЭ Древо https://drevo-info.ru/articles/3621.html


Примечания

[1] Repose of St Alexis Toth the confessor and defender of Orthodoxy in America, официальный сайт Православной Церкви в Америке http://oca.org/saints/lives/2015/05/07/101300-repose-of-st-a...oxy

[2] Сайт «Большой месяцеслов» / ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, по кн.: Агафангел (Харамантидис), еп. Фанарский. Синаксарь Православной Церкви / Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3061/sxsaintinfo.aspx

[3] Церковный календарь на официальном сайте Антиохийской Православной Архиепископии Северной Америки http://www.antiochian.org/1102802723.

[4] Церковный календарь Румынской Православной Церкви http://www.calendar-ortodox.ro/luna/mai/mai07.htm.

[5] Clash of Titans – Father Alexis Toth and Archbishop John Ireland of Minneapolis / St. Paul Courtesy by fr. Hal Stockert


19 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...