160-летие со дня рождения барона Владимира Дмитриевича Дервиза (1859-1937), художника-акварелиста, мемуариста, первого директора Сергиевского музея-заповедника

21 мая 2019 г. исполнилось 160 лет со дня рождения В.Д. Дервиза, художника-акварелиста, мемуариста, земского деятеля, сотрудника и первого директора Сергиевского музея-заповедника.

Чрезвычайно приятен был Владимир Дмитриевич
в совместной работе по организации музея...
Его природный ум, вкус и общая культура
очень облегчали совместную трудную работу.
Мы понимали друг друга с полуслова.

А.Н. Cвирин о В.Д. Дервизе


В.Д. Дервиз. 1880-е гг.

Семья фон Дервизов (первоначально фон дер Визе) – происходивший из Германии старинный дворянский род, один из представителей которого поступил на русскую службу в середине XVIII в. Его потомок Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) был известным строителем российских железных дорог. На его средства в Москве основана существующая поныне детская больница св. Владимира (бывшая Русаковская). Его вдова Вера Николаевна в память о безвременно умершей дочери учредила гимназию им. В.П. фон Дервиз, в которой одно время училась М.И. Цветаева. Сын П.Г. фон Дервиза – Павел Павлович (1870-1943) – основал в Старожилово конный завод. Не исключено, что его комплекс был построен по проекту Ф.О. Шехтеля. Подобно отцу, в часы досуга сочинявшему музыку, П.П. фон Дервиз был также художественной натурой. Он занимался композицией, ставил спектакли в организованном им старожиловском театре. Однако поприще коннозаводчика и мецената не удовлетворяло мятущуюся, ищущую душу Павла Павловича. Преуспевающий тридцатичетырехлетний бизнесмен, сдав экстерном экзамены за курс математического факультета Московского университета, стал учителем математики в основанной им гимназии в Пронске, и эта новая профессия помогла ему впоследствии выжить.

Derviz_.jpg

Герб рода фон Дервиз

После революции Павел Павлович, сменивший в годы Первой мировой войны немецкую фамилию на «Луговой», работал сельским учителем. Сын П.П. фон Дервиза – тоже Павел Павлович (1897-1942) – был искусствоведом, заведовал Особой кладовой Эрмитажа. Брат Павла Григорьевича фон Дервиза – Николай Григорьевич (1837-1880) – являлся солистом Мариинского театра в Петербурге.

Владимир Дмитриевич фон Дервиз (Derwies), живописец-акварелист, деятель земского движения родился 9 (21) мая 1859 года в Санкт-Петербурге. Приходился племянником Павлу Григорьевичу Дервизу, прокурору кассационного департамента Сената и члена Государственного совета. В отроческие годы Владимир Дервиз побывал с родителями и братом во Франции и Италии. Видимо там, на юге, на границе Франции и Италии, и возникла впервые у В.Д. Дервиза тяга к живописи. Именно там В.Д. Дервиз стал «брать уроки рисования у местного жителя (родом из Монако), художника Florence, хорошего акварелиста-пейзажиста.

2d499892.jpg

В. Серов. Портрет Вл. Д. фон Дервиза.
1888 г. Картон, масло. ГТГ

Однако, несмотря на увлечение живописью, В.Д. Дервизу пришлось поступать в училище правоведения. Окончив училище в 1881 г., он не заинтересовался юридической карьерой в Санкт-Петербурге, занимался акварельной живописью под руководством А.И. Морозова и известного в XIX веке художника А.О. Премацци. В 1880 г. поступил в петербургскую академию художеств, где учился у Π.П. Чистякова, близко сдружился с В.Л. Серовым и М.А. Врубелем, работал в устроенной ими мастерской в 1883-1884 гг. В одном из писем сестре Врубель писал: «...мы трое – единственные понимающие серьезно акварель в Академии». Трое друзей и поселились вместе, и подрабатывали уроками рисования в частной школе тетки Серова – Аделаиды Семеновны Симонович. По субботам приходили к ней в гости. В доме А.С. Симонович было много дочерей.

Вскоре Владимир Дмитриевич Дервиз женился па двоюродной сестре Серова Н.Я. Симонович. Валентина Семеновна, мать В.А. Серова, жила в то время в с. Едимонове Тверской губернии – там находился сыроваренный завод Николая Васильевича Верещагина, брата известного художника. С ним В.М. Серова познакомилась в Швейцарии. Серов и Дервиз приехали в Едимоново. Там, в сельской церкви, Дервиз обвенчался с Надеждой Яковлевной Симонович.

В.А. Серов. Портрет Д.Г. Дервиза.
1895 г. Холст, масло.
Собрание Фонда В. Серова

В 1885 вместе с Серовым В.Д. Дервиз оставил академию художеств, непродолжительное время служил в Сенате, в 1886 приобрел имение Домотканово в Тверской губернии и, отказавшись от карьеры чиновника, решил посвятить себя хозяйственной и земской деятельности. Домотканово более 30 лет служило приютом для большой семьи А.С. Симонович и для друзей, знакомых и знакомых знакомых. В имении Дервиза постоянно бывали члены семей Серовых и Симоновичей, сам Серов регулярно гостил там в течение всей своей жизни, а в 1895-1896 гг. жил со своей семьей, создал здесь более 30 крупных произведений, среди которых "Девушка, освещенная солнцем" (портрет М.Я. Симонович, 1888, ГТГ), портреты Н.Я. Дервиз и В.Д. Дервиза (оба 1890. собрание В.А. Фаворского в Москве). В имении Домотканово В.Л. Серову посвящен действующий там по настоящее время музей.

Группа сотрудников Сергиевского музея.
Фото 1928 г. Во втором ряду снизу
четвертый справа А.Н. Свирин,
второй справа В.Д. Дервиз

В Домотканове Дервиз занимался просветительской работой среди крестьян, организовал сельскую школу, участвовал в работе училищного совета уезда. Своей деятельностью привлек к себе внимание полиции и с 1889 г. попал под негласный надзор. Владимир Дмитриевич играл видную роль в работе Тверского земства, объединившего либерально настроенных людей; в 1897 г. избран председателем Тверской уездной земской управы, по не утвержден в угон должности. С 1900 председатель Тверской губернской земской управы. Регулярно издавал отчеты о деятельности Тверского комитета, организованного из деятелей земского самоуправления. В 1903 подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в Министерстве внутренних дел. В 1904 г. В.Д. Дервизу было запрещено проживание в Тверской губернии, но в 1905 г. он вновь занял пост председателя губернской земской управы. В 1908 году скончалась жена Владимира Дмитриевича. Смолк рояль, на котором она по вечерам аккомпанировала мужу, когда он пел романсы Чайковского, Шумана. Но подросла их дочь Мария и дом был снова полон молодыми голосами. В Домотканове образовалась группа людей, «связанных не только родственными теплыми узами и профессиональными творческими интересами, но и людей единого стиля жизни, единого психологического настроя, единомышленников в отношении к людям, к Природе, Искусству, к понятиям Долг, Совесть, Честь», – писал Адриан Иванович Ефимов.

derviz_i_favorskiy.jpg

Владимир Дмитриевич Дервиз
(первый директор Сергиевского музея)
и Андрей Ефимович Фаворский
(гл. бухгалтер Сергиевского музея)

В.Д. Дервиз продолжал земскую деятельность. В 1912-1913 годах он был директором правления общества взаимного кредита в Тверской губернии и членом правления Тверского комитета Обще-Земского союза по снабжению армии, а с 1916 года – председателем этого комитета. Организаторский талант Дервиза проявился еще в другом начинании. В начале 1910-х годов он принял живое участие в кооперативном строительстве дач в Крыму между Симеизом и Балаклавой. Это был кооператив художников и писателей. В него входили, в частности, В.Г. Короленко и И.Я. Билибин. (Художник Билибин с женой, тоже художницей, Рене О'Коннель бывал у Дервиза в Домотканове.) Дервиз построил на кооперативном участке маленький домик и согласился жить там некоторое время, наблюдая за строительством дороги к дачному поселку. Но началась Первая мировая война. Власти заподозрили в Дервизе, видимо, из-за его немецкой фамилии, шпиона и выслали из Крыма.

Сергиево-Посадский музей-заповедник.
Современный вид

Бурная общественная деятельность Дервиза прервалась после Октябрьского переворота. В конце 1917 года в Домотканово явился матрос со II съезда Советов и объявил, что в 24 часа владельцы должны покинуть усадьбу, а имущество их полностью конфискуется. Сам Дервиз в тот момент находился в Москве. Один из его родственников, живший в усадьбе, пытался хлопотать, прося защиты у губернских властей, но понял, что хорошего ждать не приходится. Он отравился.

Была организована в Домотканове коммуна. Г.Г. Дервиз, внучатый племянник В.Д. Дервиза, позже говорил, что коммунары «съели всех коров, и коммуна распалась».

Сын В.Д. Дервиза, Дмитрий, талантливый археолог и антрополог, умер во время Гражданской войны. Дервиз жил некоторое время у своей дочери Елены в Москве. Но квартира была маленькая, многонаселенная, и он переехал в 1920 году в Сергиев Посад, где жила семья другой его дочери – Марии Владимировны Фаворской. Сначала он преподавал рисование в Педагогическом техникуме. Но вскоре его привлек к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры свекор его дочери, Андрей Евграфович Фаворский, работавший в Комиссии бухгалтером.

6_derviz_1920.jpg

В.Д. Дервиз в ризнице
Троице-Сергиевой Лавры.
Фото 1920-х гг.

В.Д. Дервиз был принят в члены Комиссии в конце 1920 года. Рекомендовал его Н.Э. Грабарь, характеризовавший Дервиза как широко образованного, одаренного художника и «сверхчестного человека». В марте 1921 года Дервиза назначили заведующим выставочным отделом и музейным запасом, а затем ему поручили «с соответствующим количеством сотрудников» разобрать весь музейный запас и составить опись вещей: гравюр, живописных работ, книг и пр. Дервиза ввели также в административно-хозяйственную тройку. Он занимался массой хозяйственных дел: разрабатывал меры по охране ризницы и Лавры в целом, сверял с натурой инвентарные книги и т.д. По 1926 г. Дервиз заведовал историко-художественным музеем, преподавал рисование в педагогическом техникуме. С 1927 г. – в Москве. Участник 1-й Тверской художественной и художественнопромышленной выставки (1909), Выставки картин "Клич" Сергиевского художественного общества (Сергиев Посад, 1924), 1-й выставки акварельной живописи московских и ленинградских художников (Москва, Ленинград, 1937). Автор акварелей: "Банька в лесу" (1881), "Девушка под деревом" (1884, обе картины выставлены в Русском музее, Санкт-Петербург), "Финляндия. Озеро Юстила" (1889), "Шамони в Савойе" (1900), "Орлиная скала. Крым" (1923, все полотна выставлены в Третьяковской галерее, Москва).

Владимир Дмитриевич прекрасно владел французским и английским языками. Приезжавшим в музей иностранцам он сам проводил экскурсию. Английский профессор Конвей оставил в книге отзывов такую запись: «Этот день будет мне всегда памятен, как один из больших дней моей жизни. Я видел удивительнейшие и превосходные вещи в приятной компании и в очаровательной исторической глубоко интересной обстановке. Все, что сделано, сделано удивительно. От души желаю, чтобы дело было доведено до совершенного конца». Заведующий Сергиевским музеем Свирин А.Н. писал о Дервизе: «Глубокая культура, широкое образование, природная художественная одаренность и большой такт, которыми обладал Владимир Дмитриевич, были чрезвычайно ценными качествами для деятельности в таком музее, если учесть общую обстановку, в которой протекала работа. Задача превратить огромный монастырь в музей была чрезвычайно сложной и трудной. Одним из основных вопросов был вопрос об охране музея.

М.И. Пиков. В.Д. Дервиз.
Портрет. Нач. 1930-х гг.

Вначале охрана была организована из монахов, и надо отдать им должное, по справедливости, они работали безукоризненно. Впоследствии они заменились молодыми сотрудниками. Как заведующий музеем, он сам занимался инвентаризацией сокровищ, хранившихся в музее. Насколько была трудна эта работа, легко представить, если учесть, что помещение ризницы, где хранились драгоценности, не отапливалось, а предметы из золота и серебра надо было держать в руках и тщательно рассматривать. Владимир Дмитриевич в своем старом полушубке и в какой-то маленькой шапке, не закрывавшей ушей, ежедневно проводил работу, не обращая внимания на холод».

Вынужденно уйдя в 1928 г. из закрывающегося Сергиевского исторического музея (в 1930 году г. Сергиев был переименован в Загорск, в честь секретаря Московского комитета большевистской РКП В.М. Лубоцкого, который носил псевдоним «Загорский». Лишь в 1992 г. городу было возвращено историческое наименование Сергиев Посад), В.Д. Дервиз остался без жилья. Временами жил в Москве у своего товарища по училищу правоведения, временами – у дочери Марии в Загорске. В 1933 году Владимир Дмитриевич попал под трамвай и потерял ногу – передвигался на костылях.

derviz_2.jpg

В.Д. Дервиз. Фото 1937 г.

От него осталось очень мало научных и литературных трудов – К вопросу об экономическом положении бывшей Троице-Сергиевой Лавры (доходы и расходы Лавры за 1917 г.). – Сергиев, 1926; Воспоминания о В.А. Серове // Искусство. – М., 1934. – №6. Но остались его акварели. Небольшая часть их попала в Третьяковскую галерею в качестве даров А.Н. Свирина и искусствоведа А.А. Сидорова. Большая часть продана родственниками через комиссионные магазины и находится в руках коллекционеров. Часть сохранилась у его родственника Григория Георгиевича Дервиза и была предоставлена им для выставки «Акварели В.Д. Дервиза», проходившей в 2000 году в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.

В.Д. Дервиз прожил почти 78 лет. Скончался он 13 апреля 1937 года. Сохранилась его могила на Введенском кладбище в Москве.


Литература

· Грабарь И.3. Серов. – М, 1913. С 56-58;

· Серова В.С. Как рос мой сын. – Л., 1968. С. 228-231.

· Смирнова Т.В. «...Под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е годы / Т.В. Смирнова. – СТСЛ, 2007. С. 57-80.

· Томан И.Б. Руины центральной России обреченная красота или... // Российские регионы: взгляд в будущее [рос. науч.-практ. журн.]. – Т.4. – Вып. 2, май. – М., 2017. С. 25-26.

· Валентин Серов в воспом., дневн. и переписке совр. – Т.1. – Л., 1971, С. 204-220.

· Немцы России: энц.: Т.1: А-И / Редкол.: В. Карев [пред, редкол] и др. – М.: ЭРН, 1999. С. 703.


Смотрите также:

· Смирнова Т.В. Первый директор Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника // Московский журнал. – М., 2003. – № 7 июль.

· Дервиз Владимир Дмитриевич (1859-1937)

· Антонов В.В. Род Дервизов в Петербурге и в России / Антонов В. Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура. – М.: Центрполиграф, 2012.


21 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.

Дар преподобного
Дар преподобного

4 апреля 1479 года в Троицкой обители был крещен сын Иоанна III и Софьи Палеолог – княжич Василий Иоаннович, «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием».

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?

Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории.