140 лет со дня рождения протоиерея Анатолия Орлова († 1937), профессора и ректора Московской духовной академии

7 апреля 2019 года исполнилось 140 лет со дня рождения протоиерея Анатолия Орлова, богослова, церковного историка, профессора и последнего ректора Московской духовной академии перед ее закрытием в 1922 году.

o13-70.jpg

Протоиерей Анатолий Орлов

Протоиерей Анатолий Петрович Орлов родился 25 марта / 7 апреля 1879 г. в с. Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Петра Гурьевича Орлова и его супруги Александры Алексеевны.

В 1894 г. Анатолий Орлов окончил Ярославское духовное училище, в 1900 г. – Ярославскую духовную семинарию, а в 1904 г. – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема кандидатской диссертации: «Учение св. Илария Пиктавийского о Святой Троице»). В 1904-1905 гг. – профессорский стипендиат академии. В 1908 г. – магистр богословия (тема магистерской диссертации: «Тринитарные воззрения св. Илария Пиктавийского»). В 1909-1910 гг. слушал лекции в Берлинском и Мюнхенском университетах.

С 1905 г. – исправляющий должность доцента МДА по кафедре истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной Церкви от 1054 г. до настоящего времени. С 1908 г. – доцент, с декабря 1909 года – экстраординарный профессор академии по этой же кафедре. С сентября по октябрь 1909 г. исполнял обязанности редактора академического журнала "Богословский вестник". С августа 1916 г. преподавал также историю и обличение русского сектантства.

Автор нескольких небольших, но серьезных трудов о богословии Илария Пиктавийского и Оригена, сотериологии Ансельма Кентерберийского и Пьера Абеляра, а также посвященных анализу некоторых воззрений Канта, Лютера и Цвингли.

7 октября 1917 г. рукоположен в диакона, в следующий день – во иерея. 9 октября того же года – возведен в протоиерея (ректор академии по уставу должен был иметь священный сан). С 10 сентября 1917 г. – стал первым выборным ректором МДА, утвержденным Синодом.

В 1919 г., после своего закрытия, Московская духовная академия была вынуждена покинуть Сергиев Посад и неофициально существовала в Москве, где преподаватели продолжали читать лекции студентам. О. Анатолий продолжал руководить академией вплоть до своего ареста.

15 мая 1919 г. – назначен настоятелем Троицкой церкви на Арбате, с 29 марта 1920 г. – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади.

К Пасхе 1922 г. – представлен к награде митрой, но, вероятно, в связи с арестом не смог ее получить.

8 апреля 1922 г. – арестован в связи с кампанией об изъятии церковных ценностей". О. Анатолию было предъявлено обвинение в том, что «состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению, а также по соглашению с другими лицами... приняли личное и непосредственное участие в пропаганде и агитации среди верующих и преимущественно среди невежественных мещанских слоев населения..., в распространении заведомо ложных сведений о цели и назначении изъятия церковных ценностей, а также о деятельности представителей Рабоче-крестьянской власти..., призывая эти элементы к массовому и открытому противодействию..., последствием чего было то, что при фактическом изъятии произошли неоднократные эксцессы...».

прот. Анатолий Орлов.jpg

Прот. Aнaтолий Петрович Орлов.
Фото из следственного дела

На судебном процессе над представителями московского духовенства и мирян, проходившем в апреле – мае 1922 г., был приговорен к смертной казни, замененной пятью годами лишения свободы.

Наказание отбывал с 8 мая 1922 г. в московском Сокольническом исправдоме. В 1923 г. был освобожден по амнистии, но уже 8 марта 1924 г. вновь арестован и приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край (пос. Колпашево на р. Оби, Томская обл.). В апреле 1931 г. в очередной раз арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и выслан на три года в Северный край. Затем был священником в с. Кузьмищево под Тарусой.

22 сентября 1937 г. – арестован в Тарусе, 9 декабря решением Тройки УНКВД по Тульской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 21 декабря того же года.

10 апреля 1989 г. был реабилитирован посмертно Прокуратурой Калужской области.


Труды

· Лютер и Цвингли: Сравнительная характеристика их богословских воззрений: (Пробная лекция). – Богословский вестник, 1905. Т. 3. № 11. С. 365-393.

· Сущность и историческое значение так называемого "культуркампфа" в Германии: (Пробная лекция). – Богословский вестник, 1905. Т. 3. № 12. С. 589-624.

· [Рец.на:] Источники по истории реформации / Изд. Высш. жен. курсов. – М. 1906-1907. Вып. 1-2. – Богословский вестник, 1907. Т. 2. № 5. С. 247-251.

· Происхождение и характер т.н. фрагментов ex opere historico Илария Пиктавийского. – Богословский вестник, 1907. Т. 3. № 10. С. 352-374, № 11. С. 468-498, 1908. Т. 2. № 5. С. 32-56.

· Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского (магист. дисс). – Сергиев Посад, 1908.

· К характеристике христологии Оригена. – Богословский вестник, 1909. Т. 2. № 7-8. С. 370-394.

· К характеристике христологии Илария Пиктавийского. – Богословский вестник, 1909. Т. 3. № 9. С. 123-145, № 10. С. 229-285.

· Христология Илария Пиктавийского. – Сергиев Посад, 1910.

· Сотериология Ансельма Кентерберийского. – Юб. сб. науч. ст. проф. Императорской Московской духовной академии", 1914.

· Смирнов С.И., проф.: Некролог (3/IX-1870 – 4/VI-1916). – Богословский вестник, 1916. № 9. С. 1-23.

· Сотериология Петра Абелярда (в связи с антропологическими его воззрениями). – Богословский вестник, 1916. № 3/4. С. 537-550, № 5. С. 74-94, № 6. С. 253-274, 1917. № 1. С. 77-113.

· Памяти великого святителя [Филарет [Дроздов], митр. Московский]. – Богословский вестник, 1918. № 1. С. 1-80.


7 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...