Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь

В четырех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на юго-восточной окраине Сергиева Посада идёт восстановлениеСпасо-Вифанского монастыря. Вифания — город на Святой земле, где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря, чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали, что Христос — Сын Божий, пришедший в мир. Спасо-Вифанский монастырь митрополита Платона напоминал о чуде воскрешения Лазаря на подмосковной земле. Подобно Лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная в 1783 г. знаменитым православным иерархом, священно-архимандритом Лавры Платоном Левшиным (1737 — 1812), тогда еще архиепископом, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».

Начало Спасо-Вифанскому монастырю положило «заручное» распоряжение архиепископа Платона от 13 января 1783 г. о построении кладбища для погребения «всякого чина и состояния людям» с пристойной церковью, небольшими кельями и оградой.

Построенная в 1783 — 1787 гг. по проектам московского архитектора В. С. Яковлева, под наблюдением его помощника архитектора Н. М. Одоевцева и лаврского служителя, ученика архитектуры С. Болдырева, Вифанская пустынь заняла вершину протяженной гряды между речкой Торгошей с восточной стороны и обширным лаврским прудом с западной. Густая березовая роща укрывала монастырь от проходившей неподалеку дороги из Посада в Александров, тогда как Вяльковский (позднее Вифанский) пруд и живописная долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на Троицкую обитель.

Согласно замыслу владыки Платона Вифанская пустынь имела в плане вид прямоугольника. На главной оси — проспекте между святыми и хозяйственными воротами — располагался Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга — покои архимандрита Платона с домовой церковью, с севера — гостиные кельи. Собор и келейные корпуса занимали западную половину пустыни, восточная половина была отведена под братское кладбище и конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда длиной 138 сажен с четырьмя невысокими гранеными башенками по углам. Такой вид получила Вифания в 1787 г., когда завершилось её строительство; в том же году архимандрит Платон был возведен в сан митрополита Московского.

Отметим, что митрополит Платон лично «учинял и апробировал» чертежи Вифанской пустыни, вникал во все проблемы, которые возникали в ходе работ. Всего, из отпущенных на строительство и обустройство Вифании 10.883 руб., более двух третей поступили из личных сумм митрополита.

Важнейшим событием в начальной истории Вифании стало посещение её в апреле 1797 г. императором Павлом I. Результатом посещения стал высочайший указ от 1 мая 1797 г. о возведении Вифанской пустыни в степень штатного монастыря и об учреждении при нем семинарии (она открыта близ монастыря в построенном специально для нее здании в 1800 г.). Указ объявлял новоучрежденный Спасо-Вифанский монастырь «в соединении» с Лаврой и подчинял его митрополиту Московскому«яко хозяину Вифании». Настоятелем монастыря объявлялся наместник Лавры.

Существование монастыря было обеспечено и материальными средствами. Митрополит Платон пожертвовал на его содержание 10.000 руб. с тем, чтобы проценты с капитала «употреблять единственно на Вифанию…». Император Павел I приказал отвести монастырю более 533 десятин пашни, сенокосов и лесных угодий. Немалые пожертвования для составления монастырского капитала делали почитатели митрополита Платона.

Центром Вифанской обители стал небольшой каменный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем и Воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Митрополит Платон так объяснял идею Спасо-Преображенского собора: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

«Союз таинственный» нашел наглядное выражение в объединении двух названных выше престолов в одном храме и, особенно, в его необычном внутреннем устройстве, целиком созданном по замыслу митрополита Платона. Небольшой собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и, одновременно, напоминало храмы первых веков христианства. Обращенная к молящимся алтарная стена нижнего Лазаревского храма представляла вид пещеры, так как именно в пещере, по иудейскому обычаю, был погребен праведный Лазарь. Над «пещерой» возвышался алтарь верхнего Преображенского храма, устроенный в виде евангельской горы Фавор. Гора была устлана мхом, украшена искусственными цветами и кустарниками, фигурками зверей. «Фаворская гора» и пещерообразный храм в ее основании давали простым богомольцам наглядное представление о двух событиях Нового Завета, которым и посвящался Спасо-Преображенский собор.

Ещё в 1786 г. владыка Платон перенес в собор Вифании древнюю дубовую раку, в которой некогда покоились в Троицком соборе Лавры мощи Преподобного Сергия. Святыню установили в палатке при входе в нижний Лазаревский храм.

Завершив преобразование Вифанской пустыни в штатный монастырь, открыв, при нем, согласно воле императора Павла I, Духовную семинарию в специально построенном для этого здании рядом с монастырем, митрополит Платон, наконец то, получил возможность в полной мере насладиться спокойной жизнью в своей любимой обители. В Вифании предпочитал он, по своему собственному выражению, упражняться в епаршеских и хозяйских делах, проповедовать Слово Божие приходящим. Только в Вифании, которую Платон считал своим домом, он, архипастырь, становился смиренным монахом, каковым в душе своей всегда и оставался. О смирении и простоте,«простоте яже о Христе» митрополита Платона, свидетельствуют все известные воспоминания о нем современников.

Любимыми удовольствиями митрополита Платона в Вифании были прогулки, работы в монастырском саду и на огороде, любование живописными окрестностями обители. Сад Спасо-Вифанского монастыря был небольшим, регулярным, с беседкой; располагался он на ее юго-восточной стороне, в пределах монастырской ограды. По песчаным дорожкам сада во времена митрополита Платона важно прогуливалось семейство павлинов — семь особей.

Как хозяин Вифании, титуловавшийся в документах Лавры «главным Спасовифанского училищного монастыря начальником», митрополит Платон руководил жизнью своей небольшой Вифанской обители и в праздники, и в будни. Из праздников в Вифании, помимо, конечно же, Рождества и Светлого Христова Воскресения, особенно торжественно и радостно отмечался день Преображения Господня. Для угощения простых богомольцев — участников праздника — к этому праздничному дню закупалось по три — четыре сотни калачей, полпиво и вино.

Однажды, ученик митрополита Платона митрополит Московский и священноархимандрит Лавры Филарет (Дроздов), размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, заметил в письме к своему наместнику в Лавре архимандриту Антонию (Медведеву), что митрополит Платон, почив в Вифании, тем самым «и утвердил ее».

Действительно, уже в 1830-х годах, спустя каких-нибудь два — три десятилетия со времени кончины митрополита Платона, стало совершенно очевидно, что Вифания с его кончиной не замерла, но продолжила расти и развиваться, «утверждаться» среди множества других обителей Православной России. Лучшее доказательство тому — неуклонное, из года в год, увеличение числа богомольцев, приходящих в Спасо-Вифанский монастырь.

При жизни митрополита Платона люди, почтив святыни Лавры, шли в Вифанию посмотреть на необычное устройство Спасо-Преображенского собора, поклониться гробу Преподобного Сергия в нижнем Лазаревском храме собора. Теперь к названным целям добавилось стремление отслужить панихиду по любимому народом архипастырю, просить его молитвенной помощи. Вера в силу молитв Платона была велика и при его жизни, и по его кончине.

Наряду с умножением числа паломников увеличивалось и число семинаристов Вифанской Духовной семинарии. Удаленная от городских соблазнов, отличающаяся дешевизной содержания и, вместе с тем, высоким уровнем образования благодаря соседству с Московской Духовной академией, Вифанская семинария стала любимым учебным заведением духовенства как Московской, так и соседних епархий.
В связи с умножением числа паломников и семинаристов, не имевших своего храма, по благословению митрополита Филарета, в Вифанском монастыре приступили к расширению Спасо-Преображенского собора. В 1830 — 1831 годах стройный двухсветный объем собора опоясали одноэтажные помещения, благодаря которым значительно увеличилась его площадь.

В 1841 г., в связи с необходимостью расширения в Вифании братского кладбища, пришлось расширить и сам монастырь: его северную границу отнесли на 12 сажен и возвели новую линию ограды.
В 1860 — 1866 гг. на средства «доброхотных вкладчиков» у восточного фасада покоев митрополита Платона была построена церковь во имя Сошествия Святого Духа (Духовская). Церковь высотой около 43 метров имела пять глав «на светлых барабанах». Её проект в официальном «тоновском» стиле разработал лаврский архитекторИ. А. Малышев. Из пяти престолов (три в нижнем и два в верхнем этажах), средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери. В 1875 — 1876 гг. заново были выстроены новые святые врата с колокольней над ними. Здание высотой до 36 метров, также построенное по проекту архитектора Малышева в созвучном Духовской церкви стиле, имело три яруса: первый — святые врата, два верхних — ярусы звона; под шатровой кровлей верхнего яруса, над колоколами, были помещены часы. На первом ярусе звона был помещен большой колокол весом 325 пудов 38 фунтов. Духовская церковь и колокольня, значительно превышая высотуСпасо-Преображенского собора, определили новый облик Вифании, запечатлённый на всех известных изображениях обители рубежа XIX — XX в.

В начале XX в. Спасо-Вифанский монастырь продолжал оставаться важным местом паломничества, наряду с Лаврой и Черниговскими пещерами. Многие богомольцы, веря в помощь митрополита Платона в исцелении, особенно больных детей, считали долгом посетить Вифанию и отслужить панихиду по митрополиту Платону. Из Спасо-Преображенского собора богомольцы заходили в покои Платона, превращенные в мемориальный музей. Скромное убранство покоев изобличало тонкий художественный вкус и глубокий ум основателя Вифании.

Спокойную жизнь Спасо-Вифанского монастыря нарушили события, последовавшие за октябрем 1917 г. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, пытавшийся уцелеть как трудовая сельхозартель, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом. В 1930 — 1931 гг. разорённая обитель была отдана птицекомбинату. Монастырские здания разбирались ради крепкого кирпича. Так исчезли покои митрополита Платона, ограда и колокольня со святыми вратами. На месте Спасо-Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли следы «наполненного надгробными памятниками» братского кладбища. Лишилась своих глав Духовская церковь.

Лишь в 1998 г., часть зданий Вифании была возвращена Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 г., по благословению Патриарха Алексия II, Вифания получила статус подворья Лавры. Началось возрождение из руин Спасо-Вифанского монастыря.

Активные работы по возрождению Вифанской обители развернулись в 2006 г. при непосредственном участии благотворителей. Усилиями попечителей был проведен ремонт возвращенного Лавре здания церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов (Духовской) и части здания Старого семинарского корпуса. Одновременно во дворе комплекса зданий бывшей Вифанской семинарии был устроен временный «городок» для проживания Вифанской братии. «Городок» — несколько жилых контейнеров, поставленных на бетонные плиты и оборудованных освещением, водопроводом и канализацией.

В 2008 — 2011 гг. была восстановлена уничтоженное в советское время ограда монастыря со зданием колокольни со Святыми вратами, на которую были подняты колокола. В эти же годы был воссоздан вчерне и Спасо-Преображенский собор, в интерьере которого воссоздана облицованная мрамором Фаворская гора. В 2011 г.началось воссоздание покоев митрополита Платона. Восстановление Спасо-Вифанского монастыря — любимого детища святителя Платона — продолжается.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

18 октября 2017 г. (5 октября ст. ст.)

Мц. Харитины (304). Свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария. Прпп. Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264–265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзтийского (861) (Груз.). Прп. Гавриила Игошкина исп. (1959).
05:00 - 06:30 Молебен с акафистом преподобному Сергию
Троицкий собор
05:30 - 07:30 Ранняя Литургия
Успенский собор
06:30 - 08:30 Средняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей