Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь

В четырех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на юго-восточной окраине Сергиева Посада идёт восстановлениеСпасо-Вифанского монастыря. Вифания — город на Святой земле, где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря, чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали, что Христос — Сын Божий, пришедший в мир. Спасо-Вифанский монастырь митрополита Платона напоминал о чуде воскрешения Лазаря на подмосковной земле. Подобно Лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная в 1783 г. знаменитым православным иерархом, священно-архимандритом Лавры Платоном Левшиным (1737 — 1812), тогда еще архиепископом, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».

Начало Спасо-Вифанскому монастырю положило «заручное» распоряжение архиепископа Платона от 13 января 1783 г. о построении кладбища для погребения «всякого чина и состояния людям» с пристойной церковью, небольшими кельями и оградой.

Построенная в 1783 — 1787 гг. по проектам московского архитектора В. С. Яковлева, под наблюдением его помощника архитектора Н. М. Одоевцева и лаврского служителя, ученика архитектуры С. Болдырева, Вифанская пустынь заняла вершину протяженной гряды между речкой Торгошей с восточной стороны и обширным лаврским прудом с западной. Густая березовая роща укрывала монастырь от проходившей неподалеку дороги из Посада в Александров, тогда как Вяльковский (позднее Вифанский) пруд и живописная долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на Троицкую обитель.

Согласно замыслу владыки Платона Вифанская пустынь имела в плане вид прямоугольника. На главной оси — проспекте между святыми и хозяйственными воротами — располагался Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга — покои архимандрита Платона с домовой церковью, с севера — гостиные кельи. Собор и келейные корпуса занимали западную половину пустыни, восточная половина была отведена под братское кладбище и конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда длиной 138 сажен с четырьмя невысокими гранеными башенками по углам. Такой вид получила Вифания в 1787 г., когда завершилось её строительство; в том же году архимандрит Платон был возведен в сан митрополита Московского.

Отметим, что митрополит Платон лично «учинял и апробировал» чертежи Вифанской пустыни, вникал во все проблемы, которые возникали в ходе работ. Всего, из отпущенных на строительство и обустройство Вифании 10.883 руб., более двух третей поступили из личных сумм митрополита.

Важнейшим событием в начальной истории Вифании стало посещение её в апреле 1797 г. императором Павлом I. Результатом посещения стал высочайший указ от 1 мая 1797 г. о возведении Вифанской пустыни в степень штатного монастыря и об учреждении при нем семинарии (она открыта близ монастыря в построенном специально для нее здании в 1800 г.). Указ объявлял новоучрежденный Спасо-Вифанский монастырь «в соединении» с Лаврой и подчинял его митрополиту Московскому«яко хозяину Вифании». Настоятелем монастыря объявлялся наместник Лавры.

Существование монастыря было обеспечено и материальными средствами. Митрополит Платон пожертвовал на его содержание 10.000 руб. с тем, чтобы проценты с капитала «употреблять единственно на Вифанию…». Император Павел I приказал отвести монастырю более 533 десятин пашни, сенокосов и лесных угодий. Немалые пожертвования для составления монастырского капитала делали почитатели митрополита Платона.

Центром Вифанской обители стал небольшой каменный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем и Воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Митрополит Платон так объяснял идею Спасо-Преображенского собора: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

«Союз таинственный» нашел наглядное выражение в объединении двух названных выше престолов в одном храме и, особенно, в его необычном внутреннем устройстве, целиком созданном по замыслу митрополита Платона. Небольшой собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и, одновременно, напоминало храмы первых веков христианства. Обращенная к молящимся алтарная стена нижнего Лазаревского храма представляла вид пещеры, так как именно в пещере, по иудейскому обычаю, был погребен праведный Лазарь. Над «пещерой» возвышался алтарь верхнего Преображенского храма, устроенный в виде евангельской горы Фавор. Гора была устлана мхом, украшена искусственными цветами и кустарниками, фигурками зверей. «Фаворская гора» и пещерообразный храм в ее основании давали простым богомольцам наглядное представление о двух событиях Нового Завета, которым и посвящался Спасо-Преображенский собор.

Ещё в 1786 г. владыка Платон перенес в собор Вифании древнюю дубовую раку, в которой некогда покоились в Троицком соборе Лавры мощи Преподобного Сергия. Святыню установили в палатке при входе в нижний Лазаревский храм.

Завершив преобразование Вифанской пустыни в штатный монастырь, открыв, при нем, согласно воле императора Павла I, Духовную семинарию в специально построенном для этого здании рядом с монастырем, митрополит Платон, наконец то, получил возможность в полной мере насладиться спокойной жизнью в своей любимой обители. В Вифании предпочитал он, по своему собственному выражению, упражняться в епаршеских и хозяйских делах, проповедовать Слово Божие приходящим. Только в Вифании, которую Платон считал своим домом, он, архипастырь, становился смиренным монахом, каковым в душе своей всегда и оставался. О смирении и простоте,«простоте яже о Христе» митрополита Платона, свидетельствуют все известные воспоминания о нем современников.

Любимыми удовольствиями митрополита Платона в Вифании были прогулки, работы в монастырском саду и на огороде, любование живописными окрестностями обители. Сад Спасо-Вифанского монастыря был небольшим, регулярным, с беседкой; располагался он на ее юго-восточной стороне, в пределах монастырской ограды. По песчаным дорожкам сада во времена митрополита Платона важно прогуливалось семейство павлинов — семь особей.

Как хозяин Вифании, титуловавшийся в документах Лавры «главным Спасовифанского училищного монастыря начальником», митрополит Платон руководил жизнью своей небольшой Вифанской обители и в праздники, и в будни. Из праздников в Вифании, помимо, конечно же, Рождества и Светлого Христова Воскресения, особенно торжественно и радостно отмечался день Преображения Господня. Для угощения простых богомольцев — участников праздника — к этому праздничному дню закупалось по три — четыре сотни калачей, полпиво и вино.

Однажды, ученик митрополита Платона митрополит Московский и священноархимандрит Лавры Филарет (Дроздов), размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, заметил в письме к своему наместнику в Лавре архимандриту Антонию (Медведеву), что митрополит Платон, почив в Вифании, тем самым «и утвердил ее».

Действительно, уже в 1830-х годах, спустя каких-нибудь два — три десятилетия со времени кончины митрополита Платона, стало совершенно очевидно, что Вифания с его кончиной не замерла, но продолжила расти и развиваться, «утверждаться» среди множества других обителей Православной России. Лучшее доказательство тому — неуклонное, из года в год, увеличение числа богомольцев, приходящих в Спасо-Вифанский монастырь.

При жизни митрополита Платона люди, почтив святыни Лавры, шли в Вифанию посмотреть на необычное устройство Спасо-Преображенского собора, поклониться гробу Преподобного Сергия в нижнем Лазаревском храме собора. Теперь к названным целям добавилось стремление отслужить панихиду по любимому народом архипастырю, просить его молитвенной помощи. Вера в силу молитв Платона была велика и при его жизни, и по его кончине.

Наряду с умножением числа паломников увеличивалось и число семинаристов Вифанской Духовной семинарии. Удаленная от городских соблазнов, отличающаяся дешевизной содержания и, вместе с тем, высоким уровнем образования благодаря соседству с Московской Духовной академией, Вифанская семинария стала любимым учебным заведением духовенства как Московской, так и соседних епархий.
В связи с умножением числа паломников и семинаристов, не имевших своего храма, по благословению митрополита Филарета, в Вифанском монастыре приступили к расширению Спасо-Преображенского собора. В 1830 — 1831 годах стройный двухсветный объем собора опоясали одноэтажные помещения, благодаря которым значительно увеличилась его площадь.

В 1841 г., в связи с необходимостью расширения в Вифании братского кладбища, пришлось расширить и сам монастырь: его северную границу отнесли на 12 сажен и возвели новую линию ограды.
В 1860 — 1866 гг. на средства «доброхотных вкладчиков» у восточного фасада покоев митрополита Платона была построена церковь во имя Сошествия Святого Духа (Духовская). Церковь высотой около 43 метров имела пять глав «на светлых барабанах». Её проект в официальном «тоновском» стиле разработал лаврский архитекторИ. А. Малышев. Из пяти престолов (три в нижнем и два в верхнем этажах), средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери. В 1875 — 1876 гг. заново были выстроены новые святые врата с колокольней над ними. Здание высотой до 36 метров, также построенное по проекту архитектора Малышева в созвучном Духовской церкви стиле, имело три яруса: первый — святые врата, два верхних — ярусы звона; под шатровой кровлей верхнего яруса, над колоколами, были помещены часы. На первом ярусе звона был помещен большой колокол весом 325 пудов 38 фунтов. Духовская церковь и колокольня, значительно превышая высотуСпасо-Преображенского собора, определили новый облик Вифании, запечатлённый на всех известных изображениях обители рубежа XIX — XX в.

В начале XX в. Спасо-Вифанский монастырь продолжал оставаться важным местом паломничества, наряду с Лаврой и Черниговскими пещерами. Многие богомольцы, веря в помощь митрополита Платона в исцелении, особенно больных детей, считали долгом посетить Вифанию и отслужить панихиду по митрополиту Платону. Из Спасо-Преображенского собора богомольцы заходили в покои Платона, превращенные в мемориальный музей. Скромное убранство покоев изобличало тонкий художественный вкус и глубокий ум основателя Вифании.

Спокойную жизнь Спасо-Вифанского монастыря нарушили события, последовавшие за октябрем 1917 г. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, пытавшийся уцелеть как трудовая сельхозартель, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом. В 1930 — 1931 гг. разорённая обитель была отдана птицекомбинату. Монастырские здания разбирались ради крепкого кирпича. Так исчезли покои митрополита Платона, ограда и колокольня со святыми вратами. На месте Спасо-Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли следы «наполненного надгробными памятниками» братского кладбища. Лишилась своих глав Духовская церковь.

Лишь в 1998 г., часть зданий Вифании была возвращена Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 г., по благословению Патриарха Алексия II, Вифания получила статус подворья Лавры. Началось возрождение из руин Спасо-Вифанского монастыря.

Активные работы по возрождению Вифанской обители развернулись в 2006 г. при непосредственном участии благотворителей. Усилиями попечителей был проведен ремонт возвращенного Лавре здания церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов (Духовской) и части здания Старого семинарского корпуса. Одновременно во дворе комплекса зданий бывшей Вифанской семинарии был устроен временный «городок» для проживания Вифанской братии. «Городок» — несколько жилых контейнеров, поставленных на бетонные плиты и оборудованных освещением, водопроводом и канализацией.

В 2008 — 2011 гг. была восстановлена уничтоженное в советское время ограда монастыря со зданием колокольни со Святыми вратами, на которую были подняты колокола. В эти же годы был воссоздан вчерне и Спасо-Преображенский собор, в интерьере которого воссоздана облицованная мрамором Фаворская гора. В 2011 г.началось воссоздание покоев митрополита Платона. Восстановление Спасо-Вифанского монастыря — любимого детища святителя Платона — продолжается.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

28 июня 2017 г. (15 июня ст. ст.)

Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1392), собеседников прп. Сергия Радонежского. Прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (X). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (305–313). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Блгв. кн. Сербского Лазаря (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1395). Блж. Августина, еп. Иппонийского (430). Сщмч. Амоса Иванова пресвитера (1919).
05:30 - 06:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 - 07:45 Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. МЕФОДИЙ; игум. ХАРИТОН, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ; иером. АГАФОН, ФИЛИПП, СПИРИДОН, МИТРОФАН, ФЕОДОР, МИХАИЛ
Предтеченский храм
06:00 - 08:00 Ранняя литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей