Пафнутиевский сад

Пафнутиевский сад

Окруженный краснокирпичной оградой с башенками Пафнутьев сад широко раскинулся перед южной крепостной стеной Троице-Сергиевой Лавры. В советское время сад исполнял роль городского парка культуры и отдыха, затем был заброшен. В настоящее время сад возрождается усилиями Лавры и благотворителей как монастырский парк, необходимый для уединенного отдыха братии Лавры.

История Пафнутьева сада прослеживается с XVII в. Документы показывают, что начался сад с двух отдельных монастырских хозяйственных заведений: лукового огорода и «архимандричьего яблонного сада». Огород располагался между речкой Кончурой и Келарским прудом. Яблоневый сад находился на другом берегу Кончуры, перед южной крепостной стеной Лавры, напротив архимадричьих (патриарших) покоев. Впрочем, крепостная стена не мешала архимандритам Лавры любоваться садом из беседки, устроенной в верхнем ярусе Луковой башни. Ажурная кирпичная беседка («галдарея») над башней сохранилась до наших дней.

Можно уверенно предполагать, что обе части Пафнутьева сада первым вскопал и засеял сам преподобный Сергий. Ведь располагались они у подножия южного, прогреваемого солнцем, склона холма Маковца, неподалеку от того места, где, несколько выше по склону, стояла келья Преподобного. И в преклонных годах Преподобный как простой трудник возделывал монастырскую землю «огородного ради зелиа».

Во времена Петра I на луковом огороде выращивали также несколько сот яблонь «розных наливов» и двенадцать гряд красной смородины, еще около пятисот яблонь и пятнадцать гряд смородины произрастали в архимандричьем яблоневом саду.

К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства – Пафнутьев сад. Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали и другие культуры, необходимые для братской трапезы и больницы. В садовой оранжерее выращивали землянику, виноградную лозу, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, рядом с оранжереей.

О происхождении названия сада имеются две версии. Первая основана на предании, согласно которому название саду дал царь Петр Алексеевич в честь стрелецкого головы Пафнутия Сагалаева. Во время стрелецкого бунта 1689 г. Стрелец прибыл в Троицу и известил царя о «злодейском умысле» на его жизнь. Выслушав верного слугу в монастырском саду, царь сказал ему: «Пусть же на память верной твоей службы и заслуги сей сад именуется отныне Пафнутьевым». Согласно второй версии, сад назван знаменитым митрополитом Московским и священно-архимандритом Лавры Платоном (Левшиным) по имени трудолюбивого садовника монаха Пафнутия.

Восстановление заброшенного с началом перестройки Пафнутьева сада началось вскоре после возвращения его Троице-Сергиевой Лавре. Работы в саду проводились в рамках программы Попечительского совета Лавры. Начались они в 20062007 гг. с выполнения большого объема научно-изыскательных работ и реставрации обветшавших участков садовой ограды, построенной в конце XIX в. в «русском стиле» по проекту московского архитектора А.А.Латкова: были восстановлены башни и прясла стены с воротами со стороны ул. Ильинская.

Следующий этап (2009-2010 гг.) - проведение работ по благоустройству территории сада: замена старых асфальтовых покрытий брусчатыми с бордюрами, устройство системы стока поверхностных вод, установка скамей и фонарей. По течению р. Кончуры в верхней (северной) части сада был устроен обширный пруд, служащий одновременно для очистки воды в Кончуре, пересекающей всю территорию сада.

Работы последних лет обновили и освежили Пафнутьев сад, открыли новую страницу в его длинной истории.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

10 декабря 2018 г. (27 ноября ст. ст.)

Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Прмч. Кронида (Любимова), архим. Радонежского, и с ним пострадавших прмчч. Ксенофонта (Бондаренко) и Серафима (Крестьянинова) (1937). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Вмч. Иакова Пе́рсянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обре́тение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Николая Салтыкова, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937). Икон Божией Матери «Зна́мение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).
06:30  Средняя Литургия
Троицкий собор
08:00  Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИЛИЯ, АЛЕКСАНДР; игум. МАНУИЛ; иером. ИППОЛИТ, ГЕРОНТИЙ, ИРАКЛИЙ, ХРИСТОФОР 
Предтеченский храм
08:30  Поздняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей