Пафнутиевский сад

Пафнутиевский сад

Окруженный краснокирпичной оградой с башенками Пафнутьев сад широко раскинулся перед южной крепостной стеной Троице-Сергиевой Лавры. В советское время сад исполнял роль городского парка культуры и отдыха, затем был заброшен. В настоящее время сад возрождается усилиями Лавры и благотворителей как монастырский парк, необходимый для уединенного отдыха братии Лавры.

История Пафнутьева сада прослеживается с XVII в. Документы показывают, что начался сад с двух отдельных монастырских хозяйственных заведений: лукового огорода и «архимандричьего яблонного сада». Огород располагался между речкой Кончурой и Келарским прудом. Яблоневый сад находился на другом берегу Кончуры, перед южной крепостной стеной Лавры, напротив архимадричьих (патриарших) покоев. Впрочем, крепостная стена не мешала архимандритам Лавры любоваться садом из беседки, устроенной в верхнем ярусе Луковой башни. Ажурная кирпичная беседка («галдарея») над башней сохранилась до наших дней.

Можно уверенно предполагать, что обе части Пафнутьева сада первым вскопал и засеял сам преподобный Сергий. Ведь располагались они у подножия южного, прогреваемого солнцем, склона холма Маковца, неподалеку от того места, где, несколько выше по склону, стояла келья Преподобного. И в преклонных годах Преподобный как простой трудник возделывал монастырскую землю «огородного ради зелиа».

Во времена Петра I на луковом огороде выращивали также несколько сот яблонь «розных наливов» и двенадцать гряд красной смородины, еще около пятисот яблонь и пятнадцать гряд смородины произрастали в архимандричьем яблоневом саду.

К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства – Пафнутьев сад. Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали и другие культуры, необходимые для братской трапезы и больницы. В садовой оранжерее выращивали землянику, виноградную лозу, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, рядом с оранжереей.

О происхождении названия сада имеются две версии. Первая основана на предании, согласно которому название саду дал царь Петр Алексеевич в честь стрелецкого головы Пафнутия Сагалаева. Во время стрелецкого бунта 1689 г. Стрелец прибыл в Троицу и известил царя о «злодейском умысле» на его жизнь. Выслушав верного слугу в монастырском саду, царь сказал ему: «Пусть же на память верной твоей службы и заслуги сей сад именуется отныне Пафнутьевым». Согласно второй версии, сад назван знаменитым митрополитом Московским и священно-архимандритом Лавры Платоном (Левшиным) по имени трудолюбивого садовника монаха Пафнутия.

Восстановление заброшенного с началом перестройки Пафнутьева сада началось вскоре после возвращения его Троице-Сергиевой Лавре. Работы в саду проводились в рамках программы Попечительского совета Лавры. Начались они в 20062007 гг. с выполнения большого объема научно-изыскательных работ и реставрации обветшавших участков садовой ограды, построенной в конце XIX в. в «русском стиле» по проекту московского архитектора А.А.Латкова: были восстановлены башни и прясла стены с воротами со стороны ул. Ильинская.

Следующий этап (2009-2010 гг.) - проведение работ по благоустройству территории сада: замена старых асфальтовых покрытий брусчатыми с бордюрами, устройство системы стока поверхностных вод, установка скамей и фонарей. По течению р. Кончуры в верхней (северной) части сада был устроен обширный пруд, служащий одновременно для очистки воды в Кончуре, пересекающей всю территорию сада.

Работы последних лет обновили и освежили Пафнутьев сад, открыли новую страницу в его длинной истории.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

26 сентября 2018 г. (13 сентября ст. ст.)

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335). Предпразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника (I). Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратони́ка (III). Мчч. Макровия и Гордиана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Мчч. Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Прп. Петра в Атрое (IX). Вмц. Кетевани (Кетеван), царицы Кахетинской (1624) (Груз.). Сщмчч. Стефана Костогрыза, Александра Аксенова пресвитеров и Николая Васюковича диакона (1937).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП; иером. ГАВРИИЛ, ПАИСИЙ, ФИЛАРЕТ, АФАНАСИЙ, ВАДИМ , АГАФОН, ВАЛЕНТИН, АРИСТАРХ, СПИРИДОН, ФЕОДОР 
Предтеченский храм
06:00 Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей