Духовская церковь

Духовская церковь

Церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, именуемая в просторечии Духовской или Сошественской, была возведена в 1476 — 1477 гг. артелью псковских мастеров на месте временной деревянной Троицкой церкви. Та деревянная церковь была построена преподобным Никоном Радонежским вскоре после сожжения Лавры татарами (1408); вернувшись на пепелище, преподобный Никон «в течение трех лет на прежнем месте создал обитель и деревянный храм во имя Пресвятой Троицы, на том месте, где теперь стоит церковь Сошествия Святого Духа». Место же под сожженной Троицкой церковью было сохранено для каменного Троицкого собора. Таким образом, Духовская церковь напоминает об одном из самых тяжких испытаний в истории Сергиевой Лавры, ставшей жертвой татарского набега, и, в то же время, о чудесном спасении братии, успевшей укрыться от ярости татар, мстившим Троицкой обители за молитвенную поддержку победоносному русскому воинству в битве на Куликовом поле.

Выдержанная в традициях раннемосковского зодчества, Духовская церковь близка по архитектуре к соседнему Троицкому собору. В тоже время, в отличие от строгой архитектуры собора, церковь отличается легкостью, даже изяществом, нарядностью фасадов.

Духовская церковь — редчайший и наиболее интересный из сохранившихся до наших дней храмов-звонниц или, точнее, «храмов под звоном». Последнее название отражает расположение шестистолпной звонницы над четвериком Духовской церкви. Обрамленная, подобно короне, поясом килевидных кокошников над арками, в которых помещены колокола, звонница служит основанием барабана, который выполняет лишь роль резонатора звука, но не освещает церковь, поскольку ее четверик отделен от звонницы глухим сводом.

Подняться к колоколам Духовской церкви можно лишь по приставной лестнице. В старину звонари были избавлены от этого рискованного занятия благодаря тому, что звонили в колокола с земли, раскачивая веревками длинные шесты — «очепы», прикрепленные к деревянным валам в пазах арок звонницы. Таким образом, звонари раскачивали не колокольные языки, а сами колокола, закрепленные на деревянных валах и издававшие звон при ударе о неподвижные языки. Описанный способ звона продержался на Духовской церкви, по крайней мере, до середины XVII в. К началу следующего века звонница была скрыта под высокой четырехскатной кровлей и молчала более двух столетий. В наши дни колокола Духовской церкви звонят лишь на Пасху, в день Св. Троицы и во дни поминовения Преподобного Сергия Радонежского; звонари поднимаются к колоколам по приставной лестнице.

Издавна в Духовской церкви исповедовали прихожан, отпевали и поминали усопших. В 1583 г., после внезапной кончины в Александровой слободе царевича Ивана, в этой церкви исповедовался, «плакал и рыдал и умолял» сам царь Иван Грозный. И в наши дни назначение Духовской церкви в Лавре остается прежним.

Отсутствие верхнего света, доступ которому перекрывают глухие своды и отсутствие верхних окон, стены Духовской церкви долгое время оставались без росписи. Лишь в 1665 г. повелением патриарха Никона стены впервые были расписаны. Существующая настенная масляная живопись и трехъярусный иконостас выполнены при участии лаврских мастеров-иконописцев в 1866 г.

У южной стены церкви в раке покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева) [+ 1877], наместника Лавры; у северной стоит надгробие митрополита Московского Платона (Левшина) [+ 1812]. Погребение святителя Платона было перенесено в Духовскую церковь в годы советской власти из закрытого Спасо-Вифанскогомонастыря и тем самым спасено от осквернения и уничтожения, которому подвергся этот монастырь. Между прочим, именно по желанию владыки Платона над церковью была устроена большая луковичная глава с золотой полосой и звездами.

Некогда к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой знаменитого церковного писателя и философа Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета Милостивого, в котором, в 1867 г., был погребен святитель Московский Филарет (Дроздов). Часовня, придел и паперть между ними были разобраны при реставрации фасадов Духовской церкви, тогда же разобрали и позднюю четырехскатную кровлю над четвериком, причем была раскрыта спрятанная под этой кровлей звонница.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

15 декабря 2018 г. (2 декабря ст. ст.)

Прп. Афанасия Старшего, игум. Высоцкого, ученика прп. Сергия Радонежского (нач. XV). Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея Александрова пресвитера (1921); сщмч. Димитрия Благовещенского пресвитера и прп. Веры Графовой исп. (1932); сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского, сщмчч. Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына пресвитеров, прмчч. Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мц. Матроны Конюховой (1937); прмц. Марии Цейтлин (1938); мч. Бориса Успенского (1942). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».
08:30 Поздняя Литургия
Успенский собор
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей