Троицкие листки, № 549. У яслей Христовых

"Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа"

Как радостно, братие мои, праздновать Рождество Христово! Бог делается человеком, Создатель — созданием, Рожденный от Бога Отца прежде всех веков рождается во времени от Девы... Для кого все это? Для человека, чтобы его, падшего, восстановить, уничиженного — возвеличить, отвергнутого — ввести в любовь Отца Небесного, чтобы его, прилепившегося к земле, возвести на высоту равноангельскую, в сообщество Ангелов. Какое неисчерпаемое море любви Божией! И сколько надежды на спасение для человека! Но, братие, посмотрите, при какой обстановке все это совершается? "Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа". В вертепе начинается наше спасение! Ни один дом не оказался достойным вместить в себя Невместимого, ни одно семейство не удостоилось быть свидетелем рождения Христова. Богато убранные и роскошные дворцы, блеск, богатство, знатность, — словом, все, что люди привыкли считать великим, все это Божией Премудростью отвергнуто и для Царя неба и земли оказалась достаточной темная пещера, для Владыки вселенной — скотские ясли. В нынешнее время наживы и искания земных выгод как полезно и поучительно взирать на ясли Христа Спасителя! Ныне говорят: "Мало я имею; ну что это за состояние? Как при моих малых средствах можно жить?" Но кто имел или имеет на земле меньше того, что имел наш Спаситель? К тебе, в твое, бедный человек, убогое жилище проникает хоть малый свет солнечный, а здесь и того нет. Источник и Податель света вещественного ныне Сам лишен этого света. У тебя хоть бедное, хоть тесное, но все же свое, человеческое жилище; а здесь — пещера, жилище бессловесных животных, и эти животные окружают Божественного Младенца. У тебя хоть убогое, но все ж таки есть ложе; здесь же ложе в скотских яслях. А большинство из нас живет в довольстве и радостях, в тепле и просторе, пользуется здоровьем, крепостью телесной, с которыми весело и радостно можно добывать себе хлеб. И такие-то будут еще жаловаться на тесноту жизни? А много, много таких! Если бы и действительно тебе пришлось в чем-нибудь стеснить себя, в чем-нибудь отказать себе по нужде, то не должен ли ты решиться на это с твердостью духа, без ропота, помня, что ты христианин и последователь Того, Кто не имел на земле, где главу приклонить? Мало мы думаем, братие, о своем христианском звании; поэтому и ищем всего для себя только здесь, на земле. Да разве здесь наше истинное счастье? Разве здесь наше сокровище? "Христос на земли, возноситеся!" Туда, на небо, возноси твой мысленный взор; там ищи для себя и жди успокоения, о вечности "больше помышляй, для вечности живи. Тогда и малым будешь доволен; если и потеряешь что, будешь покорен Господу, не будешь завидовать живущим в богатстве и роскоши, а приобретающих богатство неправдой даже и пожалеешь. Словом, легко перенесешь всякое положение в жизни, даже самое трудное, в которое Богу угодно будет поставить тебя. Приучая себя к терпению, к покорности воле Божией, довольствуясь малым, ты будешь постепенно возноситься духом от земли на небо, приуготовлять себя к небу; тогда Христос будет с тобой, а ты будешь с Ним. Он будет сходить долу к тебе, а ты будешь возноситься к Нему горе. И сбудется над тобой: "Христос на земли, возноситеся!"

Но посмотрим еще раз на это Святое Семейство, пребывающее в вертепе. Какая тишина в этом Семействе, как в нем все мирно и спокойно! Иосиф, Мария, Иисус — вот и все члены его. Не видно тут праздных посетителей. Были тут пастыри, но они ненадолго нарушили тишину его: поклонились, рассказали слышанное от Ангелов и ушли. И опять остались Иосиф, Мария и Младенец Иисус. И довольны, и счастливы они. Многие не любят тихой, мирной, домашней жизни, скучают от такой жизни, ищут развлечений, шумных и веселых обществ* — особенно в праздники скучно им в тишине семейной. Конечно, дело приятное — в праздник и самому выйти, и к себе пригласить близкого человека. Но желательно, чтобы эти посещения, эти собрания были проникнуты духом христианским, чтобы действительно радость праздника, духовная радость и любовь христианская заставляли сходиться людей. Но если только празднословие да чревоугодие господствуют на этих собраниях, тогда не в тысячу ли раз лучше остаться дома и в тишине семейной заняться чтением хорошей книги? Тогда — сколько пользы душе, сколько отрады сердцу!.. А развлечения, праздные беседы, частые выходы без нужды из дома — ах, сколько тут опасностей для души! Сколько тратится напрасно драгоценного времени, состояния, часто здоровья! Сколько может быть опасных встреч, сколько случаев ко всякого рода грехам! Сколько опасностей отвыкнуть от храма Божия, от молитвы, и полюбить жизнь свободную, светскую, рассеянную!

Люди семейные, не скучайте тишиной домашней, если в этой тишине проводите вы жизнь свою! В будни — труд, в праздник — молитва, храм Божий, чтение духовной книги, бескорыстный труд для ближнего, посещение больного — что может быть лучше этого? Худой признак, когда в семействе вы не можете найти себе удовольствия!... А вы, живущие на чужой стороне, неужели только в нескромном веселии и в невоздержании умеете проводить праздники? И как это вредно для души, для здоровья и для благополучия вашего! Не лучше ли в праздник и вам заняться чем-нибудь более полезным? Божий храм не каждый ли день открыт для вас, как и для всякого? Но ты скучаешь по родным, с которыми тяжело быть в разлуке, особенно в праздник? Тогда найди человека трезвенного, с которым и можешь приятно поговорить о своих семейных, оставленных вдали, а больше всего об Иисусе Христе, нас ради родившемся в вертепе, и вообще о чем-нибудь душеполезном. Можно беседовать с таким приятелем и о житейских делах, и повеселиться за трапезой, но с тем, чтобы все это было чинно, скромно, без соблазна для других. Впрочем, если дорожишь душевным спасением, то и сам, никого не спрашивая, найдешь, как лучше провести время свободное, время праздничное.

Братие! Взирая на Святое Семейство у яслей Вифлеемских, будем молить Бога, чтобы такая же тишина, такой же мир, какие были там, почивали и в наших домах. Особенно позаботимся об этом в настоящие дни — дни праздничные; и не только в эти дни не будем искать развлечений, напротив, будем избегать всяких развлечений, всяких шумных собраний мирских. Пусть так веселятся люди, забывшие о Боге; а мы, христиане, будем искать радостей более чистых и святых. Аминь.

Из поучений священника Петра Шумова


Брат христианин!


Ради тебя Господь твой был во яслех, глубочайше уничижил Себя, для того чтобы истребить пагубные последствия твоей гордости: не гордись! Когда Господь пришел к тебе для тебя, посетил тебя, Милосердый, что ты дал Ему и где Его принял? Как встретил и угостил?.. О, как ты был к Нему неблагодарен: Господь нашел у тебя пристанище — во яслех! — Господь во яслех!... Но было ли лучшее место, когда все уклонились от пути истинного, все заблудились, яко овцы несмысленныя, и даже некоторые со зверской злостью искали души родившегося Отрочати, Господа и Спасителя своего?

Устрашись же, брат, своего недостоинства и своей нечистоты! Господь во яслех для того, чтобы избавить тебя Своим всемогуществом от неразумия, свойственного бессловесным животным; хотя Он и Младенец, но вместе и Бог всемогущий, всепремудрый и всеправедный. Будь же вечно благодарен Ему, уничижи себя до последней возможности, и прилепись к Нему всем сердцем и всею душею на всю вечность!

Из сочинений Я. К. Амфитеатрова


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия».




Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.