Троицкие листки, № 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа

Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли.

Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: “Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его — вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях”. Вдруг явилось с Ангелом множество Небесного Воинства, и слышно было, как они хвалили Бога и пели: “Слава на небесах (царствующему) Богу! И на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам!” Когда Ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: “Дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам?” — И нимало не медля пошли и нашли Богородительницу Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце своем. Пастухи возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели.

В осьмый день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное законом обрезание и дали Ему имя “Иисус”, которое преднарек Гавриил во время Благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя.

В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы*. Здесь они начали расспрашивать: “Где новорожденный Царь Иудейский? Мы, — говорили они, — видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему”. Весть об этом дошла и до Ирода. Встревожился идумеянин за престол Давидов, который дали ему римляне. Пришли в смущение и жители Иерусалима: одни, опасаясь жестокой подозрительности Ирода, другие, ожидая каких-то необычайных перемен, которые при общем растлении нравов не обещали им ничего утешительного. Ирод собрал синедрион, состоявший из старейших священников и из ученых иудеев, и спрашивал у них: “Где следует родиться Христу”? Ему отвечали: “В Вифлееме Иудейском”. И в подтверждение привели пророчество Михея, который более чем за 70 лет предсказал: И ты, Вифлееме, земле Иудова, нычимже менши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля, исходи же Его из начала от дней века (Мих. 5; 2). Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал у них, как давно явилась звезда, и, отпустив их в Вифлеем, сказал: “Подите, разведайте как можно вернее о Младенце и, когда найдете Его, известите меня, чтобы и я, пришедши, мог поклониться Ему”. Волхвы вышли от царя и отправились в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели прежде, опять шла пред ними, наконец, она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычайно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Которого они ищут. Вошли в дом, увидели Младенца с Матерью Его, Мариею, и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому что дары указывали на царскую власть, Божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другой дорогой отправились в свою землю — так повелено было им от Бога в сонном видении.

В сонном видении является потом Ангел Господень и Иосифу и говорит: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе, потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его”. Он встал, ночью же взял Младенца и Матерь Его и отправился в Египет.

Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидев, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужеского пола, начиная с новорожденных до двухлетнего возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их непременно убиен будет и Христос. Но прошел месяц с небольшим, как сам он умер в тягчайших муках. По смерти Ирода Ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте и говорит: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его и возвратись в израильскую землю, потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер”. Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус, но, услышав, что вместо Ирода воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда идти. Тогда в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и отчасти безпечного, и опять поселился в Назарете, от которого впоследствии Иисусу Христу дали наименование Назарянина или Назорея.

Из “Священной истории” протоиерея М. Богословского

*) Мудрецы. По преданию их имена были: Мельхиор, Гаспар и Балтазар. 


* * *

Как Святая Церковь встречает Праздник Рождества Христова

С какой радостью встречаем мы праздник Рождества Христова! Будто гостя дорогого ждем мы к себе этот великий день и заботимся, чтобы в жилищах наших все было чисто и прибрано к празднику, а Святая Церковь, как заботливая мать, спешит приготовить нас самих к достойной встрече этого дня. Она знает, что для Господа всего дороже чистая душа, и потому заповедует четыредесятидневный пост, дабы мы оглянулись на себя, осмотрели свою душу и сердце: нет ли в них (а как не быть?) греховной нечистоты? — И заблаговременно очистили себя покаянием и молитвою. Она знает, что мы ленивы на покаяние, и потому еще задолго до праздника дает вкусить всю сладость предстоящего духовного торжества и возбуждает нас песнопением: Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся!.. И как отрадно бывает на душе, когда услышишь это — Христос раждается. Как бы издали повеет на тебя небесным благоуханием сего доброго и светлого торжества! Проснется дремлющая душа, прислушается к священным звукам, и если не устремится навстречу грядущему с Небес Христу Спасителю, то хотя воздохнет к Нему из глубины сердечной и попросит у Него благодатной помощи оторваться от земных сует и попечений житейских, к которым она так крепко прильнула!

Но вот пост приближается к концу, в песнопениях церковных все чаще и чаще слышатся священные имена Иосифа и Марии, Вифлеема и вертепа. Чувствуешь, что праздник недалеко. Два последних воскресных дня пред самым праздником Церковь посвящает воспоминанию всех ветхозаветных праотцев и патриархов, начиная с Адама и кончая Захарией, отцем Предтечевым. Пред нами как бы развертывается дивная картина всего ветхозаветного домостроительства Божия, воспоминается все, что сделано было Богом для приготовления людей к достойному принятию Христа Спасителя. И как благовременно именно теперь, пред праздником Рождества Христова, воскресить в памяти все ветхозаветные пророчества и прообразования о Христе, все чаяния и надежды древних святых мужей, их святые желания — скорее видеть день Христов, видеть Утеху Израиля — желанного Спасителя и Искупителя! “Господи, — взывали они, — приклони Небеса и сниди! Седяй на Херувимех, явися!”

Как бы откликаясь на сие заветное моление древних праотцев, Святая Церковь взывает в своих песнопениях: “Радуйтеся, Пророки! Ликуйте Патриархи! Готовься, Вифлееме! Отверзися всем, Едеме! Красуйся, Евфрафо! Благоукраситеся ясли! Христос раждается прежде падший восставити образ!”

Последний день пред праздником Рождества Христова Святая Церковь особенным образом посвящает посту и молитве. Верующие, памятуя звезду Волхов, не разрешают поста до появления первой вечерней звезды, сретая ее на молитве, ибо в сей день поздняя литургия Василия Великого соединена с вечернею. И особенно часы, называемые Царскими, составлены на сей день по подобию часов Великого Пятка: что за умилительные тропари поются на этих часах!

Еще торжественнее песнопения на вечерни: Приидите, возрадуемся Господеви... Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси яко человек нас ради... и другие. После стихир читается восемь паремий, или чтений из Ветхого Завета, из коих последняя оканчивается возвышенной песнью пророка Исаии: С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся...

По окончании литургии пред Царскими дверьми возжигается светильник, в воспоминание звезды, указавшей путь волхвам, и все священнослужители, подобно пастырям, собравшимся из долины, где пасли стада, исходят на средину церкви и торжественно поют тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш... и кондак: Дева днесь Пресущественнаго раждает... Трудно удержать слезы умиления и душевного восторга в эту священную минуту! Праздник наступил, Христос на земли, душа заликовала!

Сколько благодатных утешений изливается в сердце христианина при одном размышлении о Рождестве Спасителя! Сам Превечный Бог ради нас, грешных, стал Отроча младо, родился в вертепе, возлежал в яслях убогих, повит был рубищем, как и всякий бедный младенец... “О, безпримерное снисхождение Твое, Божественный Человеколюбец! Бедные пелены Твои для нас драгоценнее всех царских украшений Давида и Соломона, ясли, в которых возлежал Ты, стократ священнее древнего храма Иерусалимского!” (Иннокентий). Приидите, братие, повергнемся пред этими священными яслями — в них почивает наша надежда и спасение! Сбросим здесь свою тяжелую ношу греховную — Почиющий в яслях есть Агнец, вземлющий на Себя грехи всего мира! Облобызаем Его пречистые пелены: Он покроет ими нашу наготу душевную!..

В праздник Рождества Христова Российская Церковь приносит благодарение Вифлеемскому Агнцу — Христу Спасителю за спасение православного Отечества нашего от нашествия галлов в 1812 году. Трогательно слышать среди многолетий царствующему дому вечную память Александру Благословенному и его сподвижникам.

* * *

Вертеп и ясли

Главный алтарь Вифлеемского храма основан над самым вертепом Рождества Христа Спасителя. С обеих сторон алтаря сходят по 15-ти мраморным ступеням в подземную церковь. Можно ли объяснить сладостное чувство восторга и благоговения, которым исполняется сердце при вступлении в таинственный сумрак этого святилища? Прежде, нежели я мог что-нибудь разглядеть, я пал ниц на мраморный помост, туда, где серебряная звезда, освещенная лампадами, означает место Рождения нашего Искупителя! Излив чувство умилительной благодарности Спасителю за спасение всего человечества и моей души, я прочел латинскую надпись кругом сияющей звезды: “Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии”. Что можно сказать более? Это место находится в полукружном углублении. Помост вертепа Рождества, образуя также полукруг, обвешен шестнадцатью богатыми лампадами, над которыми мраморная доска служит престолом, где совершается литургия.

Отступя несколько шагов от места Рождества Спасителя, вы видите на правой стороне особливую пещеру, куда сходят по двум или трем ступеням; там были ясли, где покоился тот Младенец, Кому Небо — престол, земля же — подножие ног Его (Ис. 66; 1), и где впервые поклонились Ему волхвы и пастыри: мудрость и простота.

Ясли высечены в природном камне (ибо в Иудее лес довольно дорог). Они имеют вид продолговатого ящика и обложены белым мрамором. Это святое место, освященное так же, как и вертеп Рождества, драгоценными лампадами, служит престолом для совершения литургий. Престольный образ изображает поклонение пастырей. Против колыбельных яслей Спасителя устроен в том же вертепе другой престол на том месте, где Пресвятая Богородица принимала с младенцем Иисусом на ее лоне поклонение трех волхвов. Все стены вертепа как здесь, так и у святилища Рождества, одеты богатыми тканями, и множество серебряных и позолоченных лампад висят вдоль главного свода и по сторонам. Весь вертеп имеет вообще саженей 5 в длину и сажени полторы в ширину.

Тропарь праздника

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови (открыло миру) свет разума (познания): в нем бо звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Кондак праздника

Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родился Отроча младо — Превечный Бог!


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия».



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.