Катихизис последний

КАТИХИЗИС ПОСЛЕДНИЙ

Дерзновенно предлагаю конец моего учения тем, которые встретив меня в начале, непрестали благочинно последствовать, пока уже дошли до того, что и мне не много нечто осталось досказать, и им послушать, находясь при дверех уже успокоения от ревностных трудов. Да воздаст Бог милость таковым! многие слова Божия проповедники не имели сего щастия, чтоб такую найти благую землю. Жалуется Исаия: Господи! кто верова слуху нашему?1 Не молчит и Иеремиа: кому возглаголю, и кому засвидетельствую, и услышит? се не обрезана ушеса их2. Много таких имел и Сам Господь Иисус, которые не только Его слова не приняли, но и за льстеца почли. Не жалобныя ли сии его слова к своему возлюбленному Израилю: Иерусалиме, Иерусалиме! коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош собирает птенцы своя под криле, и невосхотесте. (Матф. гл. 23 ст. 37) А мне благодать Божия противное, но благопоспешное устроила: и мне наипаче пристойно оное Исаино слово: явлен бых не ищущим мене, обретохся не вопрошающим о мне. Блажен я ради вас, блажени вы ради себя! вы бо мне похвала, братие! а вам похвалу составляет ревность сия. И как же здесь у нас проходило и проходит совсем порядкам мирским противно? Знаете, что в мире делается? приказывается некогда что нибудь исполнить, или куда нибудь призываемся мы, то сколько тут за неисполнение услышим гроз? Страшат отнятием имений, разорением домов, узами, смертию, чтоб к скорейшему повеленнаго исполнению хотя страхом принудить. А здесь где сих гроз страх? Где понуждения? Где узы насильно к слушанию слова влекущия? Где секира непокорных нам обезглавляющая? нет ни сетей уловляющих, ни цепей удерживающих; а однако наполненну видим слушательми священную сию ограду; в корабле нашем, по благословению Христову, рыб более, нежели сто и пятьдесят и три. Без повеления творится, без гроз исполняется, без обещаний собираются. Так-то обыкновенно Христос чудодействует, и представляя немощь человеческую, более Свою силу показывает. Вы, Слушатели, сих чудес смотрители, и сих таин сокровенность вашим душам поверена. Того ради к тому, которое давно собравши внутрь скрыли себя, присовокупите и теперешнее последнее учение, чтоб ради полнаго христианства изучения совершенными вам называться и быть христианами, и чтоб воистинну прославить Христа, которой нашего дела есть Альфа и Омега, начало и конец. Ты, убо, Христе помощниче наш! Твое чрез нас действуемое дело увенчай, и даруй благополучное совершение в протолковании и в выслушании настоящаго сего учения.

По толковании о воскресении мертвых, которое в одиннатцатом члене содержится, теперь следует уже последний Символа член разобрать, и тем весь Символ окончать; а последний член так читается: и жизни будущаго века, аминь. Где должно разумом прибавить от прежняго члена сие слово, чаю: чтоб читалося так: чаю и жизни будущаго века, аминь. А сего члена вкратце такая сила: с несумненною верою ожидаю, что кроме сей жизни есть другая на небеси, жизнь блаженная и не имущая конца, которая полно и совершенно после общаго от мертвых воскресения верующим во Христа даруется. Или: понеже в настоящем житии вечныя жизни начало в моем сердце уже чувствую: то верую, что после здешнаго жития полное и совершенное блаженство получу.

Сей член прилично на конце полагается; понеже всех прочих есть плод: ради сего бо всем другим веруем, чтоб сему последнему уверовать и получить, то есть, живот вечный. Так сей член есть конец и совершение всего нашего спасения.

Вопросишь: Что есть живот вечный?

Отвечаю: Сей вопрос, кажется, не разрешимой, понеже об нем говорится: око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеческое не взыде3: однако от подобия здешней жизни, и из писания несколько разуметь можно. Почему вопервых приметим то, что жизнь не в одном разуме полагается. (1) Жизнь есть душевная, праведникам и грешникам общая, чрез которую человек живет, чувствует, и разсуждает (1 Кор. 2, 14, 15 и 15, 46). Сей жизни противна смерть, разрешение от тела души. (2) Жизнь благодати, по которой человек не так в себе, как во Иисусе Христе живет (Гал. 2, 20. Ефес. 2, 1. 1 Тим. 5, 6). (3) Жизнь славы: в которой душа, соединившись паки с телом, Бога лицем к лицу узрит, свободившись уже от всякаго греха, и без всякаго страха Богу совершенно служащи (Иоан. 3, 16. 1 Кор. 13, 12. Кол. 3, 3. 1 Иоан. 3, 2). И о сей-то жизни у нас теперь речь есть. Жизнь вечная разными чествуется в Священном Писании наименованиями. Называется (1) просто живот (Матф. 7, 14 и 18, 8). Понеже сия жизнь смертная наипаче смерть есть, нежели живот; когда повсечасно приближаемся к смерти. Но оная жизнь истинный будет живот, и ради счастия, и ради вечности. (2) Жизнь вечная (Иоан. 3, 15) так называется по крайнему своему счастию, которое хотя имеет начало, но не конец. (3) Царство (Лук. 12, 32), царство Божие (Матф. 21, 31), небесное (Матф. 5, 20), царство уготованное от сложения мира (Матф. 25, 34) называется же так, (a) ради своего превосходства и достоинства; владение бо есть не простое, но царское; (b) для того, чтоб различить от царства мирскаго, котораго без конца превосходнее есть; (c) ради нашего возвышения; зделаемся бо Царями (Апок. 1, 6) на престоле Христовом посадимся. (4) Наследство: ради милостиваго Божия усыновления (Деян. 20, 32. Гал. 3, 18. 1 Петр. 1, 4). Которое не уменьшается множеством владельцов, не бывает теснее наследников многочисленностию, но такое многим, какое не многим, такое всякому, какое всем. (5) Радость благочестивых (Иоан. 16, 22) (6) называется спасение (Сол. 5, 9) (7) блаженство (Рим. 4, 9), а оно есть состояние, всякаго добра собранием совершенное (8) Рай (Лук. гл. 23, ст. 43). Теперь ответствую на вопрос: живот вечный есть вечное ублажение, которое после сей жизни всем истинно верующим во Христа подается, соединенное с неизглаголанною радостию и услаждением, славою и благополучием. Или дополнительнее: живот вечный есть преславное оное состояние, в которое Бог, по одной своей милости, ради Христа Ходатая нашего, верою истинною объятаго, благочестивых принявши, по душе убо, тотчас после блаженнаго разрешения, а по воскресении, по обеим частям велиею, неизглаголанною, и никакими веками неокончаемою славою ублажит, в славу имени своего, и во упокоение блаженных.

Вопросишь: Откуду доводится, что есть живот вечный?

Отвечаю: Вопрос сей может теми же доводами утвержден быть, которыми мы доказывали безсмертность души, и мертвых воскресение: однако есть некоторыя особливо сюда надлежащия: (1) из Священнаго Писания (Даниил. 12, 2. Матф. 25, 46. Иоан. 10, 28. 2 Кор. 5, 1. Евр. 13, 14) (2) от Божией благости. Бог есть безконечное добро, источник всякаго добра: а добро само по себе есть общительно. Бог убо сообщит себя, сообщит же совершенно, возлюбленным его. (3) Христос есть вечный Царь: так вечно будет иметь некоторых подданных для своего прославления. Христос есть вечный Жених, есть вечный Спаситель, есть самая Жизнь; так верующим даст живот вечный. (4) Благочестивые паче прочих людей в сей жизни подвержены бедам и гонениям. Иродиада пляшет, Ирод царствует; Креститель усекается: так надобно быть другой жизни, в которой бы сего зделалася перемена. (Евр. 11, 9) Верою пребысть Авраам. (5) Ежели отнять надежду вечныя жизни, то отъимется в противных случаях утешение, изнеможет мученическое в самой смерти великодушие, разорится все христианство, падет все богопочтение, погаснет рачение о благочестии, и человек самых скотов будет беднее и проч.

Вопросишь: В чем состоит вечный живот?

Отвечаю: В получении крайняго добра Бога: которой будет вся во всех (1 Кор. 15, 28), а будет Бог всяческая во всех (1) действуя непосредственно. В сей жизни действует в нас чрез служение слова и таин: там Себя Самаго и славу Свою в зрение представит. Здесь содержит нас чрез пищу и питие: но там Сам будет пища наша. (2) Потому, что с Ним единым обращатися будем: здесь служим Ему; но на многая другая развлекаемся: там при почитании и похвалении единаго Бога без всякаго развлечения пребудем. (3) По силе того, что из сего блаженства происходит. В сей жизни многими вещами услаждаемся: но там един Бог будет свет разуму, правость воли, тихой покой движениям, сладкое пение слышанию, красота видению и пр.

Отсюду следует, что блаженство не меньше надлежит до воли, как и до разума. Понеже по силе обоих сих Бога получат, то есть, чрез боговидение, которое надлежит до разума, чрез крепкое прилепление и наслаждение, что собственно есть воли. Узрят Бога лицем к лицу, из котораго видения родится совершенное любление; почему в С. Писании обое заключается (Псал. 35, ст. 10) у тебе источник живота и пр. и вкусите и видите (Псал. 33, ст. 9) и пр. (Исаии гл. 14) узрите, и возрадуется сердце ваше. Блаженство состоит в совершенном соединении души с Богом: а сие соединение включает души соединение с Богом по всему тому, почему может соединить; а соединиться может как чрез разум, так и чрез волю.

Вопросишь: Из получения крайняго добра какое следует благополучие?

Отвечаю: Не изглаголанное и полное, ни какими веками не окончаемое не испытанных благих получение. Правда: что все не можем мы подробно объявить; на сердце бо человеческое не взыде: однако, от сравнения то здешних зол, которых там не будет, то от вступления вечных благих, которыя в С. Писании несколько открыты, оное показать можно. Благая вечнаго живота состоят или в лишении здешних зол, или в наступлении тамошних благих. Не будет бо там никакого зла, а будет всякое добро. А именно (1) не будет там греха, и наималейшаго. Сие описуется чрез одежды белыя (Апок. 3, 5) чрез Виссон светящийся (гл. 19. ст. 8) и для того называется живот вечный (1 Петр. 1, 4). Наследство нескверное. (2) Не будет побуждений на грех: не будет вожделений плотских, диавольской прелести; мирскаго обману. Но свободны будем там от всяких искушений и борьбы; понеже сатана уже падет под ноги наши (Рим. 16, 20). Здесь благочестивыя берут победу на борьбах: там совсем свободятся от сего; а и мир уже не прельстит, понеже он и с своими похотьми в день суда прейдет (1 Иоан. 2, 17). (3) Не будет там казней за грех, то есть, разных бед, болезней, скук, противностей: (Апок. гл. 21. ст. 4) Отрет Господь всяку слезу от лица их (Исаии) еще и смерти временной (Исаии. гл. 25, ст. 8). Пожерта будет смерть (1 Кор. гл. 15, ст. 26). Последний враг упразднится смерть. Не будет же и смерти вечной и адской. (1 Кор. гл. 15, ст. 55). Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа? Кратко: не будет там страстей: зависти изсушающей, гнева восхищающаго, злобы мучащей, печали сокрушающей; не будет глада, жажды (Апок. 7, 16. 1 Кор. 6, 13). Не будет брака (Матф. 22, 30). Наступят же благая сия (1) блаженное и не посредственное Бога видение: а из сего, как из источника, протчая жизни благая потекут: то есть, крайняго добра услаждение, любление, увеселение, радование, всегдашнее Бога прославление, совершенное Божияго образа возставление. (2) От блаженнаго боговидения не посредственно и неотменно следует любление Бога: понеже такая есть добра сила, что от разума познано будучи, волю восхищает в любовь к себе. И потому Павел пишет, что любовь и там пребудет (1 Кор. 13, 13). (3) Из боговидения и пресильной к Богу любви, зачнется в сердцах благочестивых великое о Боге, как бы получивши в нем блаженство, веселие и радование, и играние несказанное: (Исаии гл. 65, ст. 14). Се работающии мне возвеселятся в веселии сердца. (Псал. 15, ст. 2) Исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец (4) из боговидения и внутренней сердечной радости произыдет прославление Божие (Псал. 126. Апок. 4, 10) (5) совершенное Божияго образа восставление (Рим. 8, 29. 1 Кор. 15, 49. 1 Иоан. 3, 2). То есть: во уме возсияет совершенное Бога и Божиих таинств познание; будет бо разум светом славы просвещен (1 Кор. 13, 9). А в воли и в желании будет совершенная правота и точное с законом Божиим и с правдою Его сообразие. От чего следует, что праведники не согрешат. (Псал. 16, ст. 15). Аз же правдою явлюся лицу Твоему. Сюда же надлежит и то, что блаженные всегда будут известны и безопасны, о не потерянии сего блаженства (Иоан. гл. 16, ст. 22) возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас. Благая вечной жизни внешныя суть сия. (1) Сладчайшее обращение с Богом и со Христом (Лук. 23, 43. Иоан. 12, 26. 2 Кор. 5, 8). (2) Со Ангельскими Лики (Евр. 12, 22). (3) С блаженными избранными всеми (Матф. 8, 11). Здесь должно разсудить многолюдство; будут бо бесчисленни: различность; от разных бо стран соберутся. Из сего последует взаимная любовь (1 Кор. 13, 8). Взаимная честь (Иоан. 12, 26) великая радость и пресладкая беседа (Матф. 17, 3). (4) Прекрасное и пресветлое жилище; которое все светлостию будет блистать, веселостию процветать, вечностию не растлевать. Околичности сих благих суть две (1) непрерывное и вечное пребывание (1 Сол. 4, 17. Иоан. 16, 22). (2) Различность и не равенство в наградах некиих (Матф. 19, 28. Лук. 22, 30).

Наконец заключаю: жизнь вечная есть живот без смерти, день без ночи; там будет безопасность без страха, приятность без болезни, покой без труда, красота без безобразия, крепость без слабости, правость без превращения; любовь без злобы; истинна без лжи, щастие без бедности и пр. их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде.

Вопросишь: Кому такая жизнь будет?

Отвечаю: Веровавшим истинно во Христа (Иоан. 3, 16, 36) даже докончины жития своего (Матф. 10, 22) и плоды веры, сиесть, добрыя дела сотворившим (25, 34). А не веровавшим во Христа мука вечная (Матф. 25, 51) во огни неугасаемом.

Вопросишь: Кто дает живот вечный?

Отвечаю: Бог (Ефес. 2) чрез Христа и ради Христа (1 Сол. 5, 10. 1 Иоан. 5, 9. Деян. 4, 12) и проч. Живота вечнаго двоякой есть конец: первой, слава Божия (1 Петр. 5, 10. Ефес. 1, 4). Второй, благочестивых упокоение (2 Сол. 1, 7).

И так, довольствуясь сим, кончим сей член, а следовательно и весь Символ, за что буди Господеви Богу благодарение!

Вопросишь: Когда всему тому веришь, что в Символе преподавалося, то что из сего имеешь пользы?

Отвечаю: То, что во Христе праведен есмь, и наследник жизни вечныя. Аминь.

В будущую неделю речью нашею окончим сие учение; того ради всех тех, которые при сем когда нибудь были, прошу в последний раз собраться.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.