Катихизис тридесятой

КАТИХИЗИС ТРИДЕСЯТОЙ

Всем время, и время всякой вещи под небесем, говорит премудрый Израильский Царь: время молчати и время глаголати1, время сеяти, да время, Слушатели, насеянное уже собирать: идите на поля, пройдите всю землю, смотрите всех труждающихся в сеянии, что? Для того ли разсекаются поля, чтоб безплодною некою покрылися травою? для того ли многим паханием раздирается земля, чтобы зеленостию жатвы одни только веселить глаза; по той ли причине земледелец жжется солнечным зноем, обливается мокротою дожжей, и прегибает свой на труды хребет, чтоб только напрасно силы потом проливаемыя терять? Не по той ли надежде наипаче, чтоб, как Давид поет, слезами посеянное, радостию пожать, наполнить руки свои класами зерен преизобильными, а недра своя снопами, изрядную надежду к довольному содержанию подающими? Знаете, Слушатели, что и мы в сеянии учения не малое время обращалися, и сколько в нем ни труждаемся, а с надеждою очи свои возводим туда, откуду бы показалися нашего сеяния плоды. Не сеется ли слово Божие, когда есть и тот, кто сеет, Дух Святый; и то, что сеется, истинна Христова, и то, которое принимает тое семя, слушателево сердце? Остается только ведать, что те сердца суть ли благая земля? а сие узнается только отсюду, ежели они принявши семя многоплодными явилися. А плодам сим каким должно быть? Таким, Слушатели, чтоб ум, которой глубоким неведением и суеверством прежде был помрачен, по принятии сего семени просветился, лучше о всех вещах, паче же духовных начал разсуждать, и дивную некую в себе чувствовал бы перемену, чтоб склонности, которыя всякаго насильно отводили ко исполнению их, по выслушании нашего учения сильно могли бы удерживаться, и от того времени как бы уздою обуздовалися; еще и сердце, которое прежде было ожесточено, и ни к какому плодоприношению не способно, ежели отсюду несколько поумягчилось, и начало о мучениях вечных содрогать, а воспоминовением утех райских веселиться; то довольно бы тогда узнали благодати Божия силу чрез малая великая содевающую, и увидели бы, что как всяк, которой со Христом не собирает, расточает; так мы со Христом сеющии семена свои всуе не расточили. И сии-то суть учения плоды; сим похвальна церковная жатва; отсюду познается духовный земледелец, что не всуе некогда труды свои изливал потом; радуется видя, что не напрасно кузнец сребро кует, что не в диравой черпает сосуд, и связуемая цепь разрывается не удобно. Но постоим, и растущему древу, по повелению Господню, уступим еще время с надеждою плодов, чтоб, как еще изрядно влажностию земли окладем, хотя не в сие, то в грядущее лето явится изобильно прозябшим. А мы, Слушатели, потечем до предложеннаго нам намерения, един другаго упреждая, к принятию отложенных венцов; потому наипаче, что приближаемся ко окончанию наших трудов, в которых подвизающиися уже теперешнее учение терпеливно да снесут: Дух же Святый, Его же празднуем сошествие, и мне язык, и вам благорастворенное слушание милостиво да подаст.

Как уже сказали о церкви, и что касалося до церкви, то тем и окончали девятой член веры: теперь приступаем к десятому члену веры, которой так читается: исповедую едино крещение во оставление грехов. В сем члене, понеже речь есть о крещении, которое есть первая тайна; надобно, чтоб мы отложив теперь толкование о крещении, вообще несколько поговорили о тайнах.

Вопросишь: Для чего в Символе после, как сказано о церкви, тот час положено о тайнах, из которых первая есть крещение?

Отвечаю: Для того, что Христос какия благодеяния заслугами своими ни приобрел, то церкви своей приобрел: а благодеяния сия правильно и на подобие орудий подаются церкви вопервых словом Божиим, котораго проповедию и служением грешники ко Христу призываются (Матф. 11, 28) призванные веруют: вера от слуха, (Рим. 10 17) веровавшия же вовторых оправдаются и освящаются чрез употребление таин, и чрез них бывает первой в церковь вход. Чрез слово Дух Святый возжигает веру; а чрез тайны возженную совершает, подтверждает, и хранит. И для того-то надобно, чтоб сказавши о церкви не посредственно говорить о тайнах, чрез которыя, как чрез дверь, бывает в церковь вход, или чрез них же церковь, как цепью, связуется.

Вопросишь: Что есть тайна?

Отвечаю: Тайна или таинство, по Гречески называется мистирион; которое, по толкованию своему с нашим именем сходно: потому что как Греческое слово названо для того, что посвященным людям свои уста надобно заграждать и не открывать то всякому, что им тайно от Бога чрез служителей поручено; так Руское сие слово, тайна, значит некоторое дело, которое пред неверными или немощными скрывать должно; или такое дело, которое изъяснить никакой язык человеческой не может. Тайна не в одном разуме в Священном Писании употребляется. (1) Сим именем называется всякая вещь сокровенная, тайная и чудесная. Так напр. воплощение слова Божия называется тайна (1 Тим. 3, 16) и призывание язык в веру (Ефес. 3, 9) еще и сошествие Святаго Духа в день пятьдесятный на Апостолов может назваться тайна (Деян. 2, 1). Здесь тайна не что иное есть, как дело в предвечном Божием совете и определении сокровенное, которое никто ни из человеков ни из Ангелов не мог познать, ежели бы Cам Бог чрез Пророков и Апостолов не благоволил открыть и объявить. Также и сокровенное начинание Антихристова пришествия от Павла называется тайною беззакония (2 Сол. 2, 7). (2) Употребляется в наименовании знамения вещи тайныя. Так напр. супружество мужа с женою называется от Павла тайна (Ефес. 5, 32). Для того, что означает таинственное совокупление Христа с церковию. В таком разуме употребляется (Апок. 1, 7, 7. Даниил. 2, 19) также семя, сеть, драхма суть тайны или знамения Царства Небеснаго (Матф. 13, 24). (3) Собственно употребляется за знамение благодати, или за действие от Бога уставленное, на тот конец, чтоб употреблением его обещание Евангельское подать и подтвердить. И в таком разуме мы здесь начали говорить о тайнах; каких обыкновенно приемлет церковь седмь; крещение, миропомазание, Евхаристиа, священство, покаяние, брак и елеосвящение, из которых знатнейшия суть два: крещение и Евхаристиа, и о сих мы наипаче обязуемся говорить, щадя время. И отсюду видно, что есть тайна? Тайна есть действие от Бога уставленное, чрез которое Бог под видимыми знамениями невидимую благодать и благодеяния Христова означает, и печатает: или кратче: таинство есть видимое знамение невидимыя благодати.

Околичности при тайне разсуждаемыя суть сия: (1) знамение в тайне употребляемое есть священное, для того, что на дело священное употребляется. К томуж одолжаемся чрез тайны Богу почитанием. (2) Видимое: понеже есть оно вспомогательством веры, к которой чрез чувствительную вещь ум наш действительнее возносится: и чтоб верныя чрез внешния сия знаки удобнее могли между собою связываться. (3) Действие при видимых знамениях, не только некоторым внешным подобием означает то, что внутри благодатию действуется; но и печатает, то есть, извещает о Божием к нам примирении; да еще и подает чрез полное той тайны действие. Из сего же определения следуют сии примечания.

(1) Тайны может определить един Бог, понеже определяющему тайны, которыя суть орудия и печать благодати, надлежит иметь власть давать благодать означаемую чрез тайну: а таковый есть един Бог. Отсюду следует, что не вредит правильно приобщающимся тайнам нечестие служителево: понеже благодать равно чрез канал каменный или серебреный проистекает, и нечего опасаться злости человеческой, где столь благ Господь.

(2) Всякая тайна из двух вещей состоит, из телесной и небесной, или из видимой и из невидимой; или из знамения, и вещи знаменуемой. Вещь телесная или видимая в тайне есть знамение совсем своим внешним действием, словом Божиим определенное. Небесная вещь или невидимая есть то, что словом преднаписанным под внешним знамением приносится и подается: или сам Христос со всеми своими благодеяниями, то есть, причастие Христа и его благодати.

(3) Во всякой тайне должно быть благочестивое и правильное по уставлению Божию совершение такое, чрез которое бы одна тайна от другой, по различности и действия и чрез то различно подаемыя благодати, различалася и разделялася. Так напр. крещение, чрез погружение, и чрез омытие внутреннее благодатию, разделяется от прочих: также Евхаристиа чрез причащение видов хлеба и видов вина, и чрез соединение со Христом разделяется от всех других. И сие называется форма, или вид, или совершение, при котором совершении особливыя еще во всяком таинстве примечаются слова.

Вопросишь: Потребна ли тому вера, которой принимает тайны?

Отвечаю: Потребна неотменно: понеже означаемая чрез видимую вещь благодать единою верою постигается. Иже веру имет, и крестится2. Так напр. приобщающийся Евхаристии не с верою, суд себе яст и пиет. И тайна не что иное есть, как действие внешнее, которое благодать верою постигаемую означает, и подает (Евр. 4, 2. Рим. 2, 28, 29).

Вопросишь: На какой конец тайны определены?

Отвечаю: (1) Чтоб были знаки завета и воли Божией к нам: (1 Кор. 11, 25). То есть, чтоб чрез них Богу свидетельствовать, что Он в правильном употреблении их нам обещание о оставлении грехов, оправдании, и о животе вечном подтверждает, и исполняет. Тайны бо суть веры нашея во обещания Божия как бы печати, свидетельства, и как бы залоги (Рим. 4, 11. Быт. 17, 2), (2) чтоб были исповеданием и засвидетельствованием нашея благодарности и должности и обязательством ко хранению Его веры и благия совести (1 Петр. 3, 21) и чтоб быть Его людьми, как Он есть наш Бог. (1 Кор. гл. 10, ст. 21). Не можете трапезе Господней причащатися, и трапезе бесовстей (3). Чтоб были внешния приметы, по которым народ Божий от прочих людей отличается. Понеже хощет Бог церкви Своей в сем мире явной быть, и ей познаватися из сих священных знамений как воинам по знамям. Не хощет бо и себе смешиватися со идолами, также и людям Своим с царством диавольским. (4) Служат тайны еще к соблюдению и произращению учения. Тайны бо суть как бы некоторое учение (Исх. 13, 14), (5) суть напоследок тайны союзы взаимнаго любления: понеже вступившии со Христом чрез тайны в договор не должны между собою разногласить. (1 Кор. гл. 12, ст. 13). Единым духом вси мы во едино тело крестихомся. Также суть союзы всенародных собраний в церкви. Егда сходитеся, един другаго ждите (1 Кор. гл. 11, ст. 33) яко един хлеб, едино тело мнози есмы (1 Кор. гл. 10, ст. 17). Кратко: тайны на то уставлены, дабы или то, что человек верою уже понял, чрез употребление их получить и известиться, или полученное непрерывно соблюдать и возращать.

Вопросишь: Как разделяются тайны?

Отвечаю: Вообще на две части: на тайны Ветхаго Завета, и Новаго Завета. Ветхой Завет был договор Божий со Израильтянами по изведении из Египта, при даянии закона данной, содержащий обещание живота вечнаго с договором совершеннаго закона исполнения, или веры в будущаго Мессию (Исх. 19, 5. Второз. 5, 26), а Новой Завет есть оной Божий договор чрез Христа и на Христе утвержденной, содержащий обещание милостиваго грехов оставления, правды и спасения вечнаго верою во Христа Ходатая (Исаии 59, 20, 21. Иерем. 3, 22. Иоан. 3, 15).

Ветхаго Завета тайны были те, которыя прежде Христова во плоти пришествия уставлены некоторыми знамениями Христа, и с Его благодеяниями издалека проображали, и своим употреблением тому, которой верою простирался ко Христу, оправдание и благодать приносили: а по пришествии Христовом перестали быть. А Новаго Завета тайны суть те, которыя от самаго Христа будучи уставлены Его Самаго пришедшаго уже свидетельствуют и присущим со всеми Его благодеяниями представляют, в церкви до скончания мира имеющия пребывать.

Вопросишь: Сколько было в Ветхом Завете таин?

Отвечаю: Обыкновенно их считают не мало, а имянно: обрезание, Пасха, хлебы предложения, посвящение в великаго Архиерея, разныя очищения; но из сих, собственно сказать, два были начальнейшия: обрезание и Пасха, а те только одни проображения будущих. Обрезание может назваться тайною предначатия в договоре Божием; а Пасха, тайною продолжения.

Обрезание было первая Ветхаго Завета тайна, в которой обрезанным по повелению и уставлению Божию при отсечении крайней плоти, правда веры в будущее обещанное семя Христа подавалася, прилагалася, и запечатлевалась (Быт. 17, 10), обрезание было проображение Христа, которой как пришел, оно прошло (Колос. 2, 17). И потому-то в Новом Завете обрезание ничтоже пользует (Гал. 5, 6. Деян. 15) на котораго место вступило крещение (Колос. 2, 11, 12) обрезание тое телесное было знамением отсечения страстей и склонностей греховных: (Рим. 2, 25–29) а Пасха, вторая Ветхаго Завета тайна, в которой агнца непорочнаго, по обрядам от Бога чрез Моисея преданным, закланнаго и испеченнаго ядением, Иудеям верующим благодать проистекающая от единой жертвы Агнца пречиста Христа прилагалася, и подтверждалася (1 Кор. 5, 7. 1 Петр. 1, 18, 19).

Сей Агнец был прообразованием Христа принесеннаго на кресте: почему по пришествии Христова тела он и с своими обрядами уничтожился (Колос. 2, 17) на место сей тайны уставлена тайна Евхаристии (Матф. 26, 20, 26–28.

Вопросишь: Почему тайны Ветхаго и Новаго Завета между собою сходствуют?

Отвечаю: (1) Законополагающим сходны: обоя бо уставлены от Бога; (2) по концу сходны, на которой определены, то есть, чтоб обещание благодати Божия закрепить и исполнить (Рим. 4, 11) (3) вещами означаемыми; понеже тайнами обоих заветов тыя же вещи означаются, обещаются и подаются, то есть, отпущение грехов, дарование Святаго Духа, и то чрез единаго Христа (Евр. 13, 8. 1 Кор. 10, 2. Колос. 1, 22. 1 Кор. 5, 7) вне убо Христа, которой есть всех таинств вещь означаемая, ни един никогда ниже мог спастися, ниже спасается.

Различаются же сии тайны (1) по обрядам: иныя бо были при ветхих, иныя суть при новых: (2) значением: ветхия означали Христа грядущаго, новыя пришедшаго: (3) времени продолжением, те должны были только стоять до перваго пришествия Мессии: наши до скончания мира: (4) обязанием: ветхия обязывали только Иудеев, и потомков Авраамовых; наши церковь целую, всех народов: крестите вся языки: пийте от нея вси и пр. (5) ясностию: те были темны, для того, что будущия вещи означали: наши яснее, для того, что означают вещи прошедшия и исполненныя во Христе.

Вопросишь: Кое есть правильное таин употребление? Отвечаю: Правильное употребление в сих трех состоит: (1) когда наблюдается чин от Бога уставленной без наималейшаго нарушения, (2) когда поступают потому чину те, которым их Бог уставил; тайны бо должны употреблять одни домашния Христовы, которыя по исповеданию веры и покаяния суть граждане церковныя (Деян. 8, 37. Матф. 3, 6). (3) Когда тайна на тот конец употребляется, на какой конец уставлена. О лице говорит: обрезание пользует, аще закон храниши (Рим. гл. 2, ст. 25) о нарушении обрядов, и не о надлежащем намерении (1 Кор. 11, 12).

Почему принимание таин нечестивым и неверным ни мало не пользует, но еще обращается в суд и во осуждение, для того, что благодеяния Христовы только чрез правильное употребление таин сообщаются. А правильное употребление презирают те, которые тайны принимают без веры и покаяния (1 Кор. 11, 27).

Вопросишь: Для того ли наконец слово и тайны определены, чтоб веру нашу к жертве Христовой на кресте совершившейся, как бы к единому спасения нашего основанию, управить? Отвечаю: Так неотменно: понеже Дух Святый учит Евангелием, и подтверждает с подаянием тайнами, что наша надежда вся положена в единой жертве Христовой за нас на кресте принесенной (Рим. 6, 3. Гал. 3, 27). И сего довольно, что надлежит до таин вообще, впредь о тайне крещения.



Оглавление

Богослужения

28 сентября 2020 г. (15 сентября ст. ст.)

Попразднство Воздвижения Креста. Обре́тение мощей первомч. архидиакона Стефана (415). Прп. Никиты Боровского, ученика и сродника прп. Сергия Радонежского (после 1421). Вмч. Никиты (ок. 372). Обре́тение мощей свт. Акакия исп., еп. Мелитинского (III). Мчч. Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мч. Порфирия (361). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570) (Груз.). Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429). Сщмч. Иоанна Ильинского пресвитера и прмц. Евдокии Ткаченко (1918); сщмчч. Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); прп. Игнатия Бирюкова исп. (1932); сщмч. Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); сщмчч. Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, прмц. Марии Рыковой и мц. Людмилы Петровой (1937). Новоникитской иконы Божией Матери (372).
05:00  Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, НИКАНДР; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ    
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия

Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.