Нравоучение дватцать девятое

НРАВОУЧЕНИЕ
ДВАТЦАТЬ ДЕВЯТОЕ

И как же мне не говорить о служителях церковных? Когда и здешнее место есть приуготовляющий в священство дом, и я к таковой должности приуготовляюсь, в которой священнической язык должен был проповедывать, но не много таких, которыя бы достойно важную сию должность принимали или проходили. Я свою речь обращаю к тем, которыя от детских лет в здешних школах обучаяся, заблаговременно души свои приуготовляют, чтоб некогда достойными быть и по учению и по житию душ Христианских пастырями. Приидите убо, чада, послушайте меня. Для того ли вы учитеся, чтоб некогда служительство церковное на себя принять? О! изрядное намерение, и всякаго приятия достойное! да скажуж я вам не ухищренными словами и вашему возрасту приличными; что сия должность как премного имеет отложенных себе на небеси наград; так не мало и того требует, чтоб вы и учение свое с успехом изрядным совершали, и честности нравов с младых лет приучались. Вы ли разленитеся? Так в сия времена откуду ожидать, чтоб благочестие зыблющееся не совсем упало; чтоб честность нравов уничтоженная на свет паки призвана была? Церкви бедствующей не должно ли помогать? Не надобно вам в тую безумную впадать мысль, чтоб служителя церковнаго достоинства в одном только от него неразумеемом полагать чтении книг, или на одни кидаться церковныя прибытки, которыми не разумные паче меры услаждаются. Вы предложите себе в мысли, что служительство церковное обыкновенно называется строительство Божие, а служители строители Божии. Павел говорит: подобает служителю без порока быти, яко Божию строителю1, и на другом месте: за таких нас да почтет человек, за каких? За слуг Христовых и строителей таин Божиих2. Но и сам Христос премудро учит: кто убо есть верный раб и мудрый, его же поставит господин над домом своим, даяти им пищу во время свое?3 Возмите и разсудите сии Христовы слова: церковь свою называет он домом своим, для того, что верующия в мире сем требуют, чтоб и управляемы были, чтоб были такия над ними поставлены, которыя бы их в своей должности содержали, и о всех потребных по повелению Господню промышляли. Такой дом честной Господень отвсюду и боголюбезной какого, подумайте, требует строителя? Строителево дело есть, во отсутствии господина, все то употреблять, что бы и сам господин. Его дело смотреть, чтоб святое сие строение откуду не повреждено было, чтоб в священную сию пшеницу враг человек не насеял плевел; его дело не только заразу какую смертную пластырем благодати и учения исцелять, но и предусматривать, чтоб впредь такое не случилось и других бы не заразило. Строителя духовнаго должность есть, чтоб и самому блюсти чистоту нравов, и других поощрять своим примером к томуж, еще же стараться, чтоб врученныя люди ему всем довольны были, наготыб их срамота никогда не открылась, глад бы слова Божия их никогда немучил, скудостию бы неугнеталися, не согласияб между ими никакого не было, святаяб их любовь связывала, был бы совсем священной дом, в котором строитель на первом месте сидя всем бы свое дело распределял, и радовался бы душею, видя при себе Христом искупленных людей окружение, Его уста наблюдающее, Его рук держащееся, ожидая от Него пищи себе. Такое небесное звание кому поручить, разсудите, о дети! тем ли, которыя едва могут и написанное прочесть, и с младых лет ничего не видали, как только пастушскую палицу, и свирель призывающую овец, или которыя умеют несколько без разума прочесть псалмов, и не согласную некую пропеть песнь? Таким ли поручить? Скажите: да послушайте, какого на сие звание требует Господь? Кто убо есть верный раб и мудрый, говорит он, то есть, надобно, де, чтоб в доме церковном строитель был и верный и мудрый; верный, то есть, который бы о добре господском не меньше старался, как и о своем, котораго бы ревность дому Божия снедала, и которой не терпел бы и маленькому нестроению там быть. Пастырь должен быть верный, наемник бо неверен, которой только на одни прибытки взирает, и для того о овцах нерадит, видит волка грядуща, и оставляет овцы и бегает. Нет: Строитель должен быть верный по глаголу Господню. А верность сия узнается откуду? От добраго жития, от честных нравов, от человеколюбиваго обхождения, от нелицемерной совести. А вам, о дети! с здешним учением не дается ли вместе наука к добрым делам? Далеко бо буди от нас то, чтоб мы учили вас одним только многословить языком, и умом нечто суетное мудрствовать: да не будет. Нашего учения первое намерение есть, чтоб вы познавши истинну последовали бы истинне, просветивши ум, дела тьмы творить стыдились бы, вразумившись разделять добро от зла, зла гнушались бы, а добра держались бы. Я вашей младости представлю в пример младаго Тимофея, про котораго пишет похваляя Павел, что, не только, де, священное писание из млада изрядно разумел, но еще последовал Павлову житию, младой старцу, юноша мужу, орлу птенец, Павлову учению, вере, долготерпению, любви4. Сей пример не должен ли вашу мягкую душу на добро склонить? Вот вам и увещание, которое Павел к Тимофею писал, хотя краткое, но важное: чадо, говорит, мое, похотей юных бегай5. То есть, как можно берегись тех склонностей, которыя сим наипаче возрастом владеют, а именно, безчестных забав, не пристойных игр, худых содружеств, скверных похотей ведущих на блуд, безумных споров; понеже, де, рабу Господню не подобает сваритися. Таким образом ежели себя приуготовите: то не явное ли знамение, что вы устроите изрядно Господень дом, совершени будете Божии человецы, на всякое дело благое уготовани, верные строители Божии? Надобно, чтоб верен был строитель Христов; но надобно, чтоб был, по глаголу Христову, и премудр, или, по слову Павлову, учителен6. Верность и учительство в служителе церковном не должны разделяться; но учительство, истинно сказать, еще как-то есть нужнее. Сие можете вы, о дети! узнать из того, что церковь есть превеликой дом, в котором живущие люди различны нравами, различны умом, различны состоянием, различны склонностями. Служитель церковной обязуется всякаго из них править, да по склонностям его; всякому подавать пищу, да по вкусу его. Какого здесь надобно разума? Какой премудрости? Инак надобно поступить с женою, инак с мужем, инак с богатым, инак с убогим, инако с младым, инако с старым; инаго средства требует ученый, инаго неученый; инаго нахальный, инаго боязливый; иное врачевство приносить начальнику, иное рабу; иное немощному, иное здравому; иное женатому, иное безженному; иныя учением исправляются, иныя примером, иных надобно поощрить, других поудержать: иныя ласканием приводятся, другия страхом удобряются; иным пользует обличение, что других повреждает: кратко: Христос сию мудрость поставляет в том, чтоб давать домашним пищу во время свое; знать, когда дать, и кому, и сколько, и в какую пользу. Пища сия есть учительство священническое, которое должно всякаго нравам соображаться, и снизходить всякаго немощи; инако учить нищаго, инако богатаго, иное предлагать не знатному, иное благородному, не такия средства преднаписывать высоконадымающемуся уму, какия подло размышляющей мысли; а сие все такою растворять умеренностию, чтоб один не разгневался, другой не опечалился, третий не возгордился бы, четвертой не отчаялся бы: что много? Всем вся быть, дабы всех каким нибудь образом приобрести, спасти, утвердить. Кто убо есть верный раб и мудрый? Праведно ты вопрошаешь, Спасителю Христе! вопросом бо сим означаешь, что мало таких верных и мудрых таин Твоих строителей, которыя бы достойно от Тебя созданной управляли дом. Мы сие видим наипаче в нынешнее время, когда служительство церковное пременилось на властолюбие, строительство на честь, труды на покой, бдения на празность, учение на невежество; служители суть немы; овцы гласа их не слышат, и так за ними нейдут, яко не слышат гласа их. А вашу такую не исправность, о дети! благодать Божия упреждает, и хочет, чтоб вы наукам здешним и духовным и священным, и пастырю неотменно нужным изучившись, законно церковныя приняли кормила, и врученных себе душ так управляли бы, чтоб некогда, когда со славою приидет Судия, дерзновенно могли предстать, ведя с собою добре управленную паству. И сие приимите увещание клонящееся на то, чтоб вам некогда овладевшее всеми невежество изкоренить, истинну Божию всадивши в их сердца. А и вам, Слушатели, есть чему учиться, понеже некоторые и из вас к учению не удобны. Боже мой! что сия за мысль, и что за мудрование? Желать себе в Пастыря того, которой бы имел одну только наружную благовидность: так вы сим самим не хотя себе желаете нещастия. Кто любит невежу, тот доказует свое невежество, а в сем всякое заблуждение. Многие говорят: ему нечему нас учить. Напрасно. Да сие по вашему мнению: а другия Богом наученныя люди усматривают, что вы не только не много разумеете, но и самаго основания веры не знаете; смотрят на сие ваше заблуждение, да и со слезами, для того, что совсем немощны, а врачей отвергаете. Да гдеж взять ученых? Негде: для того, что невежество зделало, что приуготовляющийся в священство ученик, разсуждая, что его учение почтется за мало, и предпочтутся ему невежи, слабеет, во учении изнемогает, и которую было имел, охоту теряет. А кто в вине, то видно. Да что, когда и ученыя, скажешь, не учат? Да кого учить? Тех ли, которыя не хотят учиться, или хотят, чтоб учитель только по их нраву учил? А ежели леность свою не отлагает; идите к Нему все вкупе, и с надлежащим почтением просите, чтоб он должность свою не презирал, и вас бы во всяком незнании пребывать не терпел. И сколько бы ваш тут оказался разум, и попечение души. Имеете вы начальных пастырей, Епископов, которым о нерадивом служители должны извещать, и просить, чтоб своею властию повелели церковь править достойно. Так ежели бы вы поступали, то и учительных людей число умножилось бы, смотря такую вашу к ним любовь; и вы бы христианами добре знающими Христианство зделались, и вся бы церковь в лучшее, нежели в каком мы ныне видим, состояние пришла, так, чтоб и сосущий младенец возвещал хвалу Господню. Но понеже таковая перемена есть десницы Вышняго: так помолимся Пастыре-Начальнику Христу, чтоб извел нам жателей на жатву свою, а и жатва бы была того достойна, чтоб ей в небесных положенной быть житницах. Аминь.

Сказывано последняго Маия.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.