Нравоучение дватцать пятое

НРАВОУЧЕНИЕ
ДВАТЦАТЬ ПЯТОЕ

Христос, как еще на земли присутствовал, то ученикам Cвоим часто напоминал: егда вознесен буду, вся привлеку к себе1, Я, де, не оставлю вас сиротами, но идеже Аз есмь, тамо и слуга Мой будет: Я вознесшись на крест, а со креста на небеса, вас на земли лежащих подыму, и от прелестей мира сего отвлеку; зделаю, чтоб вы в жизни сей мудрствовали небесная, а в жизни той самое бы наследили небо. Чему согласуя искренний Христов последователь и ученик Павел говорит: горняя мудрствуйте, а не земная: вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя2. Это говорится, Слушатели, нам, которые сочетавшись Христу, отреклись мира и всего того, что в мире; и которые исповедали доброе исповедание пред Господем Иисусом Христом, пред Святыми Ангелы Его, чтоб ничего дражае Христа не иметь, и весь мир за уметы вменять, в разсуждении того живота, которой сокровен во Христе. Горняя мудрствуйте, а не земная, преходите землю, возноситесь на небо, попирайте тленность, наследствуйте безсмертие, минуйте сей мир, которой вашу душу успокоить не может, понеже душа всего мира дражае есть; приидите в небесное отечество, которое бедное в сей жизни странствование успокоивает совершенно. Не скрывайте себе сокровища на земли, где тля тлит, где тати подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небесех, где ни тля тлит, ни татие подкопывают ни крадут. Сокровище сие есть Христос. Учит сему Павел: живот, де, ваш сокровен со Христом в Бозе. Сокровище на небеси, мы на земли: сия дальность немешает ли нам тем сокровищем богатиться? Никак: идеже бо сокровище, там и сердце ваше: сердце достигает и на небеса: сердце же, верою облегченное, любовию пылающее, надеждою горе возносящееся: вера проходит небеса; любовь гонится и за небеса, надежда не удержится ничем. Идеже сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Сердце благочестивое не отстает от Христа: возносится Христос, но ученическия очеса гонятся за Ним; скрывает Его облак от них, но вера заходит и за облаки, держится риз Христовых, и ничем не отрывается от Него. Горняя мудрствуйте, а не земная: скажите дерзновенно тот благородной Павлов глас: не к тому аз живу, но живет во мне Христос3. Благочестивая душа сводит с небес Христа, и в свое преселяет сердце; горняя мудрствуйте; а сие не тому нас учит, чтоб мы отчаевались в сей жизни спастись, или безрассудно бы думали в дальния бежать страны, в не проходимых скрываться пустынях: прочь сие: таковая мысль есть не утвержденной в благочестии души. Христианское благочестие в одном вмещается человеке; наше спасение в нас а не вне. Велено нам горняя мудрствовать: мы то делать можем или словом или делом: а сие обое мудрствование состоит внутрь нас. Мудрствовать же должны и словом и делом, но горняя, но небесная, но Божия: понеже многие мудрствуют и словом и делом, но земная, но телесная, и пагубная. Мудрствуют словом те, которые не известное, сомнительное, а может быть и ложное что либо познавши о движении звезд, о перемене воздухов; которые также меря всю землю, считая все звезды, хвастая своим искуством самой естественной переменить порядок, превозносятся безразсудно пред другими, и себя за ближайших к Богу почитают, что свою славу имеют наполненную теми надменными знаниями, Божией премудрости и благочестия нимало не будучи причастными. Они мудрствуют, но земная, а не горняя, и не возносятся умом от земли на небо со Христом. Мудрствуют же и делом те, которые к миру так прилепились, что от сластей Его ни обещаниями райскими, ни грозами геенскими отвлечены быть не могут. Не мудрствуют ли земная те, которые так живут на земли, что не имеют досугов подумать о небеси, или, думают никогда не разстаться от земли? Такой есть род сластолюбцев и честолюбцев, которые имея всегда не пристойными мысльми занятую душу, тяжко обременились ими, и как бы некоторыми железными веригами связаны не могут главы вознести до неба. Кратко: все те земная мудрствуют, а не горняя, которые, с Павлом говорю, своих прибытков ищут, а не того, что есть Христа Иисуса: то есть, не пекутся о Его славе, которая состоит в том, ежели Ему угодим, и церкви, приобретением других, приращение зделаем. Не мудрствуйте земная, вы, которых высокопарный орел Христос, как птенцов, хочет вознести на небеса. Вам с землею некогда расставаться надобно, и в руки живаго Бога впасть; которой воздаст комуждо по делом его. Вас сия земная и греховная служба ничем не наградит, разве безконечным скрежетом зубов: не льститеся; Бог поругаем небывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Сеял ли ты в плоть? То есть; угождал ли только плоти? Так от тленной плоти ничего другаго не возмешь, кроме тления. Сеял же ли ты в дух? То есть, управлял ли свои дела так, чтоб они прямо простирались в прославление Христова имени, и в спасение твоея души; так от души яко безсмертной пожнешь безсмертие и вечный живот. Кто в сей жизни делами отрывается от Христа, тот и в той жизни не примется от Христа: кто здесь мудрствует земная; тот никогда не наследит горняя: кто со Христом не постраждет здесь; тот с ним не прославится на небесех. Наше житие на небесех есть: Как? Уже ли земля пременилась в небеса? Нет, правда; но тот не признает земли, которой теперь и завтра надеется возлететь на небеса. Что тому земля? Которой, и долговременное здесь пожив житие, говорит просебя, что я, де, странствующий и прохожий на земли, и недвижимаго не имею града, но сколько живу, столько более желанием горю, горя взыскую грядущаго града: не самая ли земля тому небеса? Которой здесь в страданиях радуется, под огнями смеется, под сечениями играет, и вся препобеждает за возлюбившаго ны. Наше житие на небесех; не было, ниже будет; но есть: о преславное гадание? Да когда мы и теперь живем на небесех, то за чем нам ожидать небес? Неотменно: живем теперь на небесех, ежели о нас сие можно сказать, но надеждою; которая надежда ежели так велика, что от великаго в ней разжения от нетерпеливости раждаемаго, самую землю, позабывши, что она есть, почитаем за небо; то что уже будет самое небо, в котором от неизреченнаго света такою радостию еще здесь уязвленная душа имеет житие небесное, понеже тех сладостей как бы уже несколько верою и надеждою вкусила? Когда наше житие должно быть небесное; то какая здесь взыскуется от нас чистота? Не небеснаяль? Какая любовь? Не Ангельскаяль? Какая святость? не блаженных ли? А сие как инак можем зделать, разве что ни делаем, то в славу Божию да делаем? Хочем что делать? Первее остановимся, и разсудим, богоугодно ли то, в спасение ли мое? Не вредит ли ближнему? Ежели так; держися Его; прослави Бога им; упользуй ближняго: ежелиж не так: отвергни его: да не прильнет к твоему сердцу лукавое, и истреби злое пред очесы твоими. Таким образом ежели наше проходит житие, то наше житие на небесех есть, и горняя мудрствуем мы. Но что? естьли наше, Слушатели, житие столько отстоит от небеснаго, сколько небо от земли: естьли мы ни словом ни делом не возносимся со Христом на небо: земная мудрствуем: да и не можем мудрствовать небесная? Ах! да исправимся, да научимся: а учиться должно из слова Божия, котораго некую скудную струю Божия благодать точит нам на месте сем: а как мы не охотно жаждущия уста отверзаем, то Бог весть, как мы вознесемся со Христом; когда не знаем, как еще возноситься со Христом? Мужие Галилейстии! что стоите, зряще на небо? Слушатели здесь собраннии, и другие везде находящияся, что стоите, зряще на небо, как многие и из животных, а не восходите выше неба? За чем вы более глазам, а не сердцу верите? Для чего вы не умеете духовными очами видеть Христа? Почто в вас вера так темна? От сих ваших телесных глаз облак уносит Христа? Вы не могши телесными глазами усмотреть, скорбите: а вера где, пресветлое души око? действительнее верою, нежели глазами созерцается Христос: внутрь тебя Христос; ежели ты верою цветешь. 3а чем мне так плотски мудрствовать о Христе, когда я весь духовным стал быть чрез Христа? При Апостолех от телесных глаз скрылся Христос, но от веры никак. Так что, Слушатели, препятствует нам твердое на Христе положить нашего жития основание, и доброе наше сие намерение презрит ли тот, которой седит одесную Бога, и ходатайствует о нас; а наипаче когда усматривается в вас такая к слову Божию ревность, которая есть преддверие к добрым делам? Начнем мудрствовать горняя, богомыслиями возносящеся, и разсуждая, что есть Христос, что Его заслуги, что Его смерть, что Его благодать, что Божия благость, что мы, что наше житие, что наш конец? А делами как плодами украшающеся, стараться добро творить, и пред Богом и пред человеки, все силы употребляя на то, чтоб сие житие благополучно протекши, преселиться ко Христу, и небесными Его приняты быть скиниями. О Христе! Ты уже вознесся, так, по обещанию своему, и нас всех привлеки к себе. Аминь.

Сказывано Маия 3 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.