Катихизис дватцать пятой

КАТИХИЗИС
ДВАТЦАТЬ ПЯТОЙ

Люди часто ошибаются в том, Слушатели, что хотя всяк себе желает добра, только некогда под видом добра, самое вредное избирают себе зло: да и не дивно бы было, ежели бы на наше избирание премного предложено было разных и между собою не согласных средств, чрез которыя бы нам велено доходить до крайняго добра Бога; такое бо множество зделало бы, что наш дух на разныя стороны разбившись, мог бы или все отвергнуть совсем, или изовсех некоторое выбрать и вредное; как то было в язычестве. Но что, когда и в Христианстве, где все мы присягнули единаго держаться Христа, и надеемся не сумненно чрез единую веру, добрыми делами украшенную, преселиться на небеса, когда и в Христианстве, говорю, одной дороги прямой и истинной не держась, в различныя разбиваемся пути, в чем спасения сыскать совсем не возможно? Кто не знает? Как то Христианское благочестие на легких условиях верующаго к себе принимает человека: оно предлагает ему веру не в многих, но в единаго Бога, в не многих, но в единаго Ходатая Христа; которая вера ежели добрыми делами засвидетельствуется, с надеждою еще тою, что наши случающиеся недостатки Христова прикроет благодать; то и все то исполнилось, что человеку в сей жизни зделать было надобно, с радостною совестию к небесным возлетая чертогам. И в сем то состоит истинная премудрость, которую истинные по Бозе мудрецы велят нам почитать паче скиптров и престолов, и богатство ни за что вменять в сравнении ея. Сия премудрость откуду может взята быть, как не из слова Божия; которое и одно только есть спасительно, но которое едва мы разумеем: для чего? Для того; что где ныне Соломон? Которой, как явился ему Бог, и приказал у себя просить чести, или богатства, или премудрости; то он честь почетши за ветр, злато за песок, выбрал премудрость, премудрость же не мира сего, но премудрость состоящую в знании истинном Бога и в истинном почитании Его, сказав Богу: Господи Боже мой! я детище малое пред Тобою, и не знаю, куды мне ступить, за какое, и как приниматься дело, а наипаче в роде сем прелюбодейном и грешном, в котором и самое худое прикрыто с наружи добром, и всякой яд под сладостию лежит: так в такой сущему опасности, что мне другое просить, Господи Боже мой! как не сердца смысленнаго и разумнаго? Понеже, когда едва разумеваем то, что на земли, и с трудностию обретаем, что при руках, а что на небесех; то кто изследит? Волю же Твою кто познает, ежели бы Ты не дал премудрости, и не послал Духа Твоего Святаго с высоты. Кто ныне сего святаго держится мудрования? На чести толпами в запуски бегут, на богатство от жадности душатся, к Божией премудрости никто: при ногах Иисусовых Мариа только одна: на персех Христовых возлежит только Иоанн; слово Божие безумие миру. Нецыи слышавши учение Христово, пишут Евангелисты, соблазнилися: ах! из спасительнаго пластыря человеческая злоба делает себе яд? Было так: а ныне ли инак? Да сие мы видим, и здесь, и инде везде; мало усматривая охотных слова Божия Слушателей: из которых одне безумным высокоумием возносясь не думают, чтоб они не знали что; а другие в великой слепоте находясь думают, что сие наше и подобное учение не есть Христианину не обходимо надобно: но однако сии и подобные им узнают, когда слово Божие нами проповедуемое будет судить их в последний день. Вас, Слуш. которых благодать Божия вразумила в том, что есть угодно Богови; Cам Спаситель на Cвое учение призывает глаголя: овцы моя гласа Моего слушают, и аз знаю их; и по мне грядут; и аз живот вечный дам им1. И так сему последующе Пастырю, изыдем на жатву свою, и начнем собирать жито правды сокрываемыя в житницах небесных, продолжая вдаль наше Катихизическое учение.

Вопросишь: Как уже познали пятаго члена силу, то хотя далее знать, вопрошаю, как читается шестой член веры?

Отвечаю: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Вопросишь: Что в сем члене исповедуется?

Отвечаю: То: что Христос после воскресения Своего чрез четыредесять дней пребывши на земли, и являяся ученикам своим для удостоверения их о истинне Своего воскресения, после в четыредесятой день, смотрящим ученикам, от земли вознесся на небо, и сел одесную Бога, то есть, принял равное с Отцем, как Ходатай, особливо над церковию Своею правительство, и царствование над верующими в Него, до тех пор, пока возвратится судить живым и мертвым, и будет всяческая во всех (Деян. 1, 9. Евр. 9, 24 и 4, 14. Ефес. 1, 20–22. Кол. 1, 18).

Сие краткое есть сего члена содержание: но надлежит нечто особь по пространнее изъяснить. Вопервых: сие надобно знать, что вознесение Христово есть видимое, местное и истинное пренесение тела и души Христовой на небо, которое выше всех есть видимых небес. А то известно, кто вознесся? Тот, которой умер, и воскрес; почему? По человеческому естеству, толькож не преминем некоторыя знатнейшия вопросы протолковать.

Вопросишь: Куда вознесся Христос?

Отвечаю: На небо: (Деян. 1, 9) а небо значит то воздух, как говорится: воззрите на птицы небесныя: то окружие мира и круги, на которых видим солнце и звезды. Егда узрю небеса, дела перст Твоих и пр. (Псал. 8, 4) то место блаженных зело пространное, пресветлое, преславное вне и выше сего мира, жилище Бога, Ангелов, и блаженных человеков: которое место инако называется Царство Небесное, скиния нерукотворенная, Рай, недро Авраамле и пр. И такое небо не есть везде, но выше мира, от ада и от земли отделенное (Лук. 16, 26) сие небо Павел называет третьим небом. На сие небо, то есть, на небо блаженных вознесся Христос. Подтверждается сие преясными свидетельствы от писания (Деян. 1, 9. Ефес. 4, 10. Евр. 4, 14 и 9, 24) и теми местами, на которых говорится блаженным быть вместе со Христом (Иоан. 17, 24. Иоан. 14, 3), и с сего неба приидет во славе Сын человеческой судити живым и мертвым. А за тем нам объявлено место, куда вознесся Христос, чтоб знали (1), что Он как истинный человек не изчез, но пребывает и пребудет на месте; (2) куда наши мысли возводить и где Его искать, а чрез то уклоняться бы идолопоклонения. Что же в Символе сказано на небеса, а не на небо; то здесь тоже значит, что и возшел выше небес сих видимых, на небо оное не видимое, и в Царство Небесное.

Вопросишь: Как Христос вознесся на небо?

Отвечаю: Вознесся Христос, (1) по человеческому естеству (Матф. 26, 11) по Божественному бо везде есть и вся исполняет. (2) Вознесся меcтно и телесно, то есть, истинно переменил место, с места нижняго перенес естество свое человеческое на высочайшее место, на небо, истинно и самою вещию (Матф. 26, 11. Иоан. 12, 8 и 16, 7. Деян. 1, 9). Того ради не православно будет думать, что Христос везде есть и по человеческому естеству. (3) Вознесся видимо: понеже можно было глазами видеть телесное его на небо пренесение, пока уже облак скрыл его от очию их (Деян. 1, 9). (4) По своей силе Божественной, по которой и из мертвых воскрес (Иоан. 20, 17), восхожду ко Отцу моему (Иоан. гл. 14, ст. 3. Деян. гл. 2, ст. 33), (5) в четыредесятой день после воскресения, а то длятого, чтоб удостоверить учеников о истинне своего воскресения: (Деян. 1, 3) и еще, чтоб их научить о своем царстве, воспомянуть им прежде сказанная, и другое подобное сему (Деян. 1, 3). (6) Вознесся, и неимать возвратитися до последняго суда (Деян. 1, 11. 1 Кор. 11, 26. Деян. 3, 21).

Скажешь: Ежели Христос вознесся на небо, истинно переменив место земное на небесное: то Христос будет ли с нами, по обещанию Своему до скончания века?

Отвечаю: Христос есть истинный Бог и истинный человек; так по человеческому естеству уже нет Его на земли: но по Божеству Своему, по власти, по благодати и духу никогда от нас не отступает (Евр. 8, 4. Иоан. 16, 28. Деян. 3, 21. Иоан. 14, 18). А что по силе писания надобно быть с нами всегда Самому Христу, то есть, лицу оному, состоящему из человеческаго и Божескаго естеств; то здесь заключается человеческое естество не для того, что ему надобно быть везде так, как и божественному: но для того, что Христу с нами надобно всегда быть, как Ходатаю и посредственнику, подаянием всего того добра, которое заслужил своим ходатайством. А понеже такое ходатайство совершается в обоих во Христе естествах: то посему-то Христос и всегда с нами, а имянно: по Божеству самою вещию как везде, так и с нами; а по человечеству самою вещию только на небе, а некоторым образом и с нами; поелику наш Ходатай, и поелику тое добро нам подается, которое ходатайством Его во плоти нам заслужено. Почему Христос есть с нами, (1) по Божеству Своему, духу, благодати и управлению, (2) верою нашею и упованием на нем утверждающимся, (3) любовию взаимною, которою и Он любит нас, и мы любим Его; (4) Соединением нашего естества с человеческим Христовым естеством: един бо есть дух нас с Ним связующий. (5) Надеждою совершения, чтоб некогда преселиться к Нему.

Скажешь: Так сим образом два во Христе естества не разрываются ли, ежели человеческое естество не есть везде там, где Божественное?

Отвечаю: Никак: соединены бо суть сии два естества, только так, что их свойства остаются самою вещию разделенными и никакой не бывает одного естества в другое перемены.

Вопросишь: За чем Христос вознесся на небо?

Отвечаю: (1) Для Своей и Отеческой славы. Понеже ежели умалению Его всегда быть не надобно, но должно некогда и прославлену быть славою, которую имел прежде век; то сия слава не может иная быть, разве вечное на небеси царствование; что как получил Христос, то и Сам прославился, то есть, славу Свою явил, и отеческой о нас промысл прославил (Ефес. 4, 10. Филип. 2, 9), которое Христово царствование состоит в том, чтоб принявши полную власть и силу, как Ходатаю человеков и Бога церковь Свою управлять духом и благодатию, защищать, умножать, и в живот вечный преселять. А сие царство понеже несть от мира сего, но совсем духовное; то надобно было Христу сие Свое царство своим вознесением перенести на небо.

(2) Христос вознесся, чтоб и нам вознестися, и о нашем вознесении известным быть. Понеже когда Христос глава наша вознесся, то и мы Его члены, ежели пребудем членами, неотменно вознесемся (Иоан. гл. 14, ст. 2) иду уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду, и пойму вы к себе. Ежели бы Христос не был прославлен: то ниже бы мы прославилися; вся бо Отец определил нам дать чрез Ходатая, и вся в Нем сокрыл. (3) Чтоб послать Духа Святаго, и тем Его посланием, церковь даже до окончания мира собирать, утешать и защищать: (Иоан. гл. 16, ст. 7) аще не иду, утешитель не приидет. И: Его же излия обильно на нас, Иисус Христом Спасителем нашим.

Скажешь: Бывшим и в законе, святым людям, ниспосылаем был Дух Святый, то есть, благодать Его грехи отпущающая, утешающая, и пр. и то чрез Ходатая Христа, в котораго имущаго приити они веровали; так не для того вознесся, чтоб Святаго Духа послать? Отвечаю: Правда: ниспосылаем был Дух Святый от начала мира верующим, но по силе сего, что Ходатай пришедши на землю, и совершивши спасение, прославится, и пошлет Духа Святаго; чему они как веровали, и надеялись, то благодать всегда получали, только чрез веру простирающуюся к полному сему Духа сошествию. Так, как напр. Христос гораздо после создания мира воплотился; однако сила сего воплощения, неотменно когда нибудь быть в совете Отчем определеннаго, подавала и тем спасение, которые бывши от начала мира веровали в грядущаго Мессию: так и сошествие Святаго Духа полное, явственное, и совершенное, хотя исполнилось после: только благодать сия до всех тех доходила, которые издревле веровали, в умалившагося, и прославившагося ради нас Христа. Еще: как праведно говорим, что Христово воплощение в закон не случилося, хотя сила спасительная и была: так праведнож пишется, что не у бе Дух Святый (Иоан. 7, 8), то есть, чудесное и изобильное Духа Святаго сошествие, яко Христос не был еще прославлен, хотя благодать и всегда чрез Христа подавана была. А что Христос прославившись послал Духа Святаго, то для того, что надобно было ему первее за грехи удовлетворить, а потом прославиться, и нас прославить. Второе вознесшись на небо, чтоб показать, что он не только своею смертию ад победил, смерть умертвил, и истребил грех, но и самое небо для нас взял, и как бы пленил, чтоб всего его нам даровать, как псалом говорит: возшел еси на высоту, пленил еси плен, и приял еси дарования человеком (Евр. гл. 4, ст. 8). (4) Четвертая вознесения Христова причина объявляется в самом члене, которая есть самая первая и настоящая: понеже сии слова, и седяща одесную Отца, есть причина вознесения Христова: можно бы иначе так сказать: возшел на небеса, чтоб сидеть одесную Бога Отца, которую причину чтоб выразуметь требует вопросить: что есть сидеть одесную Бога? Отвечаю: сидеть одесную тоже что и по правую руку: а понеже Бог ни правой стороны ни левой не имеет, вездесущь бо есть: то здесь Богу приписуется не собственно, но по подобию человеческих порядков, а в Священном Писании значит, (1) крайнее могущество и силу Богу приличествующую: как напр. десница Господня сокруши враги2 (2) высочайшее достоинство и славу, по подобию Государей, которые когда хотят кого почесть, тех сажают при себе: так Соломон мать свою посадил по правую руку возле себя (3 Цар. 2, 19). Подобнаго и мать Зеведеова просила своим детям. И то и другое означение пристойно здесь. Обыкновенно говорят, что сидеть Христу одесную Бога Отца ничто иное есть, как тоюже со Отцем силою и славою царствовать. Но сего не довольно: понеже Сын Божий всегда так царствовал, да сиеж приличествует и Духу Святому, о котором однако никогда не говорится, чтоб сидеть одесную Отца. И так сие сидение есть высочайшее достоинство и слава, которую Он принял, как Ходатай, по вознесении; или, есть крайнее Ходатаево превознесение на своем царстве и священстве, и Его славы совершение. Чего ради Христос един седит одесную Бога: понеже Он един Ходатай есть и лице всемогущее, чрез которое Отец непосредственно вся управляет, наипаче же церковь Свою хранит и защищает от врагов. Седение убо Христово одесную Бога состоит в сих четырех: (1) в совершенстве Божественнаго естества, или в равенстве со Отцем, которое хотя Он и не тогда принял, но всегда имел: однако понеже оно все время умаления как бы сокровенно было, то тогда уже открыл и показал. (2) В совершении и возвышении человеческаго естества Христова. А сие возвышение состоит (1) в соединении ипостасном человеческаго естества с словом: в нем живет все исполнение божества телесне3. (2) В превосходстве даров, премудрости, славы, сияния, величества, и прочих больших от всех блаженных. От исполнения Его мы вси прияхом4. (3) В совершении и превосходстве звания Ходатаева: то есть, пророческаго, царскаго, и священническаго. Сия бо звания теперь Христос на небеси превосходнее и действительнее отправляет. Пророческое убо; когда избранным Своим в сердце их открывает волю Божию, отверзает ум разумети писания, дает глагол благовествующим. Царское же; когда всю тварь, а наипаче церковь Свою управляет словом Своим, и внутреннею благодатию, а потом славою (1 Кор. 15, 25). Священническое: когда ходатайствует о нас: (Рим. 8) ходатайствует же за нас: (1) ценою Своея жертвы, уже принесенныя; которая цена толика есть, что ради ея Отец должен верующих всех принимать в благодать. (2) Волею Своею, которою всегда непременно хощет, чтоб Отец нас принимал в благодать, по силе и воспоминовению жертвы в Своем теле совершившияся. (3) Согласием отеческим, подтверждающим сию волю Сыновню, и приемлющим цену жертвы Его. (4) В совершении чести, богослужения и благоговейнства, которое Христу Ангели и человеки равно со Отцем приносят: понеже от всех за Господа и за главу всех признается, покланяемь есть и прославляется (Евр. 1, 6. Ефес. 1, 20. Филип. 2, 9). И дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних. Cие имя есть превосходство лица и звания Христова, которому все должны покаряться. Из сего всего видно, что Христово сидение одесную Бога есть иметь равную со Отцем и Духом власть; превышать всю тварь по человеческому естеству даров множеством, славою и величеством; непосредственно управлять весь мир, а наипаче церковь свою как Ходатаю, и ходатайствовать за ню; как Пророку, открывая волю Божию, как Священнику жертвою Своею отпущая грехи, и как Царю царствовать в сердцах верных, смирять же церкве врагов. И сия-то есть последняя причина вознесения Христова.

Вопросишь: Что нам пользует сие прославление нашея главы Христа?

Отвечаю: Вопервых; что чрез Духа Святаго на нас, Своих членов, небесныя дары изливает; потом, что нас Своею силою против всех врагов покрывает и защищает.

Вопросишь: Каким образом вознесение Христово совершилось?

Отвечаю: Таким образом: по описанию Апостола и Евангелиста Луки в Деяниях, Христос востав из мертвых, чрез сорок дней являлся Своим ученикам, то показывая многими истинными знамениями Свое истинное воскресение; то уча их о царствии Божии, то есть, сказуя, как им надобно по вселенней проповедывать, людей обращать, церковь управлять, и удостоять Небеснаго Царства. После сего приказал им от Иерусалима не отлучаться, но ожидать того, что им обещался послать, вознесшись на небо, а имянно, Духа Святаго, которой, де, вас духовным образом не иначе окрестит, как Иоанн водою, и сие в скором времени. Апостоли в последний день собравшись, зная, что Христос уже от них отходит, и обещался послать им Духа Святаго, а царства еще того не видят, которое они всегда в мысли мечтали, и которое по их мнению состояло в том, ежели полное над всем миром властительство пренесется ко Иудеем, а они первыми будут министрами, спрашивают убо Его о сем царствии: но Христос такой их разбивая сон, говорит, что, правда, де, Я некогда устрою царство, да только не такое, какое вы себе представляете: Мое, де, царство будет небесное, вечное, преславное: а когда оно будет? То вам нет нужды знать о том; сие оставьте знать Богу, и положитесь на Его определение: а вы ищите того, что вам надобно: будьте здесь в Иерусалиме, и ожидайте Духа Святаго с чистою совестию, с простою душею, с любовию нелицемерною: котораго как примите; то Он зделает, что вы и разумом умудрившись, и дерзновением укрепившись, потечете во весь мир, проповедая в Мя веру и оставление грехов: а Я с вами есмь во вся дни до скончания века. И сие сказавши, и изведши их до Вифании на Елеонскую гору, воздвигши руки благословил их: после чего отступивши мало, к верьху возносился, а они смотрели: и как облак начал Его от них скрывать, а они непрестанно смотрели, то два Ангела явившись пред ними сказали: мужие Галилейстии, что стоите, зряще на небо?5 за чем вы мыслями волнуетеся? Он таким образом, то есть, телесным, и на облаках, хотя далеко славнейшим, приидет судити живых и мертвых. Апостоли сии услышав слова возвратились от горы Елеонския, в Иерусалим в тот самой дом, где пред тем пребывали, числом до ста дватцати человек, ожидая Духа Святаго; ожидали же приуготовляя себя молитвами, хвалами Божиими, любовию и милостынями.

Вопросишь: Что убо есть веровать во Христа возшедшаго на небеса, и седящаго одесную Отца? Отвеч. (1) Верую, что Он истинно, а не привидением возшел на небо, оставивши по человечеству землю; и возшедши на небо, принял величество и власть высочайшую, по которой управляет вся, и имеет всю тварь подручну себе. (2) Верую, что Христос будучи в высочайшем и Божием величестве за меня и всех избранных ходатайствует, и прилагает нам жертву Свою, чтоб чрез Него и ради Его получить мне живот вечный: а в сей жизни, верую, что Он мною управляет, и защищает против диавола и всех бед. И сего довольно, что касается до сего члена. Непреминем же сие заключить нравоучением.



Оглавление

Богослужения

27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.