Нравоучение девятое

НРАВОУЧЕНИЕ ДЕВЯТОЕ.

Выслушали вы, как мне кажется, и охотно и прилежно все то учение, которое мы на сих двух неделях преподавали, и то, что есть Бог, и то, что един есть. Сколько мы тут видели, которых Бог, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти, которые будучи древле предуставленнии на сие осуждение, нечестивии, господства отметаются, славу же Божию хуляще не трепещут, которые, говорю, или Бога не признают, или тварь за Бога признают. Но и наши праотцы некогда ослеплены были многобожия тьмою, оставивши Бога живаго служили не по естеству сущим богам. Что ныне Бог отец, то у наших предков был Перун; какое ныне достоинство Бога Сына, тем он наших прародителей почитаем был нечестивой Дидо; какою мы ныне благостию от Духа С. одаряемы бываем, такой некогда благости ожидали от нечестивой Лады; как ныне от нас светло един проповедуется Бог, и таинственная почитаема есть Троица, тогда неисчислимое множество прелестных богов торжествовало, и все адские жители в богов от суеверных людей пременяемы были. О нещастие, которое ни какими слезами довольно оплакать не возможно! о наше блаженство, которое ни какая смертных сила достойно не опишет. О ты бедной человек, окаянной безбожник и многобожник! теперь пиеши горькую гнева Божия чашу, когда целой уже на тебя льется ярости Его фиал. Горе тебя постигло безконечное, ад своими челюстьми тебя принял, положился в рове преисподнем, в темных и сени смертней. Теперь ты, безбожниче, узришь, котораго отрицался Бога, и не возможешь уже сказать, что нет Бога; ярость его обличает тя и гнев его наказует тя. Прострешь ли во аде к Богу руку свою; но кто исповесть во гробе милость его и истинну его в погибели? И ты, многобожниче, подобнаго неизбежал жребия. Где твои подевалися Боги? Где все те, которых ты во всяких злоключениях обыкновенно на помощь призывал. Но они-то самые тебя в сию ввели погибель; они-то твои были и боги. О верные боги! которые от своих служителей и в Аде не отстают: ту будет плачь и скрежет зубом. Но нас покрыла Божия рука, нас защитила мышца Его высокая, мы положены были в разселине камене, как мимо шла Божия ужасная слава. Ибо и мы были не лучше других, не меньше других грешники. Вси согрешиша и лишишася славы Божия1. Все мы удалялись Бога; а к бездушным идолам яко ведоми ведохомся. Но ныне древняя мимоидоша, се быша вся нова. Разрешилась тьма, и приведены мы в свет богопознания, явлением на земли Спасителя нашего. И как наступает радостный день Рождества его; так сердца ваша готовы ли? так души ваши чисты ли? так вы руки свои разслабленныя и колена разслабленная исправили ли? О! Послушайте вы, благообразныя церковная чада! моих немотствующих речей: отверзайтеся очи слепых, и уши глухих услышите, ты скочи хромый яко елень, и исправися язык гугнивых. Се благовествую вам радость велию, яко с нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся. Услышите даже до последних земли. Могущии покаряйтеся, родися Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог. Изыде жезл из корене Иессеова, и цвет от него взыде: так паситеся вкупе и волк, и агнец, и рысь, и козлище, и телец, и юнец, и лев, вкупе паситеся. И вол, и медведь вкупе паситеся; и лев, и вол, ядите плевы, яко отроча родися нам сын, и дадеся нам, да всыновление восприимем. Почему я ваше благочестие приветствую с наступающим праздником, и желаю, да будет Вифлеемом всякая верная душа. Аминь.

Сказывано Декаб. 21 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.