Катихизис седьмой

КАТИХИЗИС СЕДЬМОЙ.

Когда что ни делаем, Слушатели, и о чем ни подвизаемся, то так должны делать, и так подвизатися, чтоб не только от понесенных трудов ни мало не разслабевать, но чем более делаем, тем более свою охоту усугублять, и сколько бы раз за вышшее какое принимались мы дело, столько бы с большими на то устремляться силами, и всею душею к тому гореть, чтобы начатой подвиг окончать и желаннаго достигнуть конца. Не хочу я, чтоб ты коснувшись какого дела, в самом его начале разслабевал, и озираясь на рало простирал бы руку свою; понеже таким образом никто еще не дошел до царства небеснаго. Не дерзай того сказать, что некоторой, хотя итти за Христом, сказал: Господи! прикажи мне наперед сходить и погребсти отца моего. Незачем тебе чужих ходить погребать мертвецов, когда своих довольно. У нас, Слушатели, пусть из мысли не выходит оная благородная Павлова поступка, которой он держась, задняя позабывал, а в передняя, ни мало не останавливаясь, простирался. Только скажи нам, Господи! путь, в оньже пойдем1. Сей путь есть Христос, по Егож самого словам: Аз есмь путь, истинна и живот;2 почему мы так спасительнаго сего держась пути, никакого не опасаемся заблуждения; а я за Егож благословением ввергну мрежи своя в ловитву.

Окончали мы, что ни должно было говорить прежде Символа веры, а именно: с начала говорили мы о церкви, о учении церковном, о Катихизисе, о потребности Катихизиса, о состояниях, т. е. осостоянии бывшем прежде падения, о состоянии греховном после падения, о избавлении от того греховнаго состояния чрез Христа, о нашем оправдании чрез веру, о договоре, данном с обеих сторон после оправдания. Которое учение желаю, чтоб у вас всегда в свежей содержимо было памяти. Теперь следует уже приступить к самому Символу, для того, что уже говорили о вере: а вера между прочими требует, чтоб все то, что в слове Божием ни открыто, разумели верою; а такое Христианское учение от слова Божия взятое содержится вкратце и довольно в Символе; и так с Божиею помощию его начиная, такой вопрос назначаем.

Вопросишь. Чтобы такое было, чему всякой Христианин веровать должен? Отвеч. Всему тому, что нам в слове Божием открыто, по тому что о Божеских вещах, не по определению человеческаго ума, но от С. Писания, которое от Бога произошло, разсуждать должно: да вера наша, к Кор. 2. 5. не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет: а особливым некоторым образом всему тому веровать одолжаемся, что нам в Евангелии обещано, потому что всего С. Писания намерение и конец есть истинная в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа вера. 2. Кор. 1. 20. Евр. 1. 1. Лук. 24. 25. 1. Петр. 1. 10. А такая вера открывается во Евангелии: и Христос Иудеев уличает сими словами: Иоан. 5. Аще бы веровали Моисеови, веровали убо и мне: о мне бо той писа: аще ли того писаниям не веруете, како моим глаголом веру имете? Почему мы, ежели уверуем Евангелию, то все исполним. Ибо закона исполнение Евангелие есть. Второе: С. Писание тож подтверждает: Иоан. 20. 31. и гл. 17. и так вера наша на едином слове Божием, как на неподвижном основании, утверждаться должна; а никаким образом на одних человеческих определениях, по тому что всяк человек ложь, глагол же Господень пребывает во век3. Вопр. Чтож должно разуметь о церковных преданиях? Должно ли их принимать, и человеку Христианину им повиноваться за совесть? А чрез предания разумеем некоторыя определения или в церкве принятые обряды в С. Писании прямо непоказанныя, но однак от Апостолов или от других отцев без писания церкве сообщенныя и преданныя. Отвеч. Должно принимать, только такия предания, которыя бы на С. П. неотменно имели утверждение, хотя чрез правильное, как говорится, заключение, понеже много в писаниях есть, что не говорится, а разумеется; как напр. детей крещение, хотя о том в С. П. нигде прямо не объявляется, только весьма оттуду доказать можно: или по крайней мере такия принимать должно, которыяб слову Божию непротивны были: понеже когда Апостоли что нибудь предали без писания, то неотменно не противно тому, что в писании церкви сообщили. Дух С., по котораго движению и учили и писали Апостоли, сам себе противен быть не может, что самое явственно объявляет Павел 2. Кор. 10. 11. и за такия предания могут почесться напр. строение церквей на восток, вся церковная утварь, каждения, пред крещением заклинания, маслом помазания, прежде причащения чтение правила, пощение, вечерня, утреня, различные праздники, а в праздниках различные обряды, посты. Все, говорю, такия и прочия предания должны содержимы быть: понеже оне не только слову Божию непротивны: но и служат к церкве украшению и пользе. Иначе же ни как не можно принять: ежели напр. человек будет приказывать и определять то, что совсем Божию слову противно: понеже, ежели инде, то здесь наипаче сбудется то Божие угрожение, что написано во Апокалип. гл. 22. 18. Да ктомуж такими преданиями нагло слово Божие уничтожается, и заповедь Божия разоряется: за что жестоко изобличал Иисус Христос фарисеев. Матф. 15. 6. и в сем-то премного погрешают суеверы и Паписты.

Вопр. И так, понеже Евангелие есть, в чем вера Христианская обращаться должна; а что Евангелия сокращение есть Символ, то чем сие доказать можно? Отв. Только изчисли те догматы, которые в Символе заключаются, то и откроется сия истинна: в нем говорится о вере, которою верим, что Бог есть един, Творец всех; Отец, Сын и С. Дух, что Сын воплотился и умер ради нашего спасения, что паки приидет судить, что Дух С. есть Освятитель наш, что церковь есть одна, в которой есть спасение, что надобно крещение, что будет воскресение, и жизнь будущаго века. Сии все догматы, как особливо Евангельския, так неотменно их знать ко спасению всякому нужно, и очень справедливо таких догматов толкование называется Катихизис, а собрание их Символ.

Вопр. Что убо есть Символ? Отвеч. Символ, что до имени его касается, может назваться знамение, или замета, или признак, по которому один от другаго распознается: как знамя воинское есть признак, по которому нашестранцы от неприятелей отличаются. Каким убо образом воины мирские своим знамем означают, и кому служат, и чьи они неприятели: так и Христиане сим веры своея исповеданием свидетельствуют, что они Христу Царю своему служат и ставят себя против диавола и слуг его за присяжных неприятелей. Но, что вероятнее, Символ есть по руски тож, что собрание, сбор, от Греческаго глагола, Симвалло, вкучу сношу, собираю; назван так для того, что вся соборныя церкве вера в одно тут место снесена, и в краткости заключена для того точно, чтоб была правилом, с которым бы все прочие члены веры соглашались. Почему Символ самою вещию есть краткое начальных Христианской веры догматов исповедание, или образец, по которому церковь и ея члены от иных вер различаются.

Вопр. Один ли в церкве Кафолической есть Символ, или многия? Отвеч. Не один, да многия; многия, говорю, не по различности учения, но по различности слога и околичностей, а именно, обыкновенно их считается пять. Первой Символ, так называемой, есть Апостольской, которой обще содержится от всех Лютеранов, Калвинистов и Папистов: и по их толкованию за тем так называется, что содержит в себе сокращение учения Апостольскаго: или может де Апостоли его своим ученикам предали, и от их учеников церковь после приняла. Сей Символ от Символа Никейскаго, которой мы содержим, ни чем почти не разнствует, разве некоторыми словами. И так же подобно на 12 членов разделяется. Второй есть Никейской, которой издан на соборе Никейском бывшем в Вифинии 325 года от Рождества Христова при Императоре Константине великом, где проклята была хула Ариева. Сей Символ есть тот самой, который мы ныне содержим, а с нами и вся Греческая церковь. К тому Символу Никейскому бывший потом 381 года в Константинополе собор при Императоре Феодосии старшем, на Македония Еретика, Духа Свят. за Бога не признавающаго, прибавил к 8 члену, т. е. и в Духа Святаго: (Понеже в Никейском сими только словами Божество Духа С. означено было). Сии слова которыя мы ныне читаем: Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки: а следующия речи и в Никейском положены были. Третий Символ С. Афанасия, которой у нас пред всякою псалтырею полагается; и начинается так: Всяк, иже хощет спастися, и пр. Четвертый Символ называется Ефесской, издан на соборе бывшем в Ефесе 431 при Императоре Феодосии юнейшем, которой собран был на Нестория Еретика, общение свойств во Христе отвергающаго, и два лица во Христе определяющаго. На сем соборе, понеже был Кирилл Александрийский, то он по совету собора сложил Символ названной Ефесским, в котором Символе ничто иное, как 12 проклятий на тех, которые бы неправо мудрствовали. Первое проклятие так начинается: Аще кто не исповедует, яко Еммануил есть истинно Бог, и Дева Мария есть Богородица: [родила бо по плоти плоть бывшее слово Божие] да будет проклят и пр. Пятый Символ есть Халкидонской, паки выданной на соборе бывшем в Халкидоне 451 года, при Императоре Маркиане, на Евтихову ересь, которая сливала в одно Христово естество, которой Символ так зачинается: Святым убо отцам последующе, единаго и тогожде исповедуем Сына Господа нашего Иисуса Христа, и пр.

Вопр. Не противно ли, что так много выдано Символов? Отвеч. Никак: по тому что они никакой в учении между собою разности не имеют; а что много, то сего требовали случившияся по разным временам нужды, по которым надобно было разныя выдавать Символы по приключению разных ересей.

Вопр. Для чего мы ныне содержим Символ Никейской? Отв. И другия не отвергаем: а Никейской наипаче для того, что он совсем сходен с тем Апостольским и почти в тех же словах состоит. 2.) Что Никейской все почти нужные догматы содержит: а прочие только говорят о тех догматах, которые тогда на соборах от еретиков отвергаемы были. 3.) Что Никейской собор был первой и самой знатной, и которой все после бывшие соборы подтверждали и последовали.

Вопр. Какая нужда была такому Символу в церкви быть? Отв. Превеликая. Во первых для того, чтоб все младые и возрастные основание Христианства вкратце выучивши, могли бы всегда в памяти содержать. Во вторых, чтоб Христиане веры своея исповедание всегда пред глазами имели, зная, какое бы то было учение, за которое бы и на смерть самую итти быть всегда готовым. В третьих, чтоб верные имели всегда известную примету, по которой бы всегда могли различиться от неверных и еретиков, С. Писание лукаво превращающих. Вопр. Как Символ Никейской читается? Отв. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя Творца небу и пр. На сколько членов сей Символ разделяется? Отв. на 12. Первой член есть: Верую во единаго. 2- рой. И во единаго Господа. и пр. Вопр. А на сколько частей учения разделяется? Отв. На три части, или учения. 1.) Учение есть о Боге Отце, и нашем создании, 2.) О Боге Сыне, и нашем искуплении. 3.) О Боге Духе, и нашем освящении. Вопр. Каким образом сие было, что Отцу приписуется создание, Сыну искупление, Духу С. освящение, когда Отец и Сын и С. Дух един есть Бог, а следовательно вся действуют вкупе? Отв. Отцу приписуется создание, не выключая других лиц. Но понеже Отец есть источник божества, и всех божественных действий, следовательно и создания, вся бо создал от себя чрез Сына и Святаго Духа: так и Сыну искупление не одному: но понеже Сын есть, которой непосредственно дело нашего искупления совершил: понеже един сотворился Сын избавление за грехи наши, так и освящение С. Духу не одному: но понеже Дух С. есть, которой непосредственно нас освящает. И так Отца и Сына и Духа С. хотя действия называемыя внешния суть и нераздельны, только так, что порядок и образ действия, всякому лицу собственной, ненарушим остается. И так, что касается до нынешней недели, довольно: в будущую, ежели Бог похочет, самого в Символе содержимаго коснемся учения; теперь наше дело не преминем окончать приличным нравоучением.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.