Нравоучение шестое

НРАВОУЧЕНИЕ ШЕСТОЕ.

Бог будучи высочайшая власть, ни от кого не зависящее, и ни чьему суду не подлежащее естество, всегда печется о твари своей. Сие засвидетельствуют безчисленные примеры. Он, как сию престрашную и прекрасную мира создал огромность, как оное безконечное всюду обвел небо, как сию водами обливши основал землю, и сей водной по всем местам пролил воздух, как еще небо светлыми усыпал звездами, а землю различными цветами убрал, как все просто вещи, числом, весом, и мерою расположил: то уже кажется достойно бы и праведно было Богу от таких трудов престать, успокоиться и сказать твари: тварь! прекрасное мое произвождение оставайся теперь спокойно: составляй сей мир, и те действия, на которыя ты от Меня создана, отправляй сама собой. Чем я тебя не снабдил? В чем и какой теперь имеешь недостаток? Чтобы такое было нужное, которое бы я тебе не дал? Так оставайся в мире, не позабывай своего Творца. Не иным образом как бы некакий попечительный отец родивши и воспитавши своего сына, и всем надлежащим премного снабдивши, отпустил бы его от себя, и приказал уже самому собой учиться жить. Но Бог так ли? Престал ли стараться о всех делах своих? Оставил ли без всякаго промысла создание свое? Но где сие слово?1 Отец мой доселе делает и аз делаю? Как будет оное Апостольское слово толковать: В нем, то есть, в Боге живем, движемся и есмы?2 Каким образом сия пророческая збудется речь: аще и мать позабудет отроча свое, так что не помилует изчадия чрева своего; но Аз не забуду тебе, глаголет Господь?3 Или, что значит оная Давидова обыкновенная мольба: к Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея; Ты мой еси покровитель4. Так мы под сению Бога нашего покоя себе будем искать, мы под крылами Творца нашего скрываться не престанем, мы в отеческих Его сокрываться недрех за одно только себе поставим блаженство, нам, еже прилеплятися Богови, благо есть. При таких благодеяниях сонлив ли ты? Так востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос5. Не благодарен ли ты? Так очувствуйся, даждь славу Богу. Я тебе не показываю Божие благодеяние, которое бы збылось на другом, а не на тебе. Ты сам мне теперь зерцалом кажешься, в котором я усматриваю Божия благости богатство. Павел тебе, не я, говорит. Что ты такое имеешь, которое бы не Бог тебе дал? а когда так, то что хвалишься, будто не принял? Сие, Слуш. кажется, до того человека касается, которой крайне обезумившись думает, что он в Боге никакой не имеет нужды, или к своему благодетелю совсем безчувствительным является. Но да не будет, чтоб я об вас нечто такое подумал. Вы сего дня выслушали учение о взаимном Божием с нами договоре, и выразумевши такого обязательства силу, внутрь себя горячее некоторое Богу за такую благость воздаете благодарение. Вы теперь чувствуете в своем сердце с трепетом сопряженную радость, душа ваша крепкою воспалилась к Богу любовию, неподвижным дух ваш утвердился упованием. Да как же иначе и поступить? Я только послушав одни сии слова, Бог с человеком чинит договор, принужден восклицать, чтобы сия за новая в свете весть? Договор; но договор по большой части между равными бывает? Так Бог ли уже до моей снизходит нищеты? Или я на Божескую возносим бываю честь? О Божия снизхождения! и моего возвышения! но еще по силе договора оное высочайшее величество, оное в свете неприступном живущее божество чем нибудь мне одолжается. Так Бог моим становится должником! а я уже в силуж того договора, от такого моего должника всего просить могу: Он отказать не захочет, потому что в договоре к тому обязался. О моего щастия! о Божеских утроб! В том договоре кровию Христовою закреплено, чтобы Богу на руках носить нас, да не когда преткнем о камень ноги наша, чтоб в отеческих своих согревать недрах, чтоб на месте злачне нас вселить, на водеб покойне нас питать, чтоб емуж нас яко кокошу своих птенцов собрать под крыле, и от всех гонящих нас скрывать? Так я уже у Бога свой? Так на небе живущий мой есть Отец? О моего прославления, и о Божией любви! которую изъяснить не станет во мне сил. В том завете, которой завещал мне Иисус, грядый на вольную страсть, на страшную смерть, на безчестный крест, в том, говорю, завете мне завещал, то есть, умирая отказал небесное царство, вечное блаженство, прекрасный Рай, днесь со мною будеши в Раи. О! яко благ, яко в век милость Его! Такая милость Божия, и такое крайнее Христово снизхождение есть так велико и непостижимо, что некоторый Еретический род за тем Христа за Бога не почел, что думал сие очень быть невероятно, чтоб Бог ради человека так себя унизил. Но о ты! за котораго всуе Христос умер, станешь ли ты за то врача порицать, что снизходит немощному раны омывать? зловоние терпит, чтоб немощнаго спасти? или ежели бы кто сжалившись спустился в яму, чтоб скотину впадшую туда извлечь? Но что нам? Мы ведаем, что завет Божий с Божией стороны крепок: и сие из того можете познать, что Бог такой договор подтвердил клятвою. А как? Понеже, говорит божественный Павел, нечем выше себя Богу клятися, то клялся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и множа умножу тя6. Почему видите, что такой договор с Божией стороны есть непреложен, непреложное бо совета своего ходатайствова клятвою, еже аки котву имамы души тверду же и известну и входящую во внутреннейшая завесы, идеже Предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во веки7. Да с кем же, паки от радостнаго восторга не могу не спросить, Бог в такой вступил договор? С Ангелами ли? с Архангелами ли? или с прочим благороднейшей твари естеством? Никак: не от Ангел убо приемлет, но от семени Авраамова приемлет8. Мы, говорю, мы-то те, с которыми Бог чинит договор: с нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог9. О человек! котораго щастию Ангели дивятся, а диавол с зависти истаявает, вступай с Богом в договор, и в животную книгу свой перст простирай; давай Богу рукописание и приличными такой милости обязывайся условиями; на такия благодеяния окажи хотя малой твоей благодарности знак; знай, что тебе надобно обязываться пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Его Ангелы. А Бог, по слову возлюбленнаго ученика, есть свет, и тьмы в нем несть ни единыя.10 Христос, по Богоглаголивому Петру, греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его:11 Ангели же, по Давиду, суть творящии волю Его. Смотри! при каких ты присягаешь светах; а сам в густой пребываешь грехов тьме, в нечистоте житейской погрязаешь, волю свою под крепкую руку Божию не подводишь, сластьми мирскими пленен, на чести стремишься, всегдашний воли своей послушник, всегдашний воли Божией преслушник. Хочешь, говорю, в животных договора Божия книгах вписан быть, а ига Христова сладкаго и лехкаго не носишь, и перстом коснуться отрицаешься, от первых своих ни мало не отстаешь прихотей. Да кое же причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме; кое же согласие Христу с Велиаром? Или какая часть верному с неверным, или кое сложение церкви Божией со идолы? Вы бо есте церкви Бога живаго, яко же рече Бог; яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие, тем же изыдите от среды их, и отлучитеся, и аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель.12 Такова убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от скверны, плоти и духа, творяще святыню в страсе Божием13. Вот и с нашей стороны обязательство, которое состоит в том, чтоб мы житие свое как можно старались вести достойно против даннаго нам с Божией стороны договору, да не когда прогневается Господь, и погибнем от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его.14 А вы, братия святая, звания небеснаго причастницы, которые со всяким присем учительстве стояли терпением, столько щастливы, сколько те бедны, которые теперешнее время на телесныя прихоти тратят, в мирских запутаны лежат суетах. Вы, говорю, Слуш. запечатленны от Бога, и приясте обручение духа в сердца ваша, ступайте прямо за Агнцем на Сионскую гору, насыщайтесь небесных сладостей, царствуйте с Богом. О когда бы и я с вами воцарился! Аминь.

Сказывано Ноября 30 дня.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.