Катихизис шестый

КАТИХИЗИС ШЕСТЫЙ.

Слава Богу! что ни я доселе такой не имею скудости, чтоб не имел уже о чем более говорить; ниже вы Слуш. остаетесь, чтоб с сего истинно духовнаго пиршества пошли благодатию Христовою не насытившеся: понеже наше теперешнее учение разве тот только усумнится назвать духовным пиром, кто еще в слове Божием сокровенной не вкусил сладости, и оныя Давидовы слова не навык говорить: словеса твоя паче меда устом моим.1 Пиршество со всех сторон духовное и душевное! и такое, которое ни мало не производится по правилам наших телесных пирований. Мирския пирования сколько ни питают наше тело, только так, что еще заутра паки тех жетребует брашен, подобнаго ищет пития; а духовной учительства пир есть, котораго человек вкусивши не взалчет никогда, ни вжаждется во век. Я скажу вам нечто и чудное: пиршество телесное сколькоб ни было сладко, но своею сытостию потом отвращение наводит, и первое желание в несносное переменяет омерзение. А сие наше духовное пирование по своему безприкладному преимуществу, сколько более от пирователей употребляется, столько более к себе желание воспаляет, и вечною некоторою спасительною мучит жаждею. Жаждею, от которыя восклицал Давид: возжада к Тебе душа моя: о! когда прииду и явлюся лицу Божию:2 да и Христос не другую какую ублажал жажду: блажени, говоря, алчущии и жаждущии правды3. Нашли, на пример, мы в прошедшую неделю, живую жилу, из которой изобильная нам пролилась учительства река: вот смотри неподалеку той водоточной жилы другой живой бьет ключь, из котораго не меньше душеполезной лиется поток; так жаждущие идите на воды, елицы не имате сребра, идите, пийте туне. А я пойду вам брашен приуготовлять, где усматриваю, что прежде говорено было о оправдании нашем чрез веру; теперь станем говорить о том, чтоб по таком оправдании следовало?

Вопр. Когда то уже показано, что мы верою во Христа оправдились, то есть, по Божией благости ради Христовых заслуг из грешников переменились, и за праведников почлись: то весьма следует спросить: что все ли тут нашего оправдания и искупления дело окончалось? Или, яснее сказать, по том нашем оправдании Бог все ли звание для искупления нашего принятое совершил, и заслуги Христовы кроме нашего оправдания куды инде не простираются ли? Бог, говорю, как уже нас оправдил, должен ли нас оставить такими, какими мы прежде были оправдания? А мы взаимно требуем ли чего нибудь еще и по оправдании, и Богу чем нибудь одолжаемся ли? Отв. Что еще не все окончалось искупления нашего дело. Во первых для того, что мы еще не полное в сей жизни получили блаженство: и в такое состояние еще не пришли, какое потеряли. В сей жизни, говорю, потому что нам данное блаженство чрез Христа, как вечное, так не совсем до сей жизни надлежит, разве, что уже теперь надеждою веселимся о будущей после смерти славе. 1. Петр. 1. 3. Христос хотя и искупил церковь, Ефес. 5. 27. да представит ю славну неимущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна: да только тогда, когда, наши разрушатся зерцала, 1. Кор. 13. 12. и когда тленное сие тело облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие; подобает бо тленному сему, облещися в нетление, и смертному сему облещися в безсмертие. 1. Кор. 15. 53. 54. А сие для того, чтоб и веру в нас чрез наше житие освидетельствовать, и послушание чрез дело испытать, и живот вечный желаннейший чрез то сотворить: а наипаче, когда уже и беды, ради таковыя будущих надежды, должны быть сносны; и самая смерть за казнь не ставится, но за опыт, чрез которой Християнин первую свою к Богу оказывает любовь: прежде сказано: умрем, ежели согрешим: ныне говорится мученику, умри, да не согрешиши. Тогда сказано, ежели заповедь преступите, смертию да умрете: ныне сказуется: ежели смерти отречешься, заповедь преступишь. Авг. о гра. Бож. кн. 13. гл. 3. А когда так: то как окончалось искупления нашего дело? Мы оправданы для того, чтоб после смерти блаженными быть: а мы еще не достигши смерти, можем согрешить, да и повсечасно грешим; так и благодать и оправдание погубляем. Почему, ежели бы до нас по том оправдании ни милость Божия, ни заслуги Христовы не касалися, мы бы опять из отчаяния не выходили. Во вторых: для того, что Бог как безконечной милости, то до конца спасти тех, которых начал спасать, одолжается: да и заслуга Христова, как безконечная, тогож требует. Почему Бог так лечит, что и впредь случившияся болезни пресекает, или непрестает лечить; так на путь выводит, что непрестает спутешествовать, пока до самаго доведет отечества. Рим. 5. 1. 8. 1. Иоан. 21. Евр. 7. 25. В третьих для того, что ежели бы после оправдания ничего не надеялися, то по Павлу 1. Кор. 15. 19. окаяннее бы мы всех людей были. Вопросишь: Так в чем же то состоит, чтоб Божия милость и после оправдания до нас надлежала, и Бог бы нас не оставлял? Отв. В том, чтоб Бог с нами учинил договор, или завет, то есть, с обеих бы сторон, с нашей, и Божией, дано было обязательство. Сие между людьми обыкновенно делается, так на пр: Ежели бы кто меня помирил с тем, котораго я обидел, то когда бы мы помирились, надобно бы было нам между собой учинить договор, или обязательство, чтоб тебе на пр. обиду не помнить, в любви жить, и по дружеству всякаго добра желать: я бы напротив того, обещался впредь не только не обидеть, но и ни мало не оскорбить: и когда бы я еще твой раб был, то бы мне всегда волю твою исполнять и верно служить. Вопр. Какой может быть учинен в таком случае между Богом и нами договор? Отвеч. Такой, ежели Бог подтвердит о себе, что он нас в свою благодать принявши, более наших грехов не памятует, что к нам всегда будет милостив, что нас ни в каких нуждах не оставит, недостатки наши прикроет, грехи нам, какия по слабости ни будут, ради Христа отпустит, в новой правде не откажет, и живот вечный ради ходатайства Сына своего дарует: напротив ежели мы обяжемся пред Богом и Единородным Сыном Его, чтоб все его такия благодеяния истинною верою принимать, и истинное во всем пред Богом являть послушание, то есть, всеми силами стараться, чтоб впредь такого своего благодетеля не раздражить, не грешить, житие свое, как можно, по воли его управлять, а и согрешивши в однех заслугах Сына Божия отпущения себе искать. Такое обязательство с обеих сторон зделает договор: которой договор, как печатьми закрепляется таинствами, о которых после. Сей договор иначе называется завет, или духовная, потому что посредством смерти зделалось такое примирение. Евр. 9. 25. Вопр. Откуду известно, что и Бог о себе так нам подтверждает; и мы так пред ним обязываться должны? Отв. Оттуду во первых: что того требует сила примирения, которое, как вышепоказано примером, не бывает без какого нибудь обязательства. Да к томуж здесь могут служить и те причины, которыя сказаны на первой вопрос. Во вторых удостоверяю тебя из С. Писания, где Бог Христианам премногия чинит милостивыя обещания, а именно: Иер. 32. 40. что самое приводит Павел Евр. 8. 8. 2. Кор. 6. 16. Матф. 27. 28. Сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Матф. 28. 20. се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Гал. 6. 16. Рим. 8. 1. и 31. и премногия.

А что и мы пред Богом к новому послушанию обязуемся: то опять того требует сила примирения, которое обязательством обоих сторон совершается; иначе примирение не будет примирение. Второе: тоже явствует из С. Писания, где от человека добрыя требуются дела: Евр. 3. 1. 2. 3. 4. гл. 10. 22. 23. 24. 25. и проч. Тит. 3. 11.

Из сего уже видно, сколько-то добрыя дела христианину надобны: без них, как сказано, не действителен наш с Богом договор: а по сему нет примирения, следовательно ниже оправдания. Мог бы я еще сказать вам, что добрыя дела надобны и потому: 1.) чтоб иметь пред Богом благодарность. 2.) Чтоб не напрасно принять благодать Божию. 3.) Чтоб не похулить силы нашего Искупителя, которой будтобы нас для того оправдал, чтоб мы грешили. 4.) Что мы злыми делами можем заслужить муку вечную. Вопр. Такой Божий милостивый договор до всех ли спасающихся надлежал? Отв. Такой договор до всех надлежит спасающихся: для того, 1.) Что без такого договору спастися не льзя было никому, и потому-то говорится, что Христос, вчера и днесь, той же и во веки; Евр. 13. да еще и такой договор, которой бы утверждался на заслугах Христовых: по тому что нет другаго имени под небесем, о нем же нам подобает спастися. Деян. 4. 18. и потому говорится, что законныя жертвы никого не оправдали; но кровь Христова образуемая ими. Томуж учит С. Писание Деяний 15. 11. 1. Кор. 10. 1. Матф. 8. 11. Но я сие все как и многия еще другие доводы оставляю. Для верных сего довольно. Смотрите же, Слуш. не забывайте. Аз бо приях от Господа, еже и предах вам. Не отрицаюся вам сказывать волю Божию, и подвизаюся не яко воздух бияй. Но постойте, послушайте и нравоучения.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.