Нравоучение пятое

НРАВОУЧЕНИЕ ПЯТОЕ.

Что вы, слуш. из сегоднишняго толкования поняли? Сколько вас здесь ни есть, да и все просто те, которые Христианами называться за перьвую себе ставят честь, должны не только радостное, но духовное внутрь себя иметь разсуждение, но и устами на благодарственныя устремиться слова. Из вас всякий теперь говорит, или должен говорить: О как милостив мой Творец! не памятозлобив мой Владыка! как снисходителен мой Бог! что сколько он ни праведен, но однак больше милосерд, да еще сколько ни милосерд, т. е. колико нас по различным случаям милосердием своим ни снабжал; только еще никогда такую милосердия своего бездну не оказал, только еще никогда Его благость не была так чудесна. Сколько он прежде род человеческой ни благодетельствовал, только так, что тем благодеяниям как потокам из сего источника проистекать надлежало. Сколько он прежде милостивых ни употреблял снисхождений, только так, что те все снисхождения нынешнему уступить и от негож зависеть нужду имеют; про крайнее я говорю снисхождение, которым Сын Божий смирил себя до смерти, смерти же крестныя, по которому обнищал, богат сый; обнищал, да мы его обогатимся божеством. Чтож бы вы после сего имели разсуждать? То ли, что где умножися грех, тамо преизбыточествова благодать? То ли, что бездна наших грехов, призвала Божия милосердия бездну? То ли, что наша нищета Христовым божеством обогащается; что наша гордость, Христовым смирением уничтожается, что наша злоба Христовым исправляется послушанием, что наше несытство Христовою снабжается алчбою и жаждою, что наша ко всем ненависть Христовою удобряется ко всем любовию, что наша нечистота Христовою истребляется святостию, что наши беззакония, Его прикрываются заслугою, что наше недостоинство Его совершается ходатайством, что наша худость, Его не презирается благодатию? То ли, говорю, что Сын Божий терпит страсть и крест, чтоб нам Божия освободиться проклятия, и Его благословение принять, что Христос грехи наши носит, и о нас болезнует, что в Сионском саду преклоняет колена, горячую для нас проливает молитву, биет лице свое о землю, крушит перси руками, кровавым лиется потом, молит своего отца прейти на человека грядущему гневу, а такия моления и молитвы от презельнаго благоговеинства с воплем крепким и со слезами приносит, чтоб человеческое жестокосердие хотя сим умягчить, и окамененное сердце в умиление привесть, чтоб спасти грешникову душу плененную страстьми, что он же напоследок уязвляется за грехи наши, и мучен бывает за беззакония наши: Вси яко овцы заблудихом; человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его грех ради наших: язвою Его мы вси исцелехом1. И так смертию Его мы вси ожихом, и так воскресением Его мы вси востали, ходатайством Его мы вси примирились, заслугою Его долг наш заплатили, удовлетворением Его все потерянное возвратили, Его заступлением от всех зол избавились, Его предводительством всякое доброе нашли, все желанное получили. Нечего жалеть того состояния, в котором были созданы мы от Бога. Тебе из мысли не выходит Рай: да чтож? Разве сие не Рай, что верующим во Христа дана власть сынами Божиими быть? Разве сие не Рай, что нам чрез Христа от Божией благости даровано то, что око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде? Да сие-то самое и есть настоящий Рай. Рай же, который насажден был на востоцех, был некоторой образ и подобие ныне нам чрез Христа даннаго Рая. Что нам чрез Христа ни дано, то все велико, все высоко, все непостижно и Пророческий и Апостольский, и всех просто святых лик Божию так сбывшуюся милость более молчанием проповедают, и сколько более силятся сию описать благодать, столько более тоя изобилием унижаются. О сем-то нашем спасении говорит теплый верою Петр: взыскаша и испыташа пророцы, иже о нашей благодати прорекше, и прежде свидетельствующе о Христовых страстех, и сих последующих словах, в няже желают Ангели приникнути2. Павел подлиннее всех такое чрез Христа приобретенное благополучие описывает, и не льзя, де, сказать, какой тот удостоился чести, которой именем христианским назнаменался. Да может ли тут быть какой недостаток, где так изобильная благодати Христовой излилась река? Верно слово, и всякаго приятия достойно, что Господь Иисус прииде в мир грешников спасти, понеже как исполнилось определенное время; когда, говорю, закон прошел, сени протекли, писмя уступило; посылает Бог Сына Своего Единороднаго раждаемаго от жены, бываемаго под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем; да яко будете сынове, посла Бог Духа Сына своего вопиюща в сердца ваша, Авва отче! тем же уже неси раб; но сын, аще ли же сын, то уже и наследник Божий Иисус Христом3. Теперь уже к тому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и домашнии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу4. Вас питает и греет Господь Иисус: зане уди есьмы тела Христова, от плоти Его и от костей Его. Нам званным Иудеам и Еллинам Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Божие стяжание, Божие здание есте: се сыти есте, се обогатистеся, с Богом воцаристеся; грешни бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога вашего. Ни едино убо ныне осуждение сущим во Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу. Оправдившеся бо верою мир имамы к Богу, Господем нашим Иисус Христом: той бо есть мир наш сотворивый обоя едино, и пришед благовести дальним и ближним. Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, едино тело: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся; несть Иудей, ни Еллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе; аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есте и по обетованию наследницы. Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся; Господь близ, ныне время благоприятно, ныне день спасения, что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны? Иже убо своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не с ним вся нам дарствует? Ежели еще грешником сущим нам, Христос за нас умре; много паче оправдани бывше кровию Его, спасемся им от гнева: аще бо врази бывше примирихомся с Богом смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его. Тако приветствую вас, род избранный, царское священие, язык свят, люди обновления, камение живое, храм духовный, святительство святое, Божие особенное достояние. Радуйся новый Израиль, возлюбленный Богу народ! на нем же почиет мир и милость Божия; да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждою веселия одея тя, яко на жениха возложи на тя венец, и яко невесту украси тя. Да обратится душа твоя в покой твой, яко Господь благодействова тя, яко избави душу твою от смерти, очи твои от слез, и нозе твои от поползновения; приступисте бо к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам Ангелов, торжеству, и к церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завета новаго Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева. Светися, светися, новый Иерусалиме! прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Господьня на тебе узрится, и пойдут царие светом Твоим, языцы светлостию Твоею. Радуйся, церковь Христова, обрученная Христу невеста! вся еси добра ближняя моя и порока несть в тебе. Радуйся ты по премногу христианская душа, не бойся от ныне никого, Господь просвещение Твое и Спаситель твой: не опасайся никакого недостатку. Господь пасет тя и ничто же тя лишит. Согрешиши ли паки? Не устрашайся: дерзай, твой ходатай жив есть, тем же и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый ходатайствовати о нас. Он есть дерзновение наше пред Богом. Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй: кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас. Опасайтеся же более всего, да не будете во тще благодать Божию принявше: то есть, таковую милость и благодать Христову получивше, не разслабейте, не изленитеся, на первую скверну не возвратитесь: иже умрохом греху, како паки жити будем в нем? Грех вами да не обладает: несте бо под законом; но под благодатию; то есть: Бог с нами не по строгости уже поступает, но по милости, в делании нам помогая: иначе бо, оружие свое очистит, лук свой напряжет: явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшися нечестия, и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем, в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования, и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ему же да будет слава во веки веков. Аминь.

Говорено 23 Ноября.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.