Нравоучение второе

НРАВОУЧЕНИЕ ВТОРОЕ.

Павел, как уже слышали вы, некоторых порицает за то, что, когда было, смотря по их летам, должно им быть учителями другим, но они сами первым Христианскаго учения начаткам нужду имели учиться. А из нас уже некоторые поседели, некоторые от дряхлости ни чем не владеют, некоторые одною ногою на земле, а другою во гробе; однако мало еще знают: столько же их должно учить, сколько и младенцев. Но как таких учить, которые не хотят учиться, которые будучи Христианами, Христианскаго учения бегают? И сия-то настоящая причина, для которой люди более пленяются любовию мирскою, нежели Христовою; и то для того, что в учении Христианском не только неискусны, но и не хотят быть искусны, или премного ленятся быть искусными. Скажи, пожалуй, сколько теперь людей на улицах шатающихся, на кабаках пьянствующих, на торгу, или обманывающих, или безполезно бродящих? Без числа. А чтоб кому посидеть при ногу Иисусову, и послушать слово Его, то или одна Мария, или мало с нею кто другой. Теперь, говорю, на месте сем в сем училище меньше для слушания Катихизиса Христианскаго собралось народа, нежели сколько теперь есть на торжище. В сладость бы я тех спросил, почто бы они лучше хотели миру служить, нежели Богу? Телу, а не душе? Или скажут, что в мире все легче достается? Людие мои, обманываетеся, весь мир во зле лежит:1 людие мои, увещавает вас святый Исаиа Пророк, хвалящии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают2. Все такие люди ходят на самых крутых морских брегах, с которых весьма удобно могут упасть в морскую вод бездну. Все такие люди ступают по зубцам стен городовых, с которых мало покривясь, должно в прах разшибиться. Ты благодатию Божиею Христианин! а никакого о Христианстве не имеешь понятия. Ты от сего времени все силы употреби, чтоб не только называться, но и быть Христианином. Ты не преставай Бога молить, чтоб тебе открыл хотя мало понять Христианское учение, денно и нощно говоря: Господи! скажи ми путь, в онь же пойду3. Владыко! дух Твой истинный да наставит мя на всяку истинну. Боже! ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны! познати на земли путь, во всех языцех спасение твое4. Такая молитва поведет тя в дом премудрых; такое прошение прикажет тебе тереть пороги разумных; такая прозьба к Богу посланная заведет тебя и в сии училища, которыя, ежели кто назовет училищем благочестия, не погрешит. А ежели ты в сем будешь противушествовать, то время тебе и Христианскаго имени отказаться. Когда ты Христианин, то ни на что тебе так спешить не надобно, как на Христианское учение: а когда отвращаешься, то не называйся Христианин, но Язычник, но Мытарь. Что сие за чудовище! и быть Христианином, и Христианскаго учения или совсем не слушать, или неохотно слушать. Будь или горячь, или студен; а когда ни горячь, ни студен, то изблевати тя имам, глаголет Господь Вседержитель.5 Считаться за тварь Божию, а не знать своего Творца; быть искупленным от работы диавольския, а не знать чрез кого; вменяться праведником, а не знать у кого, и чрез кого; веровать, а не знать в кого; подвизатися, а не знать, для чего, есть знак пренеблагодарнейшаго человека. Ужаснися небо! говорю, и говорить не престану, что малую такие люди имеют надежду ко спасению, или едва ли такие спасутся. Христианин всякой должен неотменно знать Творца своего Бога, и Искупителя Христа, то есть, знать причину воплощения Христова, не выпускать из мысли страдания Христовы, заслуги Христовы, смерть Христову, как такую, за которую его Бог должен миловать, приятствовать, благодать дарствовать, и живот вечный обещавать; без такого мудрования спастися не можно. В подтверждение сего приношу вместо неразрушимых печатей слово одно Христово, а другое Павлово. Христос говорит: Се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа.6 Павел же: не судих ино что ведети вам, точию Иисуса Христа, и сего распята.7 Сии слова заметьте, и хотя ими возбудитеся прилежать о Христианском учении. Христианское учение, вкратце подаваемое, и довольное ко спасению человека, называется, как сказано, Катихизис; а определено особливо для ленивых и простых, снисходя их немощи, чтоб, когда одни за свою леность, а другие за свою простоту не могут понять высокия Богословския разсуждения; то хотяб вкратце тому учились в Катихизисе, которой Катихизис как с благодатию Божиею здесь начался, так с тою же будет и продолжаться в пользу вашу, в славу же имени Божияго. Аминь.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.