Катихизис второй

КАТИХИЗИС ВТОРОЙ.

Сказали мы в прошедшую неделю, что не только должна быть, и есть истинная и спасительная в свете церковь, но такая церковь вместе и учение должна иметь истинное: тут же доводами подтверждали, что и сия церковь есть наша, и такое учение мы содержим. Сие все хорошо, а наипаче потому, что не надеюся, чтоб то мое учение без своего было плода; чтоб не было ни одного такого, которой бы сказанное слово охотно приняв в свое сердце, не ожидал вскоре спасительнаго произращения. Не льзя, говорю, статься, чтоб в сей пшенице, все были плевелы. Кто сему поверит, чтоб все те класы, которые Христос возрастил, диавол смел исторгнуть? Но не напрасно кузнец сребро кует: не совсем и мы в диравый черпаем сосуд: ходяще ходим и плачемся метающе семена своя; грядуще же приидем, радостию вземлюще рукояти своя1. Почему надеждою такою ободрившись, иду в путь свой радуяся.

От чегож бы теперь зачать? Только вспомните, Слушателие Благоразумные! прошу, мое учение, про которое мы сказали, что надобно церкви иметь: то учение не может не быть истинное, только мы его еще не видали: мы его на части не разбирали: мы его подтверждений не слыхали: не знаем, говорю, мы еще ни писания, ни силы Божия. И так понеже неотменно всякому надобно знать, как ниже там докажется, пойдем по вопросам вдаль.

Вопр. Одинаким ли церковь во учении поступает образом? или, так сказать, один ли учения образец имеет церковь такой, по которому во обучении или наставлении всякаго состояния людей поступать обыкла; или разные образцы? Отвеч. не одним образом, да разными. Вопр. Для чегож бы разными? Отвеч. Смотря по разности состояния людей: не всем людям дано, чтоб равную имели к понятию учения способность; Матф. 13. 11. да к томуж и не всем надобно, чтоб были богословами, 1. Кор. 12. то есть, такими людьми, которые бы все просто богословския задачи умели разбирать: иным довольно знать некоторые самонужные ко спасению догматы. 1. Кор. 2. 20. Рим. 10. 9. Вопр. Какиеж бы те были разные учения образцы? Отв. Первой такой и необходимо всякому нужной, есть Катихизис, или учение Катихизическое; а второй, учение богословское, или Богословия, чрез Богословию разумея то Христианское учение, коему пространно и подробно учат в школах. Вопр. Откуду сие можно доказать? Отвеч. И резонами, и от свидетельств С. Писания: 1.) Учения Христианскаго не могут все догматы за равные почесться, но иные или самые высокие, или самые нужные, как разсуждение о С. Троице, воплощение, оправдание, призывание язык, и надежда о будущих: а иные и нижшие, и меньше нужные, как на пр: где будет ад? с какими обрядами какая тайна совершается? Такое в учительстве различие делает, чтоб и разным учение Христианское преподаваемо было образом: иным бы, говорю, образом высокие и нужные догматы: а иным нижшие и меньше нужные: высокие и самонужные составляют Катихизис, а оба вместе Богословию. 2.) Христианское учение имеет некоторые, так сказать, возрасты, 1. Кор. 13. 11. по которым всегда верный человек ростет, и приходит от силы в силу; пока вси, как Павел Еф. 4. 13. говорит, достигнем в меру возраста Христова: как напр. не может человек в веру приходящий статься таким, которой уже в христианстве чрез много лет в высоких богомыслиях себя углублял: но надлежит такому так расти, как растет младенец. 3.) Сие разделение признает Священное Писание: 1. Кор. 3. 1. Гал. 6. 6. Деян. 18. 25. а наипаче из посл. к Евреом гл. 5. 11. 12. 13. 14. где точно описывается Катихизическое учение, и Богословия, из которых сия называется твердая пища, а то, млеко, не само по себе, но по разсуждению учащихся. А отсюду доводится Катихизическое учение, что оно есть в Христианском учении первое.

Вопр. А когда так, то что убо есть Катихизис? Отвеч. Катихизис, ежели имя его разсуждать, есть Греческое, и обыкновенно от наших церковных учителей переводится оглашение, что по имени ничто иное есть, как живым голосом чьи нибудь уши оглашать, то есть, какого нибудь учения самым первым обучать начаткам. Откуду зделалось, что учение Христианское, за которое человек в христианство приходящий сперва должен приниматься, или Христианин уже сперва чему должен учиться, названо Катихизисом, или по Руски оглашением. А тот, которой так учится, оглашенным, или Катихуменом; а тот, которой так учит, Катихистою, или Катихизатором. И так Катихизис ничто иное есть, как краткое и ясное начальных Христианския веры догматов учение из Апостольских и Пророческих книг выбранное, и определенное для простейших наипаче: то есть для отроков, и простаго народа. Вопр: Всегда ли учение Катихизическое в церкви было? Отвеч. Всячески, потому, что когда церковь всегда должна иметь учение, как уж выше толковано, то какое наипаче прилично иметь учение, как не Катихизическое, яко простейшее, и вразумительнейшее, и нежнейшее. Второе: сам Бог приказывал Израильтянам, чтоб они детей своих научали тому, что един есть Бог: и как любить Его. Втор. 6. 4. слыши Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть; и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего: и проч. 6. ст. 7. и да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем и лежа и востая. А в Новом Завете доводится Гал. 6. 6. и примером Тимофея, о котором Павел свидетельствует, что из млада Священная Писания умел. Вопр. чему в Катихизисе учатся, или что наипаче в Катихизисе толковать надобно? Отвеч. Символ веры, и десятословие: иные говорят, что закон и Евангелие, но все одно, потому что десятословие есть сокращение закона: а Символ веры есть сокращение Евангелия. Вопр. Для чего так? Отвеч. для того, что церковь одолжается или право веровать, или добродетельно и благочестно жить. Правая вера содержится в Символе, а как благочестно жить, тому учит десятословие. Вопр. Для чегож бы ты не обещал нам толковать десятословие? Отвеч. Я не совсем отказываюсь, и ежели от нынешняго года время останется, то обещаюсь, ежели Бог похочет, и то толковать; а теперь наперед неотменно надобно толковать Символ веры; понеже должно прежде веровать, Евр. 11. 6. и потом уже творити добро. Вопр. Какая нужда и польза учиться Катихизису? Отвеч. и превеликая нужда, и премногая польза. Первое: для того, чтоб твердо стоять в церкви, и не бояться, дабы другими какими учениями обольщен был; Кол. 2. 4. то есть, известно знать истинну своей церкви, 1. Кор. 9. 26. и причину своего в тую церковь призывания. Кол. 1. 12. Второе ради своего утешения, и спасения: понеже без познания Бога и сына Его Иисуса Христа, то есть, без веры спастись не возможно; Иоан. 17. 3. да и никто в того не верует, котораго не знает, и про котораго никогда не слыхал; Рим. 10. 17. И так которые спастись хотят, те известно должны знать фундамент Христианской веры. Третие: всем и простым и малым надобно иметь нечто такое, чем бы себя разделить от невернаго и поганаго. 2. Кор. 6. 17. Евр. 8. 11. А как отличиться, когда будет столько же знать о своей вере, сколько и неверной? Четвертое: того требует конец нашего создания и искупления. Пятое: наипаче обущающимся в школах надобно учиться Катихизису, для того, чтоб, когда имеют быть других учителями и путеводителями, то могли бы простому народу кратко и ясно протолковать Христианское учение, 2. Тим. 2. 2. второе, понеже Катихизис есть краткая Богословия, то которые прилежными будут в слушании Катихизиса, те лучше поймут и самую Богословию. Вопр. Учение Катихизическое, как сказано, неотменно ли должно быть из Апостольских и Пророческих книг выбранное? Отвеч: Неотменно 1.) потому что когда в Катихизисе, как сказано, учатся самым начальным Христианския веры догматам: то неотменно такому учению должно содержаться в книгах не человеческих, но Божиих, понеже человек не может новые в церкви определить догматы; Матф. 16. 17. 1. Кор. 2. 9. разве сам только Бог чрез писания, которыя нам дал чрез Апостол и Пророк. Второе, что нет таких книг, в которых бы самоначально Катихизические члены находились, разве в слове Божием. Вопр. Что разуметь чрез слово Божие? Отвеч. Писания Пророческия и Апостольския, Еф. 2. 20. гл. 3. 5. или новой и Ветхой Завет, или кратко, Библию. Вопр. Чем можно доказать, что Священное Писание, которое содержится в книгах Апостольских и Пророческих, есть несомненно слово Божие, то есть, такое, которое и все истинное содержит, и которому нам не верить не льзя? Отвеч. Премного таких доводов, только замечай следующие: Первое, что писания только Пророческия и Апостольския написаны такою речью, и таким порядком, и такою живою простотою, 1. Кор. 2. 4. что совсем показуют свое начало быть не человеческое, но Божие. В них только начитаешь такия слова, и такой разум, которой приводит или в великое умиление, или в живую чувствительность. Тут нет ухищрения в словах. Нет человеческих прикрас, да только есть в силе состоящая благодать. Напр. в явлениях тех, которыми являлся Аврааму Бог, нет высоких слов, да толькож высокой довод Божияго к человеку снисхождения, и человеческаго к Богу дерзновения, и прочая премногая. Второе удивления достойное во всяких частях учения Пророческаго и Апостольскаго сходство и согласие: понеже все такое учение, и с малейшею своего учения частицею не разногласует, и малейшая частица с целым учением сходна. 1. Кор. 15. 11. Что напр. в сем месте сказано кратко, о том на другом месте пространнее, что здесь несколько темно, о том инде изъяснительнее, что тут таинственно, там просто и самою вещию. Третие подтверждается наипаче от внутренняго в верных сердцах чувствуемаго свидетельства, которое Лук. 24. 32. Деян. 16. 14. Дух Святый писания сего Автор верующим подает. Читаемое бо, слушаемое и приемлемое сие слово делает то, чтоб человек живою к Богу возжигался верою, по которой вере знает, что Бог до него милостив чрез Христа, что имеет надежду о будущем покое; и так здесь еще о Бозе Спасе своем радуется. Будет ли и нищ кто, томуж слову Божию веря, своим состоянием довольствуется, Фил. 4. 11. которой до нынешняго часа и алчет, и жаждет, и проч. Но из слова Божия слыша, что таким мзда многа на небесех, в скорби радуется, в нищете веселится. И сия-то причина была святым мученикам те горкия проходить мучения со всякою почти нечувствительностию потому, что Духа Святаго в Писании Святом открытое в сердцах своих содержали свидетельство. Четвертое, от непрерывнаго всея церкве и всех верных согласия; почему во всей поднебесной такое писание принято и содержано. И сих доводов довольно кажется для тех, которые внутреннее Духа Святаго о слове Божием имеют свидетельство. Вопр. Словом Божиим все ли наши должно подтверждать догматы? Отвеч. Всячески, первое потому, что когда учение наше должно быть не ложное и непреложное: то чтоб таким было, требует подтверждения от слова Божия, которое по глаголу Христову есть неложно. Второе примером самаго Христа: Он диавола писание превращающа, Матф. 4. 7. Саддукеев воскресения мертвых неприемлющих, Матф. 22. 29. уличает из С. Писания. Третие примером соборов вселенских, которые всякия ереси писанием только низвергали. Имея убо Христа путеводителя, Овнов Апостолов, какой за ними Агнец не последует? И так, что касалось до толкования, кажется быть довольно; а чтож в нашу пользу вывесть можно, то мало поучимся.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.