Катихизис двадесятой

КАТИХИЗИС ДВАДЕСЯТОЙ.

Дивная вещь, слушатели, что жестокая земля земледельцовым мягчится орудием, свирепость зверская немногосильными человеческими усмиряется руками, и ярость львова утихает; а человеческое сердце жесточайшим всяких жестокостей себя оказывает. Бог говорит: не хочу смерти грешника: грешник на против: не хочу живота праведных. Чтож? Бог видя, что милостию не исправляется, престрашными грозит прещениями, и сам чрез себя клянется, что некогда минув милость за исполнение тех гроз примется: еще говорит, единожды потрясу не токмо землею, но и небом1. То есть, когда и праведник с трудностию возможет скрыться: так пребедной грешник при сих страхом наполненных словах трепещет ли? И от трепету разстаевает ли? Никак: он думает, что скорее может Бог солгать, нежели чтоб ему осуждену быть. Но сия злоба отсечется тогда, как жестокия сердца начнут безполезно мучиться геенским огнем; и такая неисправная душа исправится тогда, как в мучительном пламени будет напрасно каяться. Такая злоба Богу мерзска, человекам вредна, а наипаче самому себе. Такая сердечная твердость может на хорошую переменена быть, слушатели, может на то быть употреблена от чего мы хорошими будем. А как? Вознамерился ли от сего времени от первых скверн отказавшись, впрочем за добродетельное приняться житие? Так будь в сем тверд. При такой твердости начнет твое мяхчиться сердце. Захотел ли кто отныне в Божием слове внутренняго искать себе спокойства? Так будь тверд: в законе Господни с Давидом поучайся день и нощь. Привела ли тебя благодать Божия сие Катихизическое послушать учение, по мне разсуждая, невеликое, по себе же самому и очень великое? Так будь тверд; будь постоянен; да не бываем к тому младенцы, влающеся и возметающеся всяким ветром учения: не дети бывайте умы; ходите не якоже немудри, но якоже премудри. Иначе и я не возмогу вам глаголати яко духовным, но яко плотяным, яко младенцам о Христе. Отверзите уши не только телесныя, но паче и душевныя, не одну поверьхность ловяще, но во внутренность вникая, спасения ищуще. О Христе мой! даждь течение нам сего благовествования благопоспешно совершить.

Как уже второй Символа член окончали, и следует толкованием приступить к третьему: то Вопр. Как читается третий член веры? Отвеч. Так: нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася.

Вопр. Чему учит сей член веры?

Отвеч. Сего члена толкование несколько уже из бывшаго учения известно. Толкуя бо о причине воплощения, и о именах Иисуса Христа, явственно показал я, что Христос сошел с небес и воплотился нас ради человек и нашего ради спасения. А что в Символе положено: нас ради человек, и нашего ради спасения: вместо того, что можно было сказать: человеческаго ради спасения: то для того, чтоб показать, что Христос не для искупления падших Ангелов, но для падшаго человека Ходатаем стал: не от Ангел убо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет. А для чегоже и падших Ангелов не искупил; то тот знает, которой один все знает, и праведно творит. Нам есть о чем благости Божией благодарить: и о сем уже не мало говорено. Но однако осталось еще, о чем особливо здесь говорить надобно, а имянно, о воплощении или вочеловечении Иисуса Христа, то есть, о соединении двух естеств во Христе.

Вопр. Что сии слова значат: нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес?

Отвеч. Здесь надобно памятовать, что член сей по разуму вяжется с первым и вторым: с первым по глаголу, верую: со вторым по словам: и во единаго Господа Иисуса Христа: прибавляя их к сему члену: нас ради человек и пр. сшедшаго с небес и воплотившагося и пр. Сие заметив, сказываю: что сии слова: нас ради человек, и нашего ради спасения, показуют, для кого, и для чего Сын Божий воплотился. Для кого? Нас ради человек. Евр. 2. 16. Гал. 4. 5. и Быт. 3. Для чего? Нашего ради спасения, которое состоит в избавлении нас от греха и от казни: Матф. 1. 28. к Рим. 8. 1. и чтоб привесть в вечное блаженство к Рим. 3. 10. Тит. 3. 7.

Вопр. Что значат сии слова: сшедшаго с небес?

Отвеч. То, что Сын Божий по исполнении определеннаго времени сошел с небес, с места сего высочайшаго, где некако собственнее сказуется быть Бог: однако здесь не должно разуметь сошествие какое местное и телесное, какое напр. твари имеют; когда с одного места сшедши, уже не на том, но на другом месте находятся. Но здесь чрез сошествие с небес ничто иное разумеется, как благоволение Отчее, по которому Он восхотел, чтоб Сын Божий сошел на землю, то есть, чтоб на земли от Девы воплотился, и стал человеком, не оставивши небес и не разлучившись от Отеческих недр. Бог бо есть: следовательно везде сый и вся исполняяй: как точно пишется у Иоан. гл. 3. 13. никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, Сый на небесех. Сии же слова показывают еще и то, как-то Сын Божий смирил себя, когда тое место небесное, великолепное и непричастное всякой скверны как бы оставивши, восхотел на землю сойти, на землю, оскверненное грехами человеческими место и с человеки пожить. Кратко: сколько отстоят небеса от земли, столько Сын Божий себя в воплощении снизходительным явил.

Вопросишь. Что значат сии слова: и воплотившагося от Духа Святаго, и Марии Девы, и вочеловечшася?

Отвеч. Ими ничто иное означается, как только то, что Сын Божий принял человеческое естество, и стал быть Иисус Христос, то есть, истинный Бог и истинный человек. Воплотился, по иным, зачался, то же что и плоть принял: как говорится у Иоан. 1. Слово плоть бысть. А вочеловечился, то же что и стал человеком, то есть, принял человеческое естество состоящее из души разумныя и тела: здесь бо имя человек, не берется за лице или вид, но за естество человеческое, которое Он принял в едино лице Божественное. Говорится в Символе: от Духа Святаго и Марии Девы воплотился и вочеловечился: то есть, Дух Святый силою и действием своим зделал, чтоб во утробе Благословенныя Девы из чистых Ея кровей Сыну Божию изобразилося тело. Так видно, что сие слово, от Духа Святаго, означает вину действующую: а сие слово, и Марии Девы, сказует вину материальную, или изводящую: как известно от сих Ангеловых слов: Лук. 1. 35. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Христу бо и надлежало родиться от семене Давидова: почему Он Матф. 1. 1. и называется Сын Давидов, и Сын Авраамов. Кратко: теми словами ничто иное означается, как зачатие Иисуса Христа во утробе чистыя Девы содействием Святаго Духа.

Вопр. В чем состояло оное, при зачатии Иисуса Христа, Духа Святаго действие?

Отвечаю. В трех сих: I. В непосредственном действии Духа Святаго, во утробе Святыя Девы чудесно Сына без семене мужескаго зачинающия, по которому действию плоть Христова содеялася из единыя Матере Девы паче естественнаго вещей порядка: Лук. 1. сила бо Вышняго осенит тя. II. В чудесном освящении плода во утробе Матерней, чем содействовал Дух Святый, чтоб грех первородный на зачатие оное не проистек: понеже надлежало, чтоб тот, которому надобно было себя за всего мира грехи принести, был безгрешен; иначе бы за грех наш удовлетворить не мог. III. В соединении ипостасном естеств, Божескаго и человеческаго, содеянном от Духа Святаго во утробе Святыя Девы Матере, в самую зачатия минуту. Почему вышереченных слов разум есть сей: 1. Дух Святый, действующий непосредственный был чудесной плоти Христовой зачатия: 2. отделил от Девическия плоти всю первороднаго греха скверну: 3. соединил естество человеческое с Божественным во едину Божескую ипостась.

А что в Символе нарицается Мариа Девою: то для того, что Мессии надобно было родиться по предсказанию Пророков от Девицы мужескаго ложа неискусившия Исаи. 7. 14. и Быт. 3. семя жены сотрет главу, да и родился от Девы: как пишет Матф. 1. 18. Почему преблагословенная Мариа, как прежде рождества, так и в рождестве, и после рождества пребысть Девою.

А когда Сын Божий зачался и родился от Марии Девы: то отсюду прекрепко доводится, что Сын Божий принял истинную плоть, а не мечтательную, и не по привидению, что должно примечать против древних еретиков Марционитов, Евтихианов, Керинфианов, Аполлинаристов и прочих. Понеже ежели Сын Божий принял себе плоть от Марии Девы: то надобно, чтоб тая плоть была истинная, настоящая, а не мечтательная. Еще, когда надобно было быть Мессии от семени Авраамова и от колена Давидова, откуду произошла и Дева Мариа: то явствует, что Мессии должно быть истинному человеку, как истинно по плоти от Авраамова семени произшедшему. О сем где нибудь после поговорим пространнее: здесь только заметим, что между Христовым рождением и нашим отрождением есть некоторое подобие. Понеже Христово от Девы рождение есть пример нашего духовнаго отрождения, которое не есть от плоти и крови, ниже от похоти мужеския, но от Бога.

Вопр. Сколько естеств во Христе?

Отвеч. Два естества, Божеское и человеческое: Божеское, которое ему Отец чрез рождение безначальное сообщил: человеческое, особливым содейством Святаго Духа из Марии Девы принятое. Почему наш Ходатай Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: Божие бо естество иметь, есть быть истинным Богом, и человеческое естество иметь, есть быть истинным человеком. Что Иисус Христос есть истинный Бог, то об этом и выше говорено, и из сих кратких известно свидетельств: Иоан. 20. 28. Господь мой и Бог мой. Рим. 9. 5. Сый над всеми Бог благословен во веки 1. Тим. 3. 16. Иоан. 1. 2. И Бог бе Слово. А что Он же и истинный, естественный, состоящий из тела и души есть человек, всем причастивыйся нашим немощам, кроме греха: то подтверждается из Священнагож Писания: к Евр. 2. 2. Лук. 24. 38. Лук. 23. 46. Отче! в руце Твои предаю дух Мой. Подобаше бо ему во всем уподобитися братии: а не иначе бы нам подобным стал, разве только принявши наше тело и душу; да к томуж мы грехом не только попортились по телу, но паче по душе: так надобно было нашему Ходатаю принять наше и тело и душу; чтоб так целаго спасти человека. А что не принял греха, которой в нас был; то знать надобно, что грех не есть нечто человеческому роду с начала сродное, но постороннее, прившедшее от преступления закона.

Вопр. Сколько во Христе лиц?

Отвечаю. Едино лице: един бо Христос, а не два. Христос един есть не по естеству, Бог бо есть и человек; но по лицу: в котором лице когда два суть естества, то называется соединение естеств в едином лице. Так как тело и душа совокупившись одного составляют человека: так естество человеческое соединившись с Божеским составили единаго Христа. И как тело и душа совершенны в своем естестве, только одно без другаго не могут полно стоять: так естество человеческое, само в себе будучи совершенно, без Божескаго естества во Христе не может стоять: понеже человеческое естество не составляет особливую ипостась во Христе, но единою Божескою объемлется ипостасию. Почему во Христе есть иное и иное, а уже нет, иной и иной: так, как в Святей Троице есть иный и иный, но нет иное и иное. Отсюду видно, что когда Христос называется истинный человек: то сие имя, человек, не берется про сего единственно человека, поелику человек особливым отделяется лицем: но по виду, поелику человек есть животное разумное.

Вопр. Какое есть соединение естеств?

Отвеч. Содеялось сие двух естеств соединение действием Святаго Духа в самом зачатии, так, что два естества в едином Христовом лице сполна стоят, неслиянно, непревратно, неразрывно и нераздельно, как исповедуется в Символе Халкидонском. То есть: ниже Божество пременилось в человечество, ниже человечество в Божество: но коеждо естество пребысть совершенно, во единой ипостаси, со всеми свойствы своими: сие называется единение ипостатическое. Почему у нас един есть Христос, един Искупитель, един Ходатай: един, понеже в двух естествах едино лице: ниже бо одно человеческое естество есть Христос, ниже одно Божеское есть Христос; но естества оба в одну сшедшись ипостась, составляют единаго Христа. Из сего соединения ипостатическаго непосредственно выходит сообщение свойств естеств между собою: которое сообщение делает то, что свойства Божественнаго естества приписуются человеческому, и напротив, напр. Сын Мариин есть Бог: Бог есть человек: сей человек есть Бог: Сын Божий от семене Давидова. и (I.) Что свойственно естествам, сообщается лицу вообще: наприм. Бог пострадал: Сын Мариин есть прежде Авраама: Христос вся создал. (II.) Когда Божеская слава, и высочество человеческому приписуется естеству: напр. плоть Христова есть животворяща: кровь Христова очищает от всякаго греха. (III.) Когда дела звания приписуются Христу, по обеим естествам: и называется, по Гречески, Кинониа Апотелесматон: а сего всего вина есть соединение естеств во едину Ипостась: но о сем более пусть говорят богословы: с нас довольно да будет сего.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.