Катихизис первой

КАТИХИЗИС ПЕРВОЙ.

Обещался я вам в прошедшую неделю толковать Символ веры, что теперь и исполняю: только, чтоб приступить к толкованию Символа, неотменно наперед разсмотреть надобно, что когда всякое учение о Боге в какой нибудь должно содержаться церкви, то имеем ли мы церковь? Или общественнее сказать, должна ли быть в свете церковь, то есть, такое собрание людей, которое веровало бы в единаго Бога, и по закону Его жительствовало? А когда покажем, что должна быть церковь: то уже не о чем будет и сомневаться о том, что есть ли она? Притом не преминем поговорить и о том, что всегда ли, то есть, от создания ли мира должна такова церковь быть? Я бы тут очень желал краснейшими речами изъяснить, и некоторыя Реторическия употребить прикрасы: но только учение Катихизическое того не терпит. Катихизис, говорю, так толкуется, как в школах обыкновенно толкуются правила, или как бы вы дома своим детям что нибудь нужное изъясняли. Почему и я принужден, вопрос учинив, толкование здесь приискивать; и словами такими, которыя бы служили ко изъяснению и к выуразумению, а не ко украшению; чего ради вас, Благоразумные Слушатели, прошу простить в простоте слов.

Когда мы приступаем к Катихизису, то должны спросить, должна ли быть в свете церковь, то есть, собрание в единаго Бога верующих, и Ему угождающих? Отвечаю первое, не отменно должна: сего требует конец нашего создания, то есть, слава Божия; Притч. 16. 4. Рим. 11. ст. 36. А сей конец не был бы действительным, ежели бы не была церковь какая Богу служащая, и Его прославляющая. Вопросишь: но во Адаме весь род человеческий согрешил, к Рим. гл. 5. 12. и от Бога отступил: то где уже церковь? Отвечаю: правда, что такой церкви нет, какая была, или должна быть прежде падения, то есть, церковь такая, которая бы силами естественными при сотворении данными Еф. 4. 24. служила Богу, и праведна была бы пред Ним: однако ныне уже Бог по своей безконечной премудрости и из грешников зделал, церковь, Еф. 5. 26. зделал их праведниками Рим. 5. 19. Кол. 1. 14. Рим. 3. 24. по своей милости верою во Христа Иисуса; и о сей-то церкви здесь речь есть. Второе подтверждаю, что должна церковь быть из того предвечнаго Божияго 1. Пет. 1. 20. Деян. 10. 13. определения, которым определил Сына своего послать ради искупления рода человеческаго, то есть, собрания церкве, которая бы в Него веровала и спасалася. А понеже тот совет Божий не отменно должен исполниться: Иоан. 6. 39. 10. 30. то неотменно должно и церкви быть. Третие подтверждаю из того, что не устоял бы сей мир, ежелибы в целом свете не было церкви, то есть, когда бы все люди не ведали Бога, и жили противу воли Его. Сие доводится из Священнаго Писания мест: первое из Бытия глав. 7. где Бог за то только, что беззаконников умножилось, потопом, ради людей, и всякое дыхание погубил; но чтоб церковь не совсем прервалась, оставлен был праведной Ной. Еще из Бытияж гл. 18. где Бог объявляет, что он не только вселенной, но ниже городу, ежелибы праведники совсем умалились, стоять, хощет попустить. Еще и из Исаии гл. 1. ст. 9. аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, то яко Содом убо были, и Гоморру уподобилися быхом, то есть, не отменно бы все погибли. Четвертое, из послания к Евреом гл. 11. где Павел все почти исчислив века, ни один век так скудным не нашел, в котором бы какова не было праведника. Он зачавши от Авеля праведнаго вел порядком до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея: а что говорить о тех, которых ради множества ниже сам Павел имен мог изобрести, и которые крылись в пропастях земных? Таким же порядком не отменно шли и те века, которые считаются от того времени, как восток нас посетил свыше, потому наипаче, чтоб было правдиво то слово Христово, которым говорит, что церковь и врата адова не одолеют. О сем более удостоверяют разныя, но премногобедственныя церкве Христовы состояния, в которыя и последнюю Христиане принуждены бывали проливать крови каплю, и имя Христианское до конца искоренено быть думалось: да только, чтоб правда была, что Христос говорил, то из адских уст были исторгаемы, из мучительских рук были свобождаемы, в гонениях, говорю, только что более умножались. И так из сих доводов ясно подтверждается то, что не только церковь должна быть, но и всегда, то есть, от создания мира была, и теперь есть, и будет до скончания века.

Вопрос. Почему должно узнать оную церковь? То есть, почему различествует то церковное собрание от другаго всяких людей собрания? Отвечаю: по учению и житию. Вопрос: Разве такая церковь неотменно должна какое при себе иметь учение? Отвечаю. Всячески. Первое по тому, что когда такая церковь верует в Бога, и по закону Его жительствует: то не отменно следует ей таковое благочестивое о Боге иметь мудрование, К Тим. 6. 3. 1. Иоан. 4. 2. и изрядное о законе Божием понятие: 2. Кор. 6. 17. то есть, такое, которое бы во всем воле Божией было согласно. Ибо иначе ниже бы церковию была. Второе. Такой церкве не только надобно иметь то, чтобы ее от прочих всех отличало; но и именно учение, для того точно, чтоб им и другия какия неблагочестивыя собрания можно было обратить, и зделать своими членами. Матф. 28. 18. Вопрос. Какая же бы та была церковь, и где такая церковь? Отвечаю: такая церковь одна только есть Христианская; ибо она местом не определяется, то есть, не имеет границ, которыми бы далее итти не попускалася, как Иудейская: во всю бо землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их; Псал. 18. 5. и как говорит Христос, что Евангелию подобает проповедану быть во всех языцех. Лук. гл. 24. ст. 47. еще Иоан. гл. 4. 24. Вопрос. Почему можно признать, что Христианское собрание есть церковь, то есть, что она одна правильно в Бога верует, и свято о Его воле разсуждает? Отвеч. из учения, да к томуж и из жития. Вопрос. А чем доказать можно, что учение Христианское есть православное и спасительное? Отвечаю: премного таких доводов; но только я некоторые наисильнейшие привожу: первое по тому, что учение, которое Христиане содержат, есть самое древнее1, помянух судьбы твоя от века и утешихся; и такое, с которым никакая языческая история в сравнение притти не может; ибо все, сколько бы их ни было, языческие писатели писали уже о том, что было после потопа; а что прежде потопа, о том ничего не писали достоверно, разве только некиими догадками, и то из наших же Христианских книг по большой части взяв; следовательно и Христианское учение в оных книгах содержимое есть самое древнее: а самое древнее учение без сумнения должно быть истинное; первое бо благочестие должны люди восприять от Бога. Второе по тому, что учение Христианское есть премногими исполнено таинствами (1. к Тим. 3. 16.) такими, которым человек премного дивиться может, но понять не может. 1. Кор. 2. А прочия все веры наполнены баснями, и лживыми догматами, которым человек разве только совсем ослепленной поверит: както Языческая, Магометанская и Еретическая. Третие потому, что Христианское только учение всяких добродетелей учит совершенству: оно учит всякой правде, как-то, почитать всякаго по достоинству, Рим. 13. 7. глубокому смирению, Филип. 2. 5. ни мало не превозноситься пред Богом и человеки, крайней милости Божией, чудному беззлобию, Матф. 5. 39. как то ударившему в ланиту обратить и другую, высокому воздержанию, как от брашен, Лук. 21. 34. так и от страстей; Гал. 5. 24. а инде того ни мало. В других сектах широкая на всякия сласти отворяется дверь; как в Языческой и Магометанской. В них, говорю, ни малаго не находится о спасении души учения; но или сонное, или весьма странное у них о будущем понятие. Четвертое одно только Христианское учение показывает человеку, в каком он состоянии, показывает, говорю, ему его бедность, окаянство, скудость, Апок. гл. 3. 17. да так, что вместе представляет и средство, чрез которое бы от оной бедности мог свободиться, то есть, веру во Иисуса Христа: а в других соборищах того нет. Из сих доводов не заключить, что Христианское учение есть и истинно, и одно душеспасительно, нечто иное будет, как при свете глаза закрыть.

Вопр. Уже ли церковь еще и из жития познавается? Отвеч. не отменно, потому что когда учение церкве, как сказано, должно быть и истинное и спасительное: то не отменно следует при таком учении быть житию добродетельному и со учением сходному: как напротив, где нет учения истиннаго, там нечего ожидать какого-либо в житии добра. Скажешь, что и в церкви истинной великие чинятся грехи. Отв. Правда, хотя и чинятся, да только им церковь не учит, ниже такия дела защищает, как другия секты; но наипаче еще 1) строгою на такие грехи обличительницею бывает. 2) Что по житию церковь еще и познавается, как учит сам Спаситель, говоря Иоан. 13. 35: О сем познают вы, яко мои ученицы есте, аще любите друг друга, и Матф. гл. 5. 16. тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех. Вопрос. Мы, которые здесь собрались, и все просто те, которые не считаемся язычниками, или Магометанами, или Еретиками; мы, говорю, должны ли считаться в церкви, или яснее сказать, церковь, которую мы содержим, естьли истинная и православная? Отвечаю: всячески церковь, которую мы содержим, есть таковая, для того, что все то имеет, что ни касается до истинной и православной веры: то есть, мы веруем в Бога, чрез Христа спасены быть надеемся; мы принимаем Его слово, таинства содержим, воскресения чаем, ожидаем жизни будущаго века, и все то, что нам Бог в слове своем ни открыл. Спросишь: а есть ли у нас та другая примета, по которой церковь познавается, то есть, житие с учением сходное? Отвеч. Тут мне надобно бы усумниться, когда бы посмотреть на некоторыя лица, которыя Христианами обыкновенно называются, а житием весьма далеко от Христианскаго имени отстоят: да только тут нет речи о некоторых в церкви находящихся лицах: но о всей общей нашей церкви; про которую не можно сказать, что и другую церкви истинной примету не имеет, потому что Павел церковь Божию уподобляя царскому дому 2. Тим. 2. 20. говорит, что как в царском доме есть сосуды златые, есть сребреные, есть и глиняные: так и в церкви Божией есть добрые, есть и злые, да не по учению, но по житию: а житие неисправное не совсем делает человека вне церкве средством покаяния: как там же Павел доводит примером глиняных сосудов. И так что надлежит до вопросов, довольно, кажется, их собрали: но только не оставим пользы нашей; а сие зделаем, ежели из всякаго вам проговореннаго толкования заметим то, чтоб к нашей служило пользе, и откуду бы мы лучше жизнь свою исправляли.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.