Нравоучение девятое надесять

НРАВОУЧЕНИЕ ДЕВЯТОЕ НАДЕСЯТЬ.

К нам сие учение, о христоименитии людие; мы бо помазание имеем от святаго, и помазавый нас есть Бог, иже и запечата нас, и даде обручение Духа в сердца наша: дерзаю так с Павлом говорить. Вы запечатанные Христовы раби, помазанники Господни: так грехи да не прикасаются к помазанным моим, говорит Бог, то есть: Христианин да не сквернит грехами помазание святое, помазание Святаго Духа. Сокровище сие взято будучи в скудельныя сосуды крепко да блюдется, яко зеница ока да хранится. Тот должен за Христом итти, которой крест на плеча свои взял. Мы, причастившись помазанию Христову, обязались Христов носить крест: так идите с сим оружием за Христом, против врагов своих воинствуйте, истребляйте их темную область, да глава ваша торжественным увенчается венцем, десница ваша победоносную возмет ветвь: или имени сего отрекитеся, или достойно имени сего жительствуйте. Свинец да не называется златом, презираемой песок да не занимает себе имя драгоценных бисеров. Недостойной имени беззаконник свои скверны Христианским именем пусть да не покрывает, и пресветлому сему имени да не досаждает. Свещу зажженну под скрытием держать не годится: взятой талант умножать необходимо надобно тому, которой Христианским красуется именем. Прекрасное нечто есть, высокое и достойное сие имя; но несравненно прекраснее есть самая тем именем прописуемая вещь. Прекрасно нечто есть, носить сие на себе имя Царь; но далеко прекраснее есть, ежели самая того имени вещь моими истолкуется делами, какия суть на прим. преверное правление людей, отеческое о подданных своих попечение, храброе против врагов воинствование. Преславно нечто есть сие имя, Архиерей: но сия слава прославится тогда, как чрез сие имя означающияся явятся дела, какия на пр. пастырское на путь истинны путеводительство, деннонощное о спасении душ промышление, за всех дерзновенное предстательство. Без сего невеликое, что правитель; непочтенное, что Архиерей: ибо без вещи имя недействительно, а иногда еще и посмеятельно. Ты называешься Христианин. О! великолепное имя, и лучше, нежели Архиерейское и Царское! Имя, которое нас связует со Христом: так естьли у тебя златой свещник, на котором бы сей златогорящий поставить светильник? Есть ли златой сосуд, в котором бы сей многоценный камень сокрыть, камень, которой человек обретши должен итти, продать вся, елика имеет, и купить бисер тот? Есть ли, говорю, чистая душа, незанятое сердце, богозрительный ум? И сии вещи прославят имя твое. Без них Христианское в тебе обезчестится имя. Христианское имя есть по обетованию, то есть, от Бога давно обещанное: а имя по обетованию обыкновенно нечто чудное в себе заключает. Так напр. сие от Бога умноженное имя, Авраам, показывало, что Авраамовым по вере детям надобно будет покрыть горы сению своею и ветвьми кедры Божия, простерть розги своя до моря, и даже до рек отрасли свои, то есть, умножиться как песку морскому, как звездам небесным. Что и зделалось, как Христу вси Царие Земстии, вси языцы поработали Ему. А о Христианском имени, послушаем, что Бог у Исаии говорит: работающим же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли1. Имя новое, то есть, чудное, неслыханное, великодостойное. Для чего новое? Видно, что было и ветхое? Было ветхое, но обветшало и прошло. Какое оно? Посмотрим его, и более сему новому почудимся. Ветхое наше имя, по Павлу было, чада гнева,2 по Исаии, семя проклятое,3 по Давиду, отступники от Бога,4 по Христу, порождения Ехиднина.5 И сии-то наши ветхия имена; отсюду же и мы называемся ветхой человек. Сие имя по прошествии новаго обветшало и прошло, и здесь можно сказать: и имя его да не помянется к тому. А где же и оное новое имя? Новое наше имя многими, у Петра святаго, описуется наречиями, но туюжде силу имущими. Вы, пишет он к верующим во Христа, род избран, Царское священие, язык свят, люди обновления:6 Павел придает; Божие стяжание, Божие здание есте,7 то есть, Божие владение, Божие дело есте. А сии все имена вместе в одном содержатся имени: т. е. что вы Христиане есте: и сие имя новое: и сие имя нечто заключает в себе чудное и благословенно будет на земли. Но кому дается, то да знаем: понеже как Пророк говорит: се работающим Мне наречется имя новое; работающим, а не прохлаждающимся, а не ленящимся: работающим Мне; а не греху, а не диаволу. Почему нахожу я, что с новым сим именем приказывается иметь новое сердце, облещися в новаго человека; а слышу, что Давид и еще нечто новое повелевает: воспойте Господеви песнь нову8. Сия вся когда соберутся вместе, то все то будет содержаться, от чего человек назовется Христианин. Мы сие имя, по свидетельству всего мира, от родителей наших наследственно приняли: нам оное благодать Христова подала, как еще чистительною крещения святилися водою: мы по силе сего имени со Христом соединились, Христова помазания стали быть причастники. О великаго нашего достоинства, братие! Никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю, говорит чрез Павла Христос;9 да тотчас и придается там же, якоже и Господь церковь. То есть, питает и греет: питает, когда говорит: аз есмь хлеб животный: то есть, Я, де, тот хлеб, котораго ядением всякая не умирает душа, всяк иже яст от хлеба сего, жив будет во веки:10 питает, когда зовет глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет: веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы11. Только, чтоб к принятию сея пищи наши алчущия отверзалися уста, и только бы хотела наша жаждущая напоена быть гортань. Но питает и греет ю, якоже и Господь церковь: не только питает, но и греет. А что бы сие греяние было, как не разжение души, к Богу любовию воспаленныя, что действует Христова благодать, данная нам чрез оное с ним общение? Сие греяние во первых делает, чтоб наша душа здесь всегда в себе имела благодатный живот, а там, в будущем т. е. веке переменила бы на вечный живот. Во вторых: чтоб наша душа спасительным некиим томилась мучением, от чего делается, что праведникова душа вся в себе как воск растаявши, телесныя свои глаза горячими наполняет слезами, которыя не есть какой внутренней печали знак, но радости, радости же такия, которая от своей великости не возмогши внутри удержаться, чрез слезы на лице появляется. О Христе мой! в слезах таких говорится, сии слезы знак внутренняго моего от Тебя даннаго спокойствия; сие рыдание показывает внутреннее мое играние, которое я чувствую от того, что и я онаго от Тебя составляемаго тела член. Я знаю, что никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю. Я Твоего тела член, понеже ты моя глава; так, когда Господь пасет мя, то ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя: на воде покойне воспита мя. Такое-то, слушатели, достоинство от имени Христианскаго приходит нам; и в такия-то движения должны восхищаться мы, которые им назнаменалися. Так ежели всех тех, которые сие имя принявши достойно жительствуют, вместе соберем: то сие будет церковь, основанной на камени Христе дом, живое тело, оживляемое духом, котораго глава сам Христос; царская палата, которыя основание положено на краеугольном камени Христе; град, на верьху горы поставленный, которой скрыться не может; свет и соль мира; Ноев Ковчег, в котором хранятся рода человеческаго остатки и семя будущим родам; которой Ковчег вода бед и гонений волновать может, но потопить не может: почему онаж есть и роза, которая красоту, благоухание и терние злое незгубляет. В сих числе кто считается, тот знает Бога, и знает того Бог. Кто сего честнаго и богопочтеннаго тела член, о том Христос больше печется, нежели о сыне мать, нежели мы о себе; нежнее греет, нежели как птица под крилами своих птенцов, как младенец при родительских грудях. Мы, слушатели, в числе ли сего святаго собора, или нет, то я сказать не умею: понеже сия вещь снаружи судима быть не может. Не всяк то глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в царство небесное:12 много званных, мало же избранных13. В пшенице есть и плевелы: в неводе церковном есть рыбы, которыя назад извержены быть достойны: в теле церковном есть и гнилыя уды: есть, которыя взявши уды Христовы сотворили уды блудничи. Но от сего нас благость Божия да избавит. Мы прибегшии ятися за предлежащее упование, ничем от нашего Христа да не разлучимся: только надобно знать, что церковной состав, имеющий главу Христа, никаких скверн и беззаконий не терпит. Иначе ежели согрешим, то да знаем, что на самаго Христа согрешаем. Моя ежели болит рука, нога, или другая часть, то не страждет ли и все тело? Не мучительно ли и главе? Равным образом ежели я своим грехом самой высочайшей досажду главе, то не согрешаю ли во Христа, то есть, не бываю ли столько виноват, сколько тот, которой безчестит Христа? Здесь я более не говорю: а и братия наша одного тела члены не вредятся ли премного нашим грехом, когда наша язва и на них переходит, и мы своим грехом и других заражаем? Мы с Христом соединяемся чрез веру: так да блюдем, братие, веру, которая состоит в том, ежели полную сердца своего надежду на Божию милость чрез заслуги Христовы нам подаемую положим: сами между собою друг с другом да связуемся любовию, которая состоит в том, ежели мы о всех других телесном паче же душевном добре, так как о своем, постараемся. Без веры прерывается наш о Христе союз: без любви раздираем на части тело Христово: о прочем, по Божией воли, поговорим в будущия недели. Вы только, слушатели, задняя не забывайте, а в передняя простирайтеся: я Бога молю, чтоб в вас Его благодать силу свою, просвещением вашего ума, и произведением в добро, оказала, а чрез вас и прочим всем. Аминь.

Сказывано 15 Марта.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.