Катихизис девятой надесять

КАТИХИЗИС ДЕВЯТОЙ НАДЕСЯТЬ.

Приятна земледельцу по зиме возвращающаяся весна, слушатели, приятно по лютостях мраза и непогодах снежных наступающее того времени ведро и сладкое и надежное; когда воздух начнет пением оглашаться, земля в первую приходить доброту, леса движением своих прекрасно одетых ветвей нечто радостное показывать, а трудолюбивой поселянин охотно устремив себя на поля, станет своим орудием землю умягчать, не чувствуя трудов ради надежды, которую уже в мысли изобразует, то есть, как-то некогда метаемая с слезами семена, с радостию гораздо усугубленною будет жать, когда руки свои и недра собиранием снопов станет исполнять, когда во время обильныя жатвы от прохожих сии напр. радостныя послышит слова: благословен ты на селе твоем. Сию радость не праведнее ли мы, слушатели, иметь должны? Не более ли нас должна веселить надежда будущих благ; надежда, от которой некоторые еще во плоти живучи, как бы между небом и землею стояли и стоят? Сего-то мы должны ожидать от будущей весны, которая некогда после житейских непогод, после мирских свирепостей с подобающею славою имеет наступить. Мы здесь с Апостолом верою ходим, а не видением; надеждою, а не вещию; ожиданием, а не объятием; радостию о будущих, а не наслаждением настоящими. А будет некогда время, в которое мы по обещанию Божию и веру переменим на видение, надежду на самую вещь, ожидание на принятие; когда на себе узрим превеликую отверстую дверь, а в том отверстии множество Ангелов в руках носящих венцы, и их то нам показывающих, то на наши возлагающих главы: когда наша церковная глава Христос и нас Его сущих членов зделает сообразными своему прославленному телу, и даст, чтоб мы паче солнца сияли. О блаженство! котораго мы большаго пожелать не можем. И сия-то, слушатели, есть некогда имущая притти весна, которую возвещают нам, как сладкопеснивыя птицы, богомудрые Пророки, богодухновенные Апостоли в писаниях тех, в которых мы, по Христову слову, веруем иметь живот вечный. Но вот уже и начало ея! Ибо те же данныя нам от Бога учители возвещают, яко приближися царство небесное, оная т. е. грядущая весна. Так пойдем, слушатели, на нивы своя, и начнем делать дела Божия в винограде Христовом, бразды наши изсохшия живыми учения реками упоим, перестанем стоять весь день праздны, прострем на рало руку свою, нашу душу терпением и воздержанием умягчим, чтоб удобнее сеемая на нее семена могла принимать, семена сего особливо Христианскаго Катихизическаго учения, которое уже гораздо посеяно, и только что остается должныя собирать плоды. В которых надежде оставшися недокончанная да исправим; и душеполезная о Христе толкования довершим.

Вопросишь. Как уже все втораго члена слова, особь будучи истолкованы, зделали, чтоб весь второй член окончался; то как теперь должно веровать, когда читаем сей Символа член: и во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век? и пр.

Ответствую. Как обыкновенно вера состоит не только в уме, но и в сердце, то есть, не только в согласии ума, и несумненности; но и в сердечном уповании, и всего себя преданности: то читая сей член, умом должно веровать, что все изображенное в нем ни мало нелживое, самая истинна, и о котором я ни мало несумневаюся, ни мало не колеблюся, как о таком, которому инак и быть было не можно. Несумненно убо так умом моим внутренно принимаю, согласуюся, и устами исповедую, что Сын Божий есть второе Святейшия Троицы лице, единородный, естественный, и в таком рождении, яко несказанном, причастников себе никого не имущий, Отцу и Духу Святому единосущный, единодостойный, подобием света, которой от другаго света весь принимает свет, а первой свет не умаляет: так Он родившись от истиннаго Бога, Сам есть истинный Бог, а не тварь; рожден бо, а не сотворен; не сотворен, когда чрез Него вся быша, без Него же ничто же бысть, еже бысть: и так убо умом. Сердцем же здесь веровать есть упование возложить на Сына Божия, в сердце твердя, что когда я чрез Него создан, то и по создании от Него не буду оставлен, и вся потребная мне своему созданию подаст. Еще же когда Он Сын Божий естественный и единородный: то крепко сердцем уповаю, что Он и меня, неблагодарную свою тварь, от Него чрез грех отпадшую, возсозиждет, и усыновит Богу; чтоб, как он естественный, так бы я был по благодати сын. Да ктомуж еще при сем же члене верую, то есть, несумненно содержу, что сей Сын Божий взял на себя дело ходатайства за нас, и определен быть нашим искупителем прежде век, по силе котораго определения все люди во Адаме согрешившие всегда спасалися; которое предвечное определение по исполнении назначенных от Бога лет самым делом совершилось, то есть: как Он воплотился от Духа Святаго во утробе благословенныя Девы; в котором воплощении, сошедшимся двум естествам, Сын Божий стал быть Богочеловек Христос, то есть помазанник, будучи помазан Духом Святым на три Ходатаю подобающия звания: в Пророка, волю Божию нам совершенно открывающаго, и действительно учащаго: в Священника, жертвою самаго себя, Бога нам умилостивившаго, и по силе своих заслуг всегда за нас ходатайствующа; и в Царя, словом и Духом своим нас ко спасению управляющаго. Родившися же от Девы принял себе имя Иисус в силу того, что нас и един и совершенно спасает: почему праведно Он един есть человеческий Господь. И сие паки есть веровать умом. А сердцем веровать, есть в сердце с жарким упованием повторять, что сей Ходатай, есть мой Ходатай, и что ни принял что ни делает, то в мое спасение делает. Его помазание клонится к тому, чтоб я волю Божию познал, познавши исполнял, чтоб во всех моих недостатках на Его ходатайство уповал, между тем прося от Него благодати, чтоб я не безблагодарный был Его служитель, и чтоб во всяких моих скорбех и гонениях к сему моему управителю прибегал. Его имя, Иисус, мое сердце влечет к тому, чтоб я в едином сем спасения себе ища, и надеяся сыскать, Его бы одного признавал за полнаго моего Господина, промыслителя, и ни к кому бы другому в нужде спасения не прибегал. И так-то должно веровать, читая второй Символа член. И такая-то вера есть живая и действительная.

Окончавши толкование о имени Христос или о помазании Христовом, следует дать.

Вопрос. Для чего мы называемся Христиане?

Ответ. Вообще для того, [должен всякой Христианин говорить,] что я чрез веру член есмь Иисуса Христа, и помазания Его причастник, чтоб мне и имя Его исповедывать, чтоб самаго себя представить Ему в живую благодарности жертву, чтоб в сей жизни противу греха и диавола с свободною и благою совестию брань иметь, и чтоб напоследок со Христом блаженно царствовать.

ТОЛКОВАНИЕ.

Христиан имя начало употребляемо быть еще при Апостолах в церкви Антиохийской. Деян. 11. 26. Прежде называлися они ученики и братия: Христианин же есть ученик Христов, и которой общество имеет со Христом, которой в Христе насажден есть. Только Христиане суть двоякие: наружные и истинные: наружные, которые в церкви Христианской только именем считаются, по исторической вере без веры плодов; истинные, которые во Христа веруют, а веру свою плодами добродетелей прекрасно означают. И о таких Христианах здесь речь есть: о таких Христианах спрашивается, для чего называются Христиане?

Ответ. Ради двух причин: 1. Понеже чрез веру суть члены Христовы. 2. Понеже чрез веру бывают причастниками помазания Христова.

Быть членом Христовым, есть со Христом связаться и прицепиться чрез живущаго в нем и в нас Духа Святаго, и принимать от него такую правду и живот вечный, какой во Христе есть, и в сей жизни угождать Богу ради правды Христовой нам верою прилагаемой. Рим. 11. 17. 12. 5

Сие наше совокупление с главою Христом изрядно объясняется составом человеческаго тела. Понеже как члены имеют едино тело и едину главу, с которою жилами, и между собою связуются, и оттуду же во все тело жизнь и движение посылается: так и церковныя члены одно составляют тело, и одну имеют главу Христа. 1. Кор. 12. 12. Из которой единой главы во вся члены дух его разливается, и от котораго все члены оживляются и управляются, ежели только с ним соединены чрез веру, по которой бываем и члены Христовы, а между собою связуемся по любви. И как в теле человеческом разныя суть членов дела, а один только дух движущий вся: так в церковном теле разныя суть дары и дела, а один только дух. Напоследок как глава есть на высочайшем месте, почему гораздо достойнейшая и есть источник всея жизни: так в церкви Христос имеет самой высочайший степень, и источник всех благих. Почему видно, сколь неправедно Папа Римский себя главою церкве называет.

Быть причастником помазания Христова ничто иное есть, как быть общником Христова пророчества и царства. Понеже дух Христов в нас не есть празден, но тоже в нас действует, что и во Христе, разве только что Христос один более даров имеет, нежели мы все. И так Христиане, будучи по своему имени причастны помазания Христова, суть Пророки, Священники и Цари.

Пророческое звание в нас есть, исповедывать истинное учение о Боге, или 1. Истинно познавать Бога, и Его волю. 2. Истинно познавши исповедывать верно, дерзновенно и постоянно. Матф. 10. Всяк, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех. Священство наше состоит 1. В прославлении Божии. 2. В правом Бога призывании. 3. В приношении духовных жертв, то есть, наших молитв, хвал, пений, чистаго жития. Евр. 13. 15. Аз уже жрен бываю. И сии жертвы благодарственныя, а не умилостивительныя; такая бо едина Христова 1. Петр. 2. 5. Апок. 1. 6. 10.

Царская наша должность состоит в том: 1. Верою бороться и побеждать диавола, мир и всех врагов: 1. Иоан. 3. и сия есть победа победившая мир вера наша. 2. Чрез тую же веру получить живот вечный. Апок. 3. 21. И сего учения довольно, а какое бы его употребление было, посмотрим.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.