Катихизис седьмой надесять

КАТИХИЗИС СЕДЬМОЙ НАДЕСЯТЬ.

Собрание ваше, слуш. ясно доказывает то, что вы имете надеждою будущих благ возженное сердце, что ваша душа в сем мире ни в чем себе не нашедши покою, надеется в едином Боге истинной получить покой, что вы в сем мире, как в мятежном море, различными бед и напастей волнами волновавшись и утомившись принуждены стали ко Христу прибегать, говоря с Петром: Господи! повели нам прейти по водам1, то есть: Господи! зделай, чтобы мы мирския миновав волны в Твоем упокоились пристанище. А кто так еще здесь себя приуготовляет, тот изрядно о будущей души своея старается пользе. Кто здесь такое богобоязненное ведет житие, тот должен известен быть, что как только его земная храмина тела разорится, то он тотчас получит храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Только дай Боже! чтоб сей огонь, которым ваши к Богу пылают сердца, никогда не погас, чтоб ваше не простыло сердце, и не изсякла любовь. А как? Огонь погашается от воды, задувается от ветра, перестает гореть, как не станет дров. Посмотрим же, не от таких ли препятств и душевной может угаснуть огонь? Роскошное, например, и пиянственное житие есть ли на подобие воды, чрез которую души нашей внутренний погасает огнь? Может ли там место иметь Бог, у кого чрево пренаполнено пищами, а сердце залито вином? Сие явно на себе доказал Евангельской пиролюбец и нашего века люди, которые за повседневными пированиями не имеют времени воспомянуть о Боге. Да и тот человек, которой различными обременяется заботами, и безмерно житейскими обязуется куплями, может ли угодить Христу, под котораго знаменем Христиане воинствовать должны? И такими суетами и попечениями языческими, а не Христианскими, наш душевной огонь сердца как от ветра не задувается ли? Как бурею не искореняется ли? Что на себе ясно доказали язычники. И о! когда бы только одни! которые всею душею на мирския или телесныя устремясь прибытки о Боге подумать досугов не имели. Так чем же бы наш душевной огнь оживлять, и какими его удерживать пищами? Словом Божиим, слушатели, учением Христовым возлюбленнии! Понеже им только внутренняя горячесть и возжигается и хранится, и такой пламень все те чувствуют, которые душу свою словом Божиим так питают, как тело пищею. Как некогда от Иерусалима два шли Апостола, и третьяго нечаянно, не ведая, спутешественника получили Христа, то с Ним дорогою беседовавши, и Его слушая учения, не узнавали по лицу, что Он есть Христос, но чувствовали в сердце по речам, что Он есть Бог. Потом как вдруг Его между ими не стало, узнавши, кто Он был, возопили: не сердце ли наше горя бе в нас, егда учаше нас на пути, и сказоваше писания2? То есть, сердце наше слышало, когда оно от Его учения горело, что Он-то есть, которой пришел спасти Израиля. Вот, слуш. и то, что огнь любви Божия словом Божиим хранится, и то, что мы завсегда сидя при учении Христовом будем иметь горящее сердце. Кто таких не принимает средств, тот всегда хладен, тот никогда в себе не чувствует чистейшаго пламени любви. Мы, сл. чтоб нам некогда геенским не гореть огнем, Божия любви вожжем огнь, и не престанем Его хотя малою искрою нашего учения разогревать: а Бог по своей благости и силе зделает, чтоб наше сердце было яко воск тающ в нас, когда мы о нашем Ходатае учение будем далее продолжать.

Вопросишь. Как уже в прошедшую неделю довольно сказано, когда и каким образом воплощение Спасителево происходило, где напомянуто и то, что в восьмый день после рождения, изволил обрезаться, и при том обрезании принял себе имя Иисус: так, чтобы это имя значило, и для чего бы оно Ему приличествовало?

Ответствую. Имя Иисус есть Еврейское, а не Греческое: протолковал же сие имя сам тот Ангел, которой возвещал Марии о рождении Сына Божия. Матф. 1. 21. Той боспасет люди своя от грех их. Почему, как видно, имя Иисус по Руски будет значить Спаситель, или Сохранитель, или Избавитель.

Вопросишь. Для чего Сын Божий воплотившися принял себе имя Иисус, или Спаситель?

Ответствую. Для того, что нашим стал быть Ходатаем, чрез котораго бы нам не только иметь Евангельския обещания, то есть, не только слышать от Бога милостивыя и радостныя обещания, но и самою вещию их получить чрез Него же. А понеже те обещания состоят в том, чтобы мы избавлены были от греха, и за грех должной вечной казни, и такое избавление получаем мы чрез Единаго Христа: то весьма праведно нам Ходатай нарицается Иисус, как сие доводится из Священнаго Писания. 1. Тим. 2. 5. Где называется один только ходатай между Богом и людьми. И еще явственнее описуется Деян. 4. 12. где Иисусово имя одно только сказуется быть такое под небесем, чрез которое нам спастися подобает. Почему достойно учитель языков ничего более и не хочет знать, и не хочет учить, как только Иисуса Христа и сего распята. 1. Кор. 2. 2.

Вопросишь. Для чегож и другие многие назывались сим именем, Иисус, когда один только Спаситель, или Избавитель есть Сын Божий Ходатай наш Иисус Христос?

Отвечаю. Другие назывались или по случаю от человек, или от Бога для прообразования сего нашего имущаго еще приити Иисуса; почему обыкновенно называются Типы, то есть, прообразователи, или имевшие образ, по своему имени, Господа Иисуса, или по некоторому избавлению от телесных каких зол, которое Бог чрез них действовал, с тем притом, чтоб оно служило прообразованием избавления славнейшаго и нужнейшаго имущаго быть чрез Христа. Так напр. Моисеев преемник Израильский вождь назывался Иисус Навин, которой и по своему имени и чрез имя означенному званию изрядной Иисуса Христа на себе носил образ, как можно узнать изо всех его дел, которые Бог чрез него народу Израильскому показал: в кн. Иисус. Нав. Ибо (I) он был преемник Моисеев; так Иисуса Христа благодать вступила после закона Моисеева: Гал. 3. 23. (II) Моисей хотя народ Израильской и вел в землю обетованную, но не ввел; то есть, закон несколько путеводствовал людей ко Христу, а чрез то и к вечному блаженству, но сам чрез себя дать оное не силен был: а Иисус Навин людей в землю обетованную ввел, то есть, Иисус Христос путеводство закона совершил, и в небесное царство всех ввел, как прекрасно толкуется ко Евр. 3. и 4. 2. Кор. 3. 12. Рим. 8. 3. (III) Иисус Навин, народ Израильской вводя в обетованную землю, проводил их чрез реку Иордан, в которой реке не только они не потонули, но еще как по суху перешли на берег обещанной земли; да к томуж посреди той реки поставлены были от Иисуса Навина двенатцать камней в знак того, как с ними Бог чудно и милостивно поступает: Иис. Нав. 3. так и истинный Господь Иисус, делая нас причастниками вечнаго живота, велит нам таинство крещения принимать. Иоан. 3. 7. в том крещении мы свои потопивши грехи сами оживляемся, благодатию Его оправдаеми, и чрез сие крещение обязуемся служить Христу, памятуя наше оправдание. (IV) Тот же Навин Иисус по взошествии в обетованную землю знатныя делал победы, и всех там живших людей прехрабро покорял, и искоренял, людем введенным от себя землю тую разделил, и всякому колену, сколько надобно было, владения определил, и по долговременных войнах желанной мир дал: так и истинный им прообразованный Господь Иисус един только возмог победить престрашных наших неприятелей, грех, смерть, диявола; где твое смерте жало? и пр. 1. Кор. 15. 55. веровавшим в него, по силе их, дарования душевныя разделил, Еф. 4. 7. и желанной нам в сердце с Богом мир даровал. Еф. 2. 14. И так от сего сравнения видим, почему Израильской вождь назывался Иисус, как изрядной Иисуса Христа на себе носил образ; и какое разнствие между им и Иисусом Христом и в самом имени было? Что должно заметить и для других, которые подобное имя имели, как некоторый у Захар. 3. 1. поминается Архиерей Иисус; а в прочих, которые собою Христа Иисуса не изображали, но так называлися, сие случайно было. И того ради сие имя собственно и настояще не может иному кому приличествовать, кроме Господа нашего и Спаса, свободившаго весь род человеческий от вечныя работы греховныя и демонския.

Вопросишь. Так почему Господь Иисус есть наш истинный Спаситель и Избавитель, и от чего Он нас спасает и избавляет?

Отвечаю. Сие хотя от преждереченных и известно: однако чтоб узнать, сколь велико Спасителя нашего благодетельство есть, то тоже самое еще изъяснить за нужное почитаю. (I) Господь Иисус спасает нас от двоякаго зла; от грехов или от вины, и от казни должной за грех. Что спасает от грехов; то свидетельствует Ангел. Матф. 1. 21. А что и от казни; то пишется. Рим. 8. 1. Да хотя бы о сем последнем и не было писано, то известно и по разуму, что по прощении вины вземлется или прощается и казнь. (II) Понеже один только Он спасает: один бо Он есть наш Ходатай, следовательно один и Избавитель, как свидетельствует С. Писание: Деян. 4. 12. несть инаго имени под небесем, о нем же подобает спастися. 1. Тим. 2. 5. Един Бог, и един Ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус. Где сие слово: един, не выключает Отца и Духа Святаго: но выключает только всех тварей, что ни едина из них нас не спасает сама чрез себя.

Вопросишь. Каким образом, или чрез какия средства Господь Иисус Христос спасает нас?

Отвечаю. Двумя образами, или чрез два средства: чрез заслугу свою, и по действию или действительности своей. Чрез заслугу, или чрез удовлетворение спасает нас, когда своим послушанием, страданием, смертию, и посредством заслужил нам отпущение грехов, примирение с Богом, Духа Святаго, и живот вечный: 1. Иоан. 1. 7. Рим. 3. 25. По действительности своей спасает нас, когда заслуживши нам прощение грехов, правду и живот вечный, тож самое чрез слово свое объявляет, подает, и прилагает чрез таинства, а притом еще и благодать свою дарует, чтоб мы взятое от него добро не погубили, или и погубивши могли бы опять возвратить, и до смерти удержать; а потом по своей же действительности воскрешает, и живот вечный дарует: Матф. 28. 20. се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Иоан. 14. 18. Не оставлю вас сирых. Иоан. 10. 28. Никто же овец моих восхитит от руки моея. Отсюду следует, что Господь Иисус Христос не только спасает нас, но спасает полно и пресовершенно, здесь начиная, а там уже наше спасение совершая и оканчивая, как ясно и основательно пишет Павел Евр. 7. 24. И так все о имени Иисуса толкование в следующих содержится вопросах. (1) Кто спасает? Сын Божий есть наш Иисус, то есть, Спаситель. (2) Кого? Люди своя, то есть, всех избранных своих. (3) От чего? От всех грехов и греховных казней. (4) Каким образом? Заслугами и действительностию, и по обоим образам пресовершенно.

Вопросишь. Что убо есть веровать во Иисуса?

Отвечаю. 1. Веровать, что есть некоторый рода человеческаго Избавитель, а имянно: Он есть Иисус Христос рожденный от Марии Девы. 2. Веровать, что сей Иисус избавляет нас и от грехов и от казней своими заслугами и силою, в сей жизни наше спасение начиная, а в будущей совершая. 3. Веровать, то есть, полным сердца упованием надеяться, что Иисус Христос не только других спасает, но и меня всю спасения моего надежду на Него полагающаго. Из сего учения непосредственно и то следует спросить; чтобы значили те в начале втораго члена положенныя слова: и во единаго Господа, или для чего Иисус Христос есть наш един Господь?

Ответствую. Понеже тело и душу нашу от грехов, не златом, ниже сребром, но честною своею кровию искупил, от всякия власти диавольския свободил, и нас таким образом себе усвоил. 1. Кор. 6. 20. несте свои; куплени бо есте ценою. Где примечать надобно, что Господь, или господин вообще есть, кто над какою вещию одушевленною или неодушевленною или и человеком имеет власть: а раб называется, кто обязуется господину во всем послушным быть. И такой господин бывает или наследственный, которой по наследству себе господство получает, как напр. сын по отце становится властелином во всем наследстве отцовском; или ненаследственный, когда по какой нибудь знатной заслуге себе некоторое господство получает. Так напр. ежели бы я некоторыя поместья за знатную мою заслугу получил; то был бы господином не наследственным: или ежели бы кого из полону выкупил, был бы господином. Господь убо Иисус Христос есть наш Господин обоими образами: первое поелику Бог; то Он наш естественный или наследственный есть Господин. Евр. 1. Его же положи наследника всем3; а это потому, что Он, как Отец и Дух Святый, весь мир создал, хранит, содержит, управляет. И сие Сына Божия господство как обще Отцу, и Духу, так простирается до всех тварей, и до самых демонов: и они бо Его господства боятся и трепещут. Второе: поелику есть наш Ходатай, которой нас своею кровию от греха и от диавольския области искупил, и в свою власть и господство усвоил. Которое господство потому и большее и важнейшее есть, поелику Он не деньгами, но своею кровию то себе присвоил. Понеже когда Он нас избавил и искупил от работы, или рабства: то неотменно мы были раби, да раби греха и диавола, котораго мучительства нас Христос избавил. И для того-то собственно Он называется наш Господь; а когда Он только один и мог нас свободить, и свободил; то предостойно в Символе исповедуем единому быть Господу нашему.

Вопросишь. Что из сего учения заключить должно?

Ответствую. То, что когда Христос есть наш Господь далеко превосходнейшим образом, нежели иные: то далеко более Его одного слушаться обязуемся. Понеже Он что ни хочет, то может над нами зделать; однако ничего не делает, разве чтоб служило к нашему спасению.

Вопросишь. Так что будут значить оныя слова, и во единаго Господа?

Отвечаю. Верую, то есть несумненно понимаю, что Христос есть полный над всею тварию Господин; но сего недовольно. Веровать убо во единаго Господа Иисуса Христа, есть все упование и всю спасения надежду на Него возлагать, на Его волю во всем полагаться, Его только повиноваться велениям, и за преступления у Него же и чрез Него же искать прощения. Впрочем всякому еще в сердце заключить, что и я Его кровию искупленный раб и до сих пор Его благодатию хранюся: чего ради одолжен всегда благодарить и себя благодарным чрез Его воли исполнение оказывать. И сего довольно, что касается до нынешней недели.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.