Катихизис шестой надесять

КАТИХИЗИС ШЕСТОЙ НАДЕСЯТЬ.

Много в мире сем есть всяких различных собраний, слушатели: много хороших, много и худых: много соборов, много и зборищь, много с Богом, много и против Бога. Сие примерами изобразить не трудно. Кто из нас не знает, на пример, того собрания, которое зделали после потопа народившиеся люди при Вавилонском столпе, как вздумали и безумно и богопротивно, на той от себя построенной громаде, Божией грозящей избежать руки, не разсудивши, что они на том столпе, пускай, могли бы убежать от воды; но не от грома, которой мог из облак поразить их. Однако было собрание, но худое, но против Бога: и сие собрание одно. А я нахожу еще другое, которое потолику богопротивнее, поелику прямо на Сына Божия собрано было; как священный пишет Евангелист: утру, де, бывшу совет сотвориша вси Архиереи и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его1. И пред сим-то собранием Господь Иисус, на котораго раменах наши тогда положены были грехи, яко овча пресмиренная, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзал уст своих. И о сем-то собрании Давид точно предсказал: предсташа, де,Царие Земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его2. Есть еще премного таких зборищ. Задумал ли кто всю свою жизнь в пианстве погружать: тот, как Ирод, созывает тысящников, другов подобных себе, товарищей единонравных себе, и так составляют собрание или зборище пианственное. Подстрекает ли кого похоть плотская, похоть к сребролюбию, похоть к честолюбию: он ищет таких, которые бы одной с ним служили страсти, одного бы с ним были злонравия, подобный себе подобнаго ищет. Такие единонравные люди когда соберутся вместе, зделают худое собрание, греховное зборище. И так много, повторяю я, собраний хороших, много и худых. Блажен, кто нейдет на совет нечестивых, и на пути грешников не стоит, и на седалище губителей не садится. А какия, и где бы были хорошия собрания? Правда; очень не много, и гораздо меньше, нежели худых. Начитал я собрание и доброе, да только очень малолюдное. В деяниях Апостольских пишется, что все ученики Христовы собраны были вместе, а так не много, что очень легко можно было их и перечесть: бе же, так пишется, народу имен вкупе сто и двадесять3. Но в таком ли числе грешников собрания? Павел негде пишет, что некогда блудников такое сошлось собрание, что как Бог разгневался, то, пало, де, из них, во един день, дватцать три тысящи4. Видите, какое многолюдство в греховных собраниях, и какая скудость в благочестивых! И посему-то Христос обещался и там средним быть, где два или три собрались бы во имя его, чтоб собравшихся скудость своим присутствием дополнить. И вы, слушатели, когда здесь собралися, то зделали собрание. Да худое ли? Кто дерзнет то сказать, разве кто между светом и тьмою, между горьким и сладким не умеет разбирать? Там Христос обещался быть, где бы два или три собрались во имя его: здесь я вижу, что собралось более, нежели как в Апостольском собрании сто и дватцать. Так вот посреде вас невидимо стоит Христос, и ваши сердца вместе союзом любви связует и сливает в одно, чтоб так себе и Духу Святому достойной построить храм: ибо которые духом Божиим водятся, тии суть сынове Божии; и которые к Господу прилепляются, те один дух имеют с Господем. О щастлив и я! понеже мне свое учение к таким предлагать слушателям ничто иное есть, как к мягкому воску прилагать печать, или на добрую землю метать семена. И так кто меня удержит отверзать уста и простерти слово, которое, как уже началось, так теперь требует далее продолжаемо быть?

Как узнали уже несколько, кто воплотился, и для чего? То теперь следует прочие вопросы разобрать, а именно:

Вопросишь. Когда воплотился Сын Божий?

Отвечаю. Ежели здесь разуметь чрез воплощение, оное совета Божия определение, по которому Сын Божий определен быть нашим Ходатаем, и Искупителем чрез свою смерть рода человеческаго: то можно сказать, что Сын Божий воплотился прежде создания мира, то есть, поелику неотменно определен был во свое время приити, которое определение как было непременное, то Сын Божий прежде, как еще на земли не явился, описывается, как бы уже прежде век во плоти был, ко Евреем в гл. 13. 8. Пишется: Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки: Апок. 18. 8. еще избранныя Божия во спасение чрез Христа прежде сложения мира предуставлены быть сказуются: Еф. 1. 4. 1. Петр. 1. 19. А отсюду доводится и то, что все от Адама жившие люди спаслись, не иначе как и мы, то есть, верою во определеннаго Ходатая, и Искупителя Христа: а наипаче, когда тотчас после падения оное объявилось первое Евангелие, то есть, первая радостная весть: Быт. гл. 3. 15. Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и семенем тоя: той тебе сокрушит главу, а ты угрызешь его пяту. Ежели же чрез воплощение разуметь обыкновенно рождение от Девы, и житие Христово с человеки на земли: то такое Господа нашего Иисуса Христа спасительное воплощение случилось по прошествии от создания мира по Греческим Хронографам в 5508 лете, как уже последнее от Даниила предсказанное царство вселенною завладело, то есть, Римское; в которое время и надобно было приити Христу, как пишется, у Дан. гл. 2. 44. и во время царств тех, воставит Бог Небесный царство, еже во веки не разсыплется, и царство Его людем иным не останет. И пр. где, хотя подлинно говорится о втором Христовом пришествии, тогда бо испразднит всяко начальство и власть и силу: 1. Кор. 15. 24. однако не льзя не сказать, что речь есть и о первом пришествии, наипаче, когда поминается камень спадший с горы без рук, что явственно означает безсеменное Спасителя рождество.

Вопросишь. Для чего Сын Божий воплотился по прошествии толиких лет?

Отвечаю. Настоящая сему вина есть воля Божия, которая как есть пресвободна, так ни от каких не зависит иных случаев: однако, понеже Бог и хочет только наилучшее, и делает только премудро; то и в сем случаи презнаменитыя Божия премудрости следы из Священнаго Писания усматриваем. Правда, Христу надлежало было притти тотчас по падении: а что инако случилось, то сие по особливому Божиему зделалось строению: что видно из следующих причин: (1) для показания Божией особливой к нам любви, содержащейся во искуплении нашем: (2) для показания нашей бедности и окаянства, в которое мы чрез грех Адамов попали. А сие не так бы видно было, когда бы тотчас по падении наше совершилось искупление: искупление, говорю, чрез Христа потому наипаче славнейшее и нужнейшее, чем наша бедность последнейшая и прогневление Бога нестерпимейшее. А сие не весьма бы еще нам чувствительно было, ежели бы мы только себя находили в Адамовом преступлении, которое есть корень будущих зол. И так Бог премудро искупление на другое время перенес, и попустил человеку в том пребедном и отступном состоянии пребыть, чтоб он узнал, сколько он безместных грехов и беззаконий пред Богом наделал; а потому признался бы, и сколько он недостоин, и сколько тот премного его облагодетельствовал, которой бы его от такой бедности избавил. А понеже еще человек так грехом пал, что ниже стал свои грехи знать; то Бог дал закон, в котором узнавши свои грехи искал бы или отвратиться от них исполняя закон, или из него же узнавши множество своих грехов и немощь к исполнению, прибегал бы к Божией милости чрез Христа. И потому-то везде Павел говорит, что нам дан был закон, чтоб показать, сколько мы имеем грехов, а между тем научить бы искать врача: и для того называется закон пестун во Христа: к Римл. 5. 20. Гал. 3. 29. и пр. И так как все сии грехи долгим временем содеялись. Рим. 1. И хотя уже посыланы были Пророки для обличения, но ничего не успели: то уже здесь-то многочастне и многообразне древле глаголавый Бог отцем во пророцех в последних днях сих глагола нам в Сыне. Евр. 1. 1. И сия-то есть причина, для которой воплощение Сына Божия отнесено: а вреда из того людям прежде Христова воплощения бывшим не было ни мало; потому что уже Ходатай хотя не на земли, но на небеси был, в котораго имущаго притти и спасти их, Праотцы веровали. 1. Кор. 10. 1. Рим. 4. Евр. 11. 5. Деян.15. 11.

А для чего Христос воплотился и в такой-то год и в такое известное время; то сие один тот знает, которой воплощался. Человеку сего причину испытывать не нужно. Довольно, что когда Бог предвечно определил по своей воли послать Сына своего в некоторое известное и назначенное время, то сие время когда бы имело быть, за долго прежде чрез своих Пророков ясно предсказал: Быт. гл. 49. 10. не скончается Князь от Иуды, ни старейшина от чресл его, дондеже приидет, ему же обещано есть, и той чаяние языков. Сими словами преясно означается время, в которое надобно было притти Христу, то есть, тогда, когда бы не стало Князя во Иудином колене, что и зделалось в пришествии Христове на Ироде, которой будучи иноплеменник стал Царем Иудейским. И для того Ангел Лук. 1. 32. в благовестии к Деве напомянул: и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его, и царствию Его не будет конца. Другое пророчество не меньше знатное Дан. гл. 9. 24. где точно объявляется Даниилу от Ангела, когда надобно было приити Христу, то есть, по седьмидесяти седминах, которыя считаются от объявления указа к построению храма. Седмина здесь обыкновенно берется за седьмь лет; и так всего будет 490 лет. Сии пророчества так знатны были, что и в самых языческих странах о них было не безъизвестно, понеже волхвы, кажется, ведая сие пророчество, узнали рожденнаго Христа. Почему не льзя довольно надивиться Иудейских книжников злобе, которые неотменно ведая, что те прошли седьмицы, Христа за своего ходатая не признали: знали бо неотменно: понеже будучи спрошены от Ирода, где Христос раждается, сказали, в Вифлееме Иудейстем; да и пророчество привели.

И так, егда прииде кончина лет, то есть, как вышло назначенное время; посла Бог Сына своего единороднаго: то есть, восхотел Бог, чтоб Сын от Его рожденный родился и от человека, и стал бы, как ходатай, Богочеловек; раждаемаго от жены: то есть, чтоб родился от женскаго пола: и сего довольно, что касается до вопроса, когда?

Вопросишь. Как Христово рождество отправлялось?

Отвечаю. Каким образом отправлялось, то точно описует Святый Лука гл. 1. 26. и 2. прежде всего чрез Ангела благовествовано было некоей избранной и Пречистой Деве от колена Давидова, чтобы она приуготовила себя в дом Сыну Божию, и не отрицалася бы послужить неслыханному таинству. Мариа сему премного удивляясь, и себя недостойною, и неспособною к такому делу быть сказуя, услышала, что сие рождение не человеческим будет происходить порядком, но гораздо новым и чудным: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Чему как уверила, и более Богу противиться не дерзала; то тотчас силою Духа Святаго из чистых Марииных кровей начало Сыну Божию изображаться тело: и в сию самую зачатия минуту соединилось человечество с Божеством, или Божество приняло к себе человечество, и учинилось несказанное и страшное единение ипостасное, то есть, соединение двух естеств в единой ипостаси. Потом по исполнении девяти месяц родился Иисус, только с великою нищетою, в крайнем убожестве, с чудною тихостию, с несказанным снисхождением. Родила Мариа, и сама рожденнаго младенца приемницею была: положила в яслех: понеже, де, им не было в храмине места. При таком Божеском рождении два боголепныя случились чуда: первое Ангел множество явися поющих и прославляющих рожденнаго Бога: другое: явилась на восточной стране звезда, в знак того, что родился в мире свет миру, которая звезда случай дала восточным волхвам известнее допытываться, кого бы она показывала. Сему их намерению сама путеводительницею послужила звезда, которая до тех пор их вела, пока до самаго того довела места, идеже бе отроча. Притом же случилось, что Ирод опасаясь, чтоб рожденный возрастши и его не отнял царство, приказал убивать младенцов, надеясь тут же и Мариина Сына убить: но не можно там действовать врагу, где Божия не попустит десница. А избиение младенец изрядно показало то, что богочеловеку Христу надобно будет за всех проливать кровь. В восьмый день обрезывается, и приемлет себе имя Иисус, или Еммануил; по четыредесятих днях приносит Мария за себя по закону чистительную жертву, и младенца перворожденнаго представляет пред Богом. Лук. 2. 23. Тут Симеон престарелый человек с радостию младенца давно от себя ожиданнаго на свои принимает руки, и радостную поет песнь: тут же пристает и Анна престарелая вдова, за исполнение обещаний воздая славу Богу. После того начинает Он от младенчества гонения, беды и страдания, которыя уже окончились на кресте. И таким-то образом Иисус Христово рождество сице бе. В будущую неделю, слуш. прошу не полениться прийти, когда будем толковать о сладчайших именах Иисуса Христа, и что еще при них надобно будет.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.