Катихизис пятой надесять

КАТИХИЗИС ПЯТОЙ НАДЕСЯТЬ.

Нет сомнения, Сл. что Бог часто подает нам более, нежели сколько можем пожелать. Мы желания свои разполагаем по склонностям, которыя как не всегда бывают безпорочны, так почасту худых желаний бывают причиною. Бог будучи со всех сторон преблаг, или самая благость, нам то дарствует, чего та благость требует: а благость оная, будучи пресовершенная, не может нам дать, разве совершенное. Вы сл. этому, сколько можете, с радостию чудитеся: а я еще сиеж знатным примером объясню. Саул, тот прекраснаго тела, а негодныя души Израильской Царь, которой будучи пастухом, как несколько из своего стада потерял ослов, принужден был от своего отца по всем окрестным странам искать. В сем случаи кто из вас не может отгадать: какое то было Саулово желание? Чего тогда Саул желал? Чего, как не ослов? Но смотрите, к чему его промысл привел? Саул ища ослов получил царство. Понеже Пророк Самуил в то время, как он у него спрашивал о пропаже ослов, на Саулову главу священное лиет миро, объявляет ему от Бога царство, и поставляет властителем над всем избранным Израильским народом. Видите ли, что Саул желал, и что Бог дал? неправедно ли, что Бог более подает, нежели мы сколько желаем? Мы сами, Сл. в сем не признаться не можем. Мы когда какою мучимся болезнию, то только почти желаем, чтоб с болезненнаго встать одра: а Христова благодать к нашему не полному желанию тую милостивую придает речь: чадо! отпущаются тебе греси твои: чадо! я твой первее вырываю стебль, чтоб так лучше могла твоя изцелиться рана: чадо! я первее подсекаю твоея болезни корень, а уже так сама собой изгибнет прочая злость. Потеряли мы в Адаме Божию милость, земной рай, Едемскую сладость, безстрастное житие: и что же бы нам здесь желать, как только чтоб потерянное возвратить? Но о Божия щедрая рука, и Создателя нашего отеческих утроб! нам чрез втораго Адама Христа более дано, нежели сколько мы желали. Мы вместо земнаго рая небесной получили, вместо Едема блаженство, вместо земли небо, скинию нерукотворенну, вечну на небесех, где с Ангельскими ликами смесившись вечно бы самим наслаждаться Богом. Мы гонялись только за одними страстями: а получили не изглаголанную благость. Искали ослов, а получили царство. Отроча родися нам Сын и дадеся нам: велия благочестия тайна, Бог явися во плоти, да мы Его обогатимся Божеством.1 Которая тайна, понеже теперь моими устами проповедуема быть надлежит; то как мне не требовать того угля, которым Исаиины уста очистились, и сделались способными к так громогласному пророчеству? А вы, Сл. так себя приготовьте, как прилично таким, которые царския тайны хотят в свои уши принимать, а принявши в самое сердце сокрывать: почему и я и вы окажемся, что мы почитаем Божественная честно. И так за благодатию Сына Божия, о котором нам теперь говорить надобно, благонадежно руку свою на дело прострем.

Вопросишь. В прошедшую неделю говорено о Сыне Божии, поелику есть просто Бог от единаго Отца прежде век рожденное лице, едино-достойное и единосущное Отцу и Духу: теперь, как там обещано, надлежит говорить о том же Сыне Божии, поелику Он по своей благости, по отеческому и по своему совету, принял на себя нашего спасения дело, т. е. поелику Сын Божий стал быть сыном человеческим, или о воплощении Сына Божия: что убо теперь о том говорить надобно?

Отвечаю. Теперь говорить надобно, 1.) о том, кто воплотился? 2.) Для чего воплотился? 3.) Когда и как? И наконец 4.) в чем тое воплощение совершилось и при каких околичностях? Где примечать должно, что, как мы прежде говоря о Сыне Божии, разделили учение на две части: в первой говоря о Сыне Божии просто, поелику второе есть Cвятейшия Троицы лице: во второй обещались говорить, (которое обещание теперь надеемся исполнить) О Сыне Божии воплотившемся или вочеловечившемся, и зделавшимся ходатаем рода человеческаго к Богу: то и сие самое теперешнее о воплотившемся Сыне Божии учение, для лучшаго и обстоятельнейшаго толкования следует разделить на две части: первая часть будет говорить о самом только лице Господа нашего Иисуса Христа, то есть, поелику Сын Божий стал быть сыном человеческим и из Бога человека, богочеловек, Феантропос и ходатай наш, или о всем том, чтобы чудеснаго ни случилось при соединении человечества с Божеством во Христе. Вторая часть о звании Христовом и о должности ходатая Христа. До первой части надлежат сии в Символе положенныя слова: и во единаго Господа Иисуса Христа, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. А о звании Христове говорят следующия члены: распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и проч. даже до осьмаго члена. И так положив сие разделение приступим к самому делу.

Вопр. Какая нужда была воплотиться Сыну Божию?

Отв. Положив, что Бог восхотел по безконечной своей благости спасти погибающий человеческий род (о сем было говорено, что мы погибающие конечно требовали Избавителя) неотменно следовало такому за нас ходатайство и принять, которой бы не из числа тварей был; как уже о сем прежде показали, что Ходатаю надобно с обеими сторонами, между которыми посредником он находится, общество иметь: понежеХодатай, как говорит Павел, единаго несть.2 А ктож бы не из числа тварей был, кроме единаго Бога? Почему не могло быть лучшее ходатайство, как когда Сын Божий, будучи истинный Бог, стал истинным человеком: таким бо образом Ходатай наш с обеими сторонами, которыя были прогневанный и прогневавшие мы, сообщество принял. Правда: мы о сем еще прежде уже несколько говорили: понеже сие учение так надобно знать, и так нужно ко спасению, что, кажется по одному ему праведно себя человек Христианином назвать должен; а к тому, думаю, многие из вас и не слыхали: то несколько по выше вопросами зачать за благо разсуждаю.

Вопр. Надобен ли нам Ходатай и на что?

Отв. Неотменно надобен; естьли мы не хотим вечно погибать. А на что? На то, чтоб мы самое наидражайшее, то есть, спасение душевное, или вечный живот, или и самаго Бога при себе имели, между тем сие ведая, что Ходатай или посредственник есть тот, который две несогласныя стороны с некоторыми договорами примиряет. И хотя многие доводы из С. Писания и сильно и ясно доказывают, какая то нужда нам в Ходатаи: однако довольно будет и следующаго.

Мы погибли во Адаме; т. е. не только все те дары погубили, которыми нас Творец в создании одарил: но еще и от праведнаго Бога на вечныя муки осуждены, как вечно его прогневавшие: Рим. 3. 9. 5. 12. Здесь привесть должно притчу Христову о человеке сходящем от Иерусалима во Иерихон Лук. 10. 30. Казни тотчас объявлены сим изречением, смертию умреши, что самое в законе подтверждено: Втор. 27. 26. проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней. По объявлении сего столь нещастливаго определения, следовало или на вечныя муки отходить, или Богу безчестие заплатить, Божией, говорю, правде удовлетворять, чтоб в первую милость прийти, как например, всяк должник должен или долг заплатить, или за не плату содержаться в темнице. Чтож, как тут с нами поступлено? Не иначе как с должниками: велено или долг отдать; или когда не в состоянии, то казнию вечною наградить. Чем же бы тот долг отдать? Совершенным исполнением закона, т. е. Бог человеку дал закон, по которому бы он так поступал, чтоб никакова и наималейшаго греха противу его не сотворить: что естьли бы исполнил человек, то из грешника стал бы быть праведником по тем законным словам: Гал. 3. 12. сотворивый та человек жив будет в них. И сие удовлетворение есть праведное, да только нам невозможное: для того, что мы ко исполнению закона Божия чрез грех совсем стали быть неспособными. Да и кроме того Бог в таком случаи взирал бы только на наше исполнение, а не помогал благодатию; ибо требовал бы он только как судия заплаты, а нимало не снизходил. На пр. Естьли бы от меня заимодавец мой просил за долг заплаты: то я должен бы или платить, или признав мою немощь милости просить. Ежели бы я сказал, что я долг заплачу: то бы тем самим заимодавцову к себе милость пресек. А когда так, то нам как уже возможно будет закон исполнять, и оправдиться; когда в таком случаи мы на свои силы принуждены будем надеяться? Ибо наши силы таковы, что ниже помыслить сами по себе что доброе можем. 2. Кор. 3. Будучи бо рождены от поврежденнаго естества, добрых мудрствований, или к исполнению закона Божия довольных сил не получили. Кратко: без веры, говорит Павел, Богу угодити не можно3. А неотменно бы тогда без веры были, когда бы восхотели исполнением закона оправдаться: понеже веровать тут не что иное есть, как признав свою немощь к одной прибегать Божией милости, и просить, чтобы Он оставил долги наша. А сему неотменно надлежало быть так: ибо мы не только закон Божий худо хранили; но еще повседневно, или повсечасно новыми себя оскверняли грехами, которыя Павел вычитывает к Рим. гл. 1. 18. между прочим и до того дошли, что и самаго того позабыли, которому были должны чрез всю жизнь за свои грехи платить исполнением закона Его. И тогда-то закон, данной в живот, переменился в смерть и в проклятие, понеже проклят тот, которой не пребудет во всех писанных в книзе законней, как прекрасно учит Павел к Рим. 7. 9. и гл. 3. И сюда-то надлежит оная часто повторяемая Павлом речь: никто же оправдится пред Богом от дел закона.

Вопр. К чему бы все сие учение служило?

Отв. К тому, чтоб нам, признавши свою немощь, какую мы имеем к своему оправданию, узнать, сколько-то надобен Ходатай, который бы нас с Богом примирил: понеже когда мы сами заплатить или оправдаться не можем, а в пагубу отходить страшно; то надобно, чтоб кто хотя вместо нас то Богу, как бы мы сами, заплатил.

Вопр. На что другому кому вместо нас платить? Разве Бог по одной своей милости без всякаго ходатая или удовлетворителя нас не может спасти?

Отв. Не может: Бог бо сколько ни милосерд, но не меньше и праведен. Правда Его не нарушимая требует, чтоб на Его высочайшее Величество показанное безчестие достойную восприяло казнь: праведен Господь наш, и несть неправды в Нем4, и милость и суд поет ему Давид5. Почему неотменно надобно было быть у нас ходатаю, который бы вместо нас Богу удовлетворил, и смерть, в которой мы находились, на себя перенес.

Вопр. Так когда Бог с нами так строго, понеже праведно, поступает, и нам долгов, не взяв заплаты, не с нас, но с нашего ходатая, не отпускает; то уже будет ли в таком нашем избавлении Божия милость?

Отв. Как не быть? Наше избавление и таким образом будет более гораздо милостивое, нежели праведное. Строго поступает, но не с нами; да с нашим ходатаем: требует удовлетворения, да не от нас, но от Христа Спасителя вместо нас.

Сие милосердие Божие таким как бы образом поступало: Бог милосердый видя, что человек, котораго Он на высокую создал честь, пал, и с своею гордостию от Бога отступивши лишился славы Его, стал посрамленный раб, на земли забытая тварь, нечистой состав, в сей жизни на труды и суеты, а в будущей осужденный на вечную смерть. Сие, говорю, видя Бог своим преклоняется милосердием к человеку, который отчасу гнев Его раздражал; и не терпя, чтоб злоба человеческая Его милосердие превозмогла, советует совет истинно царский и Божеский, весь в наше милосердие устроенный; где находит безконечная премудрость Божия образ, по которому бы и правда Божия не разорилась, и милость бы свою сторону одержала. Общим бо Святейшия Троицы советом определяется Сын Божий на дело нашего спасения, который совет и определение учинено прежде создания мира: понеже Бог будущее как настоящее, чисто видя предвечно вся дела, определяет. И так Сын Божий второе Святейшия Троицы лице, понеже надобно было для спасения человека стать человеком, сходит с небес, не оставив небес, на землю, вмещается в девической утробе, плоть принимает, и страшное совершает чудо, которому бы не льзя поверить, естьлиб не самою вещию збылось, что Бог на земли явися и с человеки поживе. Прочее же сюда надлежащее помянем проходя дале.

Вопр. Для чего не Отец ниже Дух Святый воплотился?

Отв. Сего вину искать неприлично: понеже все сие делалось по одной Божией воли; а уже не льзя причины искать, для чего бы так Бог хотел: однако любопытству вот резон: чтоб сыновнее свойство было недвижно, чтоб Сын везде был Сын не только в Божестве, но и в человечестве. И сего теперь довольно. А из всего сего заметить то наипаче надобно, сколько Богу мы одолжаемся.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.