Катихизис третийнадесять

КАТИХИЗИС ТРЕТИЙНАДЕСЯТЬ.

Проходя далее в общих трудах наших, слушатели, я и вы должны благодарить Бога; вы, что чувствуя к слушанию слова Божия охоту, с самаго моего учения начала, со мною вместе идя, и до сих пор от меня не отстаете: я с моей стороны, что всегда имею что предлагать любви вашей. Правда! я поставлен на сем учительстве, как на некоем превысоком столпе, с котораго бы мне свой глас, как трубу, и благовременне и безвременне возвышать: Но Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Звах1, говорил Дух Святый, и не послушасте меня. Простирах словеса, и не внимасте, но отметасте мои советы; и моим обличениям не внимасте. Но выслушайте же, что следует? Тем же и аз, говорит Бог в ярости своей, и аз вашей погибели посмеюся; порадуюся же, внегда аще приидет вам погибель. Я сколько печалюся о тех, которые ради своего непокорства Божиему подпадают суду; столько радуюся о вас, видя вашу ревность, о священное и мне любезное собрание! вы, говорю, те розы, которыя между терниями чудно цветут, вы пшеница от плевел незаглушенная, и в которых одних церковное имя не погибает: какая бы была вашего сюда пришествия вина? Ах! вижу; куда ваше несется желание: да что мне представить такое, что бы равно было вашей ревности, которое бы вашу жажду могло утолить? Что? Разве обыкновенную трапезу и питие, ко вкушению которыя вижду вас всегда охотных? Начнем же убо с Богом, и понеже имеем добронадежных спутешественников, станем благовествованием красныя свои ноги очищать. В минувшую неделю говорили мы о создании мира; коснемся ныне промысла Его.

Вопр. Как уже научилися, и уверились, что мир и все, что в нем ни есть, от Бога создано; то уже ли еще Бог и по создании мир не оставил?

Отвеч. Неотменно: понеже не можно поверить, чтоб Бог созданный от себя мир так оставил, как художник сделавши какую нибудь вещь: но по самой правде заключить должно то, что как бы без Божия творения никаких тварей не было; так ежели бы Бог созданныя от себя вещи промыслом своим не управлял и не сохранял, то они и на минуту не могли бы стоять. И так не можем разуметь подлинно и творение, естьли не присовокупим вместе учение и о промысле.

Вопр. Что есть промысл?

Отвеч. Есть Действие Божие, по которому все вещи от себя созданныя в славу имени своего и во спасение избранных свободно, премудро, сильно и добре соблюдает и управляет. Или изъяснительнее: промысл Божий есть всемогущая и везде присутствующая Божия сила, по которой небо и землю со всеми тварьми как бы рукой поддерживает и управляет; как наприм. то, что на земли родится; так же дождь и суша, плодоносие и безплодие, доброе или худое здоровье, богатство и нищета, и самыя наималейшия и презренныя вещи, как птички или волосы: (Матф. 10. 29. 29.) черви, (Иоан. 4.) вся, говорю, не безразсудно, ниже случайно, но по отеческому его совету и воли бывают. Сие промысла Божия описание протолкуем после; а теперь, понеже некоторые были, и есть, как то древние Епикуры, и новые натуралисты, и все те, которые какова дела не узнавши ни начала, ни конца, заключают, что промысла нет; против таких, говорю, докажем, что есть такой промысл, какой мы выше определили.

I. Бог есть: убо и промысл есть. Сие следствие так истинно, как и сие: наприм. нет Бога, убо и промысла нет: и отсюду то наипаче говорит безумный в сердце своем, несть Бог2. Понеже почитать Бога, который бы не управлял мир, есть не признавать Бога; а быть Богу и не управлять мир совсем противно, и точно не может мир стоять без Бога, как ниже создан быть.

II. Бог есть так всемогущ, что ничего не может зделаться, чего бы Он прямо не восхотел, а тому неотменно надобно статься, чему бы Он просто быть восхотел; так что всякой день ни делается, то по всемогущаго Бога воли делается, а следовательно Божиим промыслом.

III. Порядок или чин не может быть от вины неразумныя: понеже где есть порядок, там должен быть такой, который бы чинно разпределял и располагал. Но в мире есть порядок т. е. наипристойнейшее расположение и порядочная перемена всех вещей, движений, времен, сохранение и произведение всякаго рода твари и пр. убо сей порядок есть и хранится от некотораго ума. А когда он притом еще есть премудрый, то неотменно премудрому тому быть следует, кто тот порядок ввел, и промыслом своим доселе хранит. Но кто же сие может кроме Бога? Ск. сей порядок в мире есть по силе создания тварей, а не по какомулибо промыслу, т. е. по силе того только благословения, которое в создании получили твари. Ибо сей в мире не рушится.

Отвеч. Та сила, которую получили твари для своего всегдашняго сохранения от Бога, как есть от тварей никогда не разлучна, так тем самим доказывает, что есть всегдашний промысл: для того что сия сила ничто иное есть, как промысл, по которому Бог все вещи непрерывно содержит и не попускает им погибнуть. И потому-то Христос говорит, что Отец мой доселе делает, и аз делаю:3 делает, то есть, весь мир своим промыслом управляет.

IV. Неоспоримо тож потверждается из разных Священнаго Писания мест. Деян. 14. 17. и 17. 25. Матф. 6. и 10. 22. Изрядно сие отеческое о всех вещах попечение Божие в Псал. 103. описано, где между прочим поет Давид, напаяяй горы от превыспренних своих, прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком: и проч. Вся к Тебе чают дати пищу им; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. и проч. и еще в Псал. 146. и в других многих.

Из сих доводов заключается то, что есть промысл, по которому Бог со всякою вещию в мире действует, так что ни единая тварь, ни великая, ни малая, без его воли действующей ниже бывает, ниже движется, ни творит, ни творится: так что и самыя худыя действия по Божиюж попущению бывают, только так, что Бог такому от себя попущенному злу дает границы, как при Иове: или из самаго зла, по безконечной своей премудрости, выводит добро, как показал на Иосифе: Быт. 50. Вы совещасте о мне злое, Бог же совеща о мне благое.

Вопр. Откудуж то, что в мире много кажется быть вреднаго: как змии, ядовитыя травы, немощи; или непостояннаго: как когда богатятся грешники, нищетствуют и страждут праведники, щастие от одного к другому переходит, не погоды безвременныя; или и случайнаго: как напр. человек по случаю убивает человека, или и самаго себя, внезапу безсильной знатное дело совершает; напротив храброй паче чаяния ослабевает? Откуду все сие, ежели есть промысл, который вся порядочно определяет?

Отвеч. На сии все случаи самых подлинных искать резонов есть ничто иное, как точно хотеть узнать Божию тайную волю, по которой он вся действует: однако несколько достоверных можно сыскать на то ответов. Первое: При всяком событии, которое нам кажется быть не порядочно и вредно, или и при всякой такой же вещи должно безсумненно содержать что то сделалось не случайно, ниже безразсудно, но по великой надобности и по правде; которой хотя мы не знаем, только Бог и знает, и по своей мудрости то строит: напр. то произшествие, по которому продан был Иосиф, весьма много быть кажется нам непорядочно: но ежели смотреть с стороны Божией, то очень порядочно, как то самое показало збытие. Тож самое казалось быть и при распятии Сына Божия. И таким по видимому не порядкам попускает быть для того, что и те, которые то беззаконие имели делать, то своими грехами заслужили, и чтоб тож их худое дело в добро обратить. Второе: Попускает напр. многим праведникам в безчестии быть, в нищете и скорбех: так вместо того дает спокойную совесть, терпеливой дух, надежное сердце, богатство благодати: а грешникам богатиться, и почитаемым быть, не дая напротив никакого внутренняго утешения. Третие. Насылает Бог болезни, непогоды, безплодия, с двояким намерением: или чтоб нас чрез такия нещастия смирить и в свою должность привести; или праведно тем наши грехи наказать. Четвертое. Что звери и змии вредят человеку; то сие можно в вину причесть греху, по которому отнято все почти властительство, какое прежде человеку над землею было поручено: да еще и то сказать можно, что человеку дан разум, с котораго помощию всякаго зверя может безвредно миновать. Так напр. многие скоты есть, которые без всякаго разума узнают, что им есть полезно, и что вредно; то как можно будет человеку жаловаться, ежели имея разум от своего безумия повредится? А наипаче все почти вещи вредныя другим вещам полезны, и к благоустройству мира надлежат. Пятое наконец, самую правду можем заключить, что все вещи и все дела от Бога управляются весьма порядочно, полезно и с надлежащим концом: хотя нам иначе иногда кажется. Поистинне мы всех Божиих таин понять не можем, да и не должно того любопытствовать: довольно знать, что все праведно делается. Я не знаю, для чего кто родился слеп; да знаю, что сие не случайно, но по тайному Божиему мне неоткровенному произошло совету. Апостоли некогда спрашивали у Христа о слепце, да только резона не получили, понеже слава Божия не была той настоящая причина слепоты. Таким образом и о всех вещах благочестиво разсуждать должно. И сей промысл, по которому Бог всех тварей по природной их склонности управляет, всего естества порядок от себя определенной порядочно сохраняет, обыкновенно называется общий.

Другой промысл есть особенный, по которому Бог некоторыя твари известных людей особливо правит; во первых же церковь свою благодатно управляет, и приятствует, и защищает. Псал. 34. 16. Очи Господни на праведныя. 1. Тим. 4. 10. Рим. 8. 14. Понеже Бог о избранных своих так промышляет, что, кажется, уже пред ними других не знает: не вем вас:4 и еда о воловех радит Бог?5 Не льзя бо Богу и о волах не радеть; да только об них промысл пред тем промыслом, которой имеет о человеке, кажется быть меньший. Сие на себе показали Авраам, Моисей, Давид, Пророки, Апостоли, святые, и все смиренные Христиане, которые такой о себе имели Божий промысл, что Бог паче прочих об них особенное имел попечение.

Здесь примечать должно, что мы сей неотступный и готовый промысл имеем не по каким нашим заслугам и одолжениям; но по одной только получаем Божией отеческой безконечной милости: так сколько во первых все те, которые здесь бедную жизнь влекут, должны себе иметь отрады, зная, что сие им дано от отеческой руки: второе сколько и все всею душею во все время и на всяком месте благодарить должны, что он нас щедрит, яко отец сыны. И так, слава Богу! первой Символа член окончали.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.