Катихизис второйнадесять

КАТИХИЗИС ВТОРОЙНАДЕСЯТЬ.

Справедливо оное Христово слово, в коем Он книжника, которой о царствии небесном известно научен, уподобляет человеку домовиту. Вы знаете, кто домовитым назваться должен? Известно, что тот, которой так свой устрояет дом, что заблаговременно о добром своея семьи содержании предусматривая, никаких никогда не допущает нужд; но всякой вещи предувидя и конец и пользу, во свое время предуготовляет, чтоб в случае нужды без дальних трудов все в готовности иметь. Домовитый, говорю, человек, по слову самого Христа, износит от сокровища своего новая и ветхая1. Изрядное и всякаго приятия достойное на человека ученаго подобие. Всяк книжник, научивыйся царствию небесному, подобен есть человеку домовиту: как и каким образом? Он де износит от сокровища своего новая и ветхая. Что же бы такое было новая и ветхая? Спросимся у священнаго Давида: он негде говорит: помянух дела твоя от века, Господи, и утешихся;2 то есть, на память привел, Господи, те дела, которыя ты совершал от начала мира: я вспомнил, как ты премудро созидал мир, и премудрости твоей подивился: вспамятовал, как ты грешников праведно мучил, и правды твоей побоялся: начитал, как ты милостиво с народом Израильским поступал, и утешился. Сие есть ветхое и Давид потому то знал, что был человек книжник; следовательно подобен человеку домовиту. Нам, слушатели, Божия из далека провидящая премудрость изготовила все то, чего бы от нас нужда по времени востребовала; вся бо елика писана быша, в наше наставление преднаписашася. Все, что мы ни говорим, или что должно говорить, Дух Святый в писаниях Пророческих и Апостольских изрядно истолковал. И так мы слову Божию последуя, как светильнику ногам нашим, как уже окончали то, что о Боге нам знать было можно, теперь станем говорить о том, чрез что он свое Величество миру явил, или о Божиих делах.

Вопр. Прежним нашим толкованием сии Символа начальныя слова, Верую во единаго Бога Отца, уже окончилися: так что же по всем тем учениям будет значить, верую во единаго Бога Отца?

Отвеч. Веровать во единаго Бога Отца, есть не только умом твердо и без всякаго сумнения соглашаться, что есть Бог, и един Он есть по естеству, а троичен по лицам, из которых первое лице есть Отец Господа нашего Иисуса Христа; но еще что наипаче, оттуду при известном сердца уповании всякому в себе заключить, мною уверованный Бог Отец, есть и мой Отец, заступник мой и защитник во Христе, за котораго ходатайство Он меня себе усыновил по словам Павловым: к Гал. 4. 6. Прекрасно С. Августин: не всяк тот, кто верует Ему, тот верует в Него: понеже и беси веровали ему, но не веровали в Него: мы веруем Павлу, но не веруем в Павла; веруем Петру, но не веруем в Петра. Что убо есть веровать в Бога? Веруя любить, веруя сердечно к Нему гореть, веруя в Него проходить, и как бы в самыя уды вмещаться. И такая вера собственна есть избранных Божиих, и с сею верою всякое учение должно принимать.

Вопр. Что после сего в Символе следует?

Отвеч. Сии слова: Вседержителя Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Где сие слово, Вседержителя, понеже значит то, что Бог всех от себя созданных вещей есть вольный Владетель, и их в полной содержа власти, как Отец Господь, управляет и промышляет; то порядок учения требует, чтоб прежде говорить о создании, а потом о управлении мира.

Вопр. Что сии слова значат: Творца небу и земли видимым же всем и невидимым?

Отвеч. То, что Бог, как преблагий и всемогущий, сию величайшую и прекрасную мира огромность, и все, что в ней заключается, не только видимыя, но и невидимыя вещи, как Ангелов, из ничего без всякаго утруждения, или понуждения, ни для какой своей пользы, но только чтоб явить свое всемогущество, премудрость, благость, во время шести дней создал и совершил.

Сие ясно в Священном Писании объявляется, что Бог сей мир создал, и довольно для тех, которые неохотно слову Божию прекословят.

В самом заглавии Библии написано: в начале [то есть, времен и вещей или дел:] сотвори Бог небо и землю:3 здесь часть мира за целый положена мир. Псал. 124. помощь наша от Господа сотворшаго небо и землю; прочая безчисленная не воспоминаю.

Но и никому не можно было, кроме Бога, такой мир создать, ни человеку, понеже его тогда не было; а теперь видим сами, что человек ни волоса белаго, или чернаго сотворить не может; ни Ангелам, понеже они также не безконечнаго могущества, а чтоб создать мир да еще из ничего, то требует безконечной силы.

А понеже есть некоторые, которые говорят, что мир был вечно, не имеет начала и не создан, то опровергается следующими резонами. Первое: Сие не допускает новость Истории и не давныя нужных наук изобретения. Сколько ни есть Историй, нет ни одной, которая бы выше семи тысячь лет восходила. Египтяне и Китайцы сколько ни хвастают своею древностию, только в пятидесяти тысячах останавливаются. А науки, иныя очень надобныя, весьма не давно найдены, как печатание книг, делание стекол, бумаги и проч. Второе: Что по вещам, которыя раждаются и погибают, делая восход надобно неотменно на чем нибудь остановиться таком, котораго бы выше временем не было, как уже о сем говорили, где доказывали бытие Божие. Да еще, Третие, вечность есть свойство Божие, тварям ни мало не сообщительна. Не много здесь сильны Епикуры, которые думали, что мир из Атомов, то есть, мелких и не видких частей зделался. Сие противно повседневному искусу, когда видим, что из тех порошинок и маленькаго древца никогда не выростет, и такого порядка, какой мы ныне в мире видим, в том без разборном частиц слеплении никогда не было примечено. И так когда мир ни человек ни Ангели зделали, ниже он всегда был, ниже из частиц каких состоялся, а и хуже сказать, что сам от себя: то весьма справедливо заключается, что един Бог есть мира Творец. И здесь имя Бог берется существенно, то есть, поелику обще есть всем Святыя Троицы лицам; вся бо Отец создал чрез Сына, (без Него ничтоже бысть, еже бысть)4 и Духа Святаго, не как чрез орудия, но как чрез вины полновласно Ему содействующия.

Вопр. Как Бог мир создал?

Отвеч. (1) Бог мир создал пресвободно, не по принуждению, ниже по какой нужде: Бог наш вся, елика восхоте, сотвори. (2) Создал одним манием, словом, хотением, без всякаго труда, изнеможения, и без всякой своей перемены: той рече, и быша, той повеле, и создашася: Псал. 32. Иже оживляет мертвыя, и нарицает несущая, аки сущая. Рим. 4. 17. (3) Вся создал из ничего, не из своего существа, ниже из какой давнишней материи, Богу единовечной: понеже, ежели все создано, так ничего не выключается, кроме Создателя. (4) Создал все премудро и предобро, то есть, всякую вещь в своем роде и степени совершенную. Быт. 1. 31. вся быша добра зело. (5) В шесть дней мир создал, а не в минуту, для того, чтоб показать, что Он не только может вся зделать, как всемогущ; но и вся премудро расположить, как премудрый. Второе: хотел и здесь показать милостивой свой промысл, по которому Он о своих тварех еще несущих промышляет, когда первее дом устрояет, потом жителя во оный вводит, корм прежде скота, прежде человека все то, что человеку имело быть надобно. Вся премудростию сотворил еси5.

Вопр. Что во всякой тех шести дней создано было?

Отвеч. В первой день создано было небо не только то, на котором после возсияли звезды: но и то самое, которое есть блаженных упокоением, как говорится у Матф. 25. 34. царство уготованное от сложения мира.

(2) В тот же день созданы были Ангели, яко того неба жители, по множайших мнению: Творяй Ангелы своя духи6. (3) Земля еще пустая, неукрашенная, и для множества вод, смешенных с тьмою, которыми покрывалась, невидима была. (4) Первородный свет, который зажжен был на полукружии мира, и сей конечно свет переменным круг земли обходом, делил дни от ночей и вместо солнца служил, ибо оно создано в четвертый день.

Во вторый день создалась твердь, которая разделила воды верьхния, или облака от вод нижних, как то, морских, речных. А чрез твердь по многих мнению разумеется то, что до самых облаков простерто быть нам кажется, что называется атмосфера. В третий день покрывающие всю землю воды в одно место отделил, и потом зделались моря, и тогда-то открылась земля, да только пустая и неукрашенная. Почему Бог в сей же день землю определивши на обитание человекам и скотам, всяким родом овощей, трав и дерев одел, и всякими выгодами служащими к пользе человека обогатил. В четвертый день украсил небо звездами, и два светила великия на небе положил, солнце и луну, из того первороднаго света, как бы некоторыя превеликия сложил тела, понеже весь тот перваго дня свет на звезды и светилы употреблен. Их дело было день от ночи разделять, времена года, и всякия случаи означать, своим светом, теплотою, движением все вещи оживлять и плодородными делать. В пятый день произведены птицы и рыбы вместе, для того сходства, которое имеется между воздухом и водою, между плаванием и летанием, между рыбными перьями и крылами. Рыбам определил море великое и пространное, тамо гади, им же несть числа: птицам землю, и летать по воздуху, а быть обоим, как после благословил, в пищу человекам. В шестой день совершил дела свои, сотворивши как всякия животныя земныя, так наипаче самого человека, как бы малый мир: которой после всех дел создан для того, что вся суть ради человека; а человек ради Бога: понеже что есть последнее в совершении, то есть первое в намерении. И человек особливое получил в своем создании превосходство: понеже не так, как прочия вещи, одним словом и повелением созидались: но первее еще некоторый тайный Святейшия Троицы был совет, по которому определено человека создать по образу своему и по подобию. Для того во первых, чтоб показать, что человек есть нечто гораздо превосходнейшее от прочих тварей, и что он созидается таковым, которой один на земли имеет быть Святейшия Троицы служитель. Создан же человек был так: тело взято из земли, в котором члены все преизрядно были расположены и устроены, умеренностию самою настоящею скреплены, прилично все будучи сложены, благообразной показывали вид: в такое тело вдохнул Бог дыхание жизни; то есть, дал душу разумную, умом и волею одаренную, духовную и безсмертную. Кроме сего всего человек создан был по образу Божию и по подобию, которой образ Божий и подобие есть ничто иное, как правда и истинная святость, Еф. 4. 24. состоящая в крайнем сего человека совершенстве, в правости душевных и телесных сил, непорочности, чистоте и с законом Божиим сообразности. А наипаче тем изображал человек Бога, что был на земли как некоторой Бог, власть себе данную имея над всею землею. И по сему-то Бог есть Творец небу и земли, видимым всем: а понеже в Символе придано, и невидимым; то что чрез сие разуметь должно?

Отвеч. Понеже невидимо есть то, что не может видетися: то здесь чрез невидимая ничто иное означается, как Ангелы. Ангелы же суть духи, разумныя, конечныя, от Бога благими, святыми и праведными созданныя для Божия прославления, и для услужения человеку, и чтоб вечно блаженством наслаждаться. (1) Ангел есть имя должности. (2) Дух, то есть, духовнаго естества. (3) Разумныя: знатным разумом одаренныя и превосходнейшим человеческаго: однако невсеведущи. (4) Конечныя: то есть невездесущия. (5) Для Божия прославления; понеже вся Бог создал ради себя. (6) Для услуживания человеком, чтоб к человекам приносили Божия повеления: чтоб праведных от всех напастей защитить, и по Божию откровению сердечныя тайности узнавать, и сие все во спасение избранных Божиих употреблять: ко Евр. 1. 14. (7) И чтоб вечно царствовать: Ангели их выну видят лице Отца Небеснаго.7

А понеже из Ангелов добрых некоторыя зделались злые: то Ангели обыкновенно делятся на добрых и злых, и злые Ангели называются диаволы, демоны, беси, духи нечистые, лживые, лукавые. Какой бы Ангелов злых был грех, то известно определить не можно. Обще говорится, что то была гордость, которою вознесшись не довольны были своим состоянием, но Божескаго себе величества возжелали. За что тотчас от праведнаго Бога на вечную сосланы были казнь, Иуд. 6. и лишившись первой своей святости в непременной утвердились злобе, и зделались прелестными духами, прельщающими и приводящими на всякой грех не по нужде, но по лукавому тайному совету. А сами вечно остались нераскаянными: ибо, что человеку смерть, то им грех. И так уже, изчетши все Божия дела, видим, как то Бог праведно есть Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.