Нравоучение одиннатцатое

НРАВОУЧЕНИЕ ОДИННАТЦАТОЕ.

При случае сего учения удивляться надобно гордому человеческаго ума любопытству. Он все изследовать и все понять и самые тайны Божия стремится, хотя многих под ногами лежащих вещей не понимает, и сам человек есть земля и пепел. Такие были высокомудрствующие Епикурские и Стоические философы, о которых нам деяния Апостольская знать дают. Они послушавши Павла, на Ареопаг тогда представленнаго, который светло им проповедывал воскресшаго Христа, и что потому и всем нам воскреснуть надобно; они сие Павлово учение осмеивали, а самаго проповедника суесловом не стыдились называть. И здесь-то збылась оная Божия гроза: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу; и обезуми Бог премудрость мира сего1. Такие-то были оные безумные Иудеи, которые видя и слыша Христа, небесное учение проповедующаго, говорили: откуду сей книги знает не учившись? И соблажнялися о нем, и на них збылось то Христово слово: Аз в мир приидох, да слепии видят, и видящии слепи будут2. Сих же сообщники были и Капернаумские жители, которые, как послышали, что Христос им и всем верующим в Него хощет дать плоть свою ясти, и кровь свою пити: начали между собою прение иметь, роптать, и сии слова говорить: Како может сей нам дати плоть свою ясти?3 И еще: жестоко есть слово сие, и кто может послушати?4 Так и сии безумные ропотники послышали сие Христово обличение: дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничто же. Глаголы, яже аз вам глаголах, дух суть, и живот суть5. Что, де, я вам, несмысленные, ни говорю, вы того не должны одну только смотреть поверьхность и плотским умом разсуждать: о Божиих вещах надобно особливое иметь понятие, и духовнаго держаться разума: глаголы, яже аз глаголах, дух суть, и живот суть. В сие пагубное любопытство впал было оный у Евангелиста Иоанна помянутый Никодим, один из ученых Фарисеев Князь Жидовский. Он познавши, что Христос есть учитель, которой от Бога пришел, просил его показать себе ко спасению путь: Христос на сие ему с подтверждением сказал: аминь, аминь, глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити в царство небесное6. Вам известно, что здесь говорится о крещении. Тот Никодим на Христово слово сей подлинно фарисейской предложил вопрос: како может человек родитися будучи стар?7 Уж ли, де, опять может внити во утробу матере своея и родиться? О вопрос сам чрез себя немощный! но не меньше суетны и все те, которые в Христианских догматах хотят быть судиями. Христианское учение есть камень, на которой ежели кто падет, сокрушится, а на котораго камень падет, сотрет его. Вера есть для нас святое убежище, безопасное пристанище, а неверствие или пустое любопытство есть опасное зло, которое прямо ведет к развращению. Таковые развращающие путь Господень всегда были и будут: не льзя быть пшенице без плевел; всегда церковная роза терниями была окружена: подобает и ересем в нас быти,8 как негде слово Божие говорит; за чем? Да искуснии явятся. Надобна тьма, чтоб лучше узнать превосходство света: злато во огне светлейшим становится. Мы от сей опасности удалены, мы Христиане, наша вера, наша церковь есть утверждена на камени Христе.

Аз глаголю тебе, говорит глава наша Христос в лице Петровом церкви своей, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей9. Где теперь вооружавшиеся на разорение церкви? Изчезли, и только что оставили заблуждения своего смрадные следы, и свое имя на вечное всем потомкам безчестие: а церковь Христова между такими терниями процвела, церковной корабль между такими непогодами, имея управителя Христа, безвредно выше волн носился, и славно в тихое достиг пристанище. Мы с нею вкупе исповедуем единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Исповедуем; а далее не испытуем, к неприступному не приступаем, непостижимаго не изследуем, безконечнаго не досягаем, не выступаем из своих границ, и знаем повиноваться Богу. Когда же так, слушатели, то надобно тех примером казниться, чтоб и нам любопытством каковым в подобное не впасть заблуждение. Смотри, не высокомудрствуй, но бойся: ты у Бога в руке так, как у скудельника глина. Но скажет ли глина своему художнику: Почто меня так ты создал?10 Мы Христовою кроткою идя стезею и Божияго Его учения руководствуеми светом, веруем видети благая Господня на земли живых11. Аминь.

Сказывано Генваря 18 числа.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.