Нравоучение десятое

НРАВОУЧЕНИЕ ДЕСЯТОЕ.

Слышали вы, возлюбленнии, сегоднешнее учение, которое, с коей стороны ни посмотреть, то все велико, все высоко, все непостижно и так плодоносно, что нет ни малейшей частицы, которая бы нас чрез тысячу дорог к добродетельному житию не вела. Что есть человек, Господи! яко помниши его, или что есть сын человеческий, что тако снабдеваеши его? У нас первая вещь душа, у Бога первое попечение о спасении души. Бог нам толкованныя ныне свойства за тем благоволил открыть, чтоб мы знали, как надобно о нем высоко и благочестиво помышлять, как осторожно и с трепетом говорить, как его благоговейно и настояще почитать. Знайте, что сие учение есть зеркало, в котором усмотревши вы свое лице, как отойдете, не должны позабыть, какого были лица. Хорошим ли и красным твое лице то зеркало представляло? Так спеши к виновнику твоея красоты, и благодарною душею, благодарным же и сердцем Его благодари, говоря, ты Господи слава моя и возносяй главу мою, заступник мой, и рог спасения моего. А благодаря вместе Его и моли, чтоб в том добре утвердил, и благоволил бы тебе без всякой скверны и порока предстать пред страшным своим судом. А ежели в том зеркале окажутся на твоем лице какия не пристойныя пятны и гнусности: то к очищающему беззакония и исцеляющему недуги наша теки Господу; исповедуй на тя беззакония твоя, и он оставит нечестие сердца твоего: и ежели будут грехи твои яко багряные, как снег убелятся; ежелиж будут как червленые, яко волна убелятся. Так, слушатели, а не инак должно поступать Христианину при Христианском учении; не слушатели бо закона, учит святый закон, но исполнители закона оправдятся.1 Стройте себе дом, да не на песке, и не такой, который, ежели бы маленькой дунул ветерок, или самой мелкой протек ручей, то он стремглав и разрушился бы и своим разрушением ужасныя бы сделал развалины. Слышали вы про тот камень, о котором хвалится Давид, а толкует Павел; камень же бе Христос:2 на нем мы свой дом строить должны, ежели бы хотели, чтоб наш дом и врата адова не одолели. А как и кто свою храмину строит на камени? Тот, по учению самаго Христа, которой слушает словеса Божия и творит я. Тебя, я тебя ищу, муже мудрый, который свой дом знаешь премудро устроить, прииди и неси твое сребро, злато и драгия материалы; есть у нас на основание тебе камень: созидай на нем храмину; а вместе и нас научи, чтоб мы твоим примером могли поступать; и самым бы делом научились, как то блаженны те, которые слушают слово Божие и творят е. Нам не надобно много книг, ежели хотим богоугодно и христиански жить. Что подумаете, ежели я открою, что в сегоднешном учении все то заключается, откуда бы мы могли исправнее свою жизнь провождать, ежели бы только захотели не зевающими устами слушать и не нерадивыми ушами внимать. Я говорил, что Бог един; очень изрядно: я ищу, куда далее вы с таким учением поступите, и где остановитесь. Тут усматриваю, что вы очень тем довольствуетеся, ежели только слова одни как нибудь поймете, а чтобы из того следовало, и чего бы оное учение от вас требовало, о том во глубину не входите. Так слов много, а дела мало: сучки листом одеваются, а плодов не приносят. Такие слушатели на песке строят храмину; такая храмина весьма близка к падению. Не так, слыш. не так: когда слышим, что Бог един: то надобно всякому в самаго себя взойти, и на мысли как на престоле судиею посадить свою совесть, и ей полную в допросах позволить власть. Тут она пусть тебя, ни мало нещадя, допрашивает: что одного ли ты держишься Бога, то есть, одного ли Его признаешь за своего полнаго властелина? И на одного ли Его как на своего промыслителя надеешься? Любишь ли Его всем сердцем, всею душею, и всеми силами твоими? Или кроме Его другим каким вещам все свое отдаешь сердце, всю свою душу? Здесь прилежно осмотрись, и подробно себя испытай, что ты не погрешил ли против котораго из сих допросов? Ежели во всем том совершен: то о велия вера твоя! благословен ты в пути, благословенна исчадия чрева твоего: благословенны житницы твои, благословен вход твой, благословен исход твой, и радость вечная над главою твоею. Но где ныне такие люди? Где сыскать таких слушателей? Не сыщутся ли таковые, которых бы совесть не обличала во многобожии, которые бы не одного держались Бога? Думаем, что мы одного только имеем Бога, а богатство что? Что мамона? Что сребролюбие, сей любезной золотой идол? Что чрево, сей домашний божок? Что необузданная похоть? О сколько богов! которым некоторые Христиане, так как поганые идолам работают. И есть ли сие не правда? Мы напр. возмем сребролюбца, и посмотрим, есть ли в нем душа? Ах! нет: в сундуках она заперта: идеже бо сокровище ваше, говорит сам Господь, там и сердце ваше будет3. А с другой стороны слышим, что слово Божие говорит: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею:4 то есть, отдай Богу и сердце твое и душу твою: но сребролюбцова душа вся богатству отдана. Слава Богу, что таковаго сребролюбца нет между вами, слушатели, вы и домашния свои нужды, и такия дела, к которым все мы обще самым естеством привязаны, оставивши столь ревностно здешний труд сносите; а сребролюбец теперь суетными мучит себя вожделениями. Да кудаж мне скажет он, деньги девать? Но чего ожидают безпомощных людей полки, нищих людей стада? На твои руки оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник. Но нет, тут он затворяет свою утробу от бедных стенания. Так как же таковые признают быть Бога? Какой, говорят, у нас кроме единаго Бога? Но обманываешься, человече! Был ли бы ты того раба господином, которой бы твоих приказов ни мало не слушал, и твою бы честь к другому кому относил? Я думаю, никак. А с Богом не таким ли образом поступаешь ты? Бог твой естественный господин приказывает своего брата не оставлять: а сребролюбие велит, чтоб ты только един себя пресыщал, хотяб при твоих воротах умирали. Бог повелевает, чтоб Его любить всем сердцем, всею душею: а сребролюбивой дух что тебе внушает? Яждь, пий, веселися. Бог тебе советует итти в церковь на молитву, пойти на Катихизис для наставления твоея души: а сребролюбивая страсть тебе отговаривает; в сие де время сколько ты домашних отправишь нужд? Сколько соберешь прибытков? Теперь, смотрите, сами будьте справедливые судии: тот ли сребролюбцев Бог, котораго он не слушает, или мамона Бог, котораго слушает? Истиннаго Бога хотя бы сребролюбец и почел словом, а не вещию за своего Бога: но только Бог не захощет таковаго человека быть Богом, которой всю Божескую честь к другой вещи относит. Теперь видим, кто-то сих моих слушателей есть Бог, и кто-то тех, которые за своими прихотями остаются дома? А и других, кроме сребролюбцев, мало ли таких найдем, которые подобно вместо одного Бога различным работают страстям. Хотел бы я здесь привесть недостойнаго имени блудника и непотребную блудницу, ежелиб не опасался, и самым их воспоминовением сие опорочить место. Важно есть оное Апостольское слово: прилепляяйся любодейце едино тело бывает с любодейцею: прилепляяйся же Господеви един дух бывает с Господем5. Да и самым делом мы слышим, не на словах только, но и на письме, что жегомые похотною страстию своих любовниц называют богинями, и не стыдятся говорить, что они обожают их. О странное и страстное вещей превращение! Не естьли сие откровенно истиннаго Бога отрицаться, и другаго избирать себе Бога? И так, слыш. мы и в Христианстве нашли многобожие, когда стали учение наше подробнее разбирать, прочих еще Божиих свойств ни мало не коснувшись. Но что, ежели бы стали говорить о том, что Бог есть духовен. Так куда бы скрылись наши плотския наружности, которыми мы Бога обыкли почитать? Куда бы делись наши лицемерныя набожности? Ежелиб о том, что всемогущ, так сталили бы мы к другим прибегать людям? Ежели бы о том, что неизмерим, отважилисьли бы мы на какой грех, ведая, что куда бы мы ни крылись, весь везде кроется Бог? Но что о том говорить, что Он есть пресвят, что пресвободен, что пресовершен, что преправеден? Не достанет теперь времени: однако ежели Бог похощет и поможет и от прочих свойств в следующия недели поищем себе пользы; а теперь оканчиваю, моля Божию благость; чтоб нашему учению не попустил быть без своих плодов. Аминь.

Сказывано 11 Генваря.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.