Катихизис десятый

КАТИХИЗИС ДЕСЯТЫЙ.

Уже прошел праздник, или праздники, в коих вы Божиею благостию достойно, понеже духовно, торжествовали, и изрядно свою жизнь исправили, как и требовала того с небес чрез Христа посланная благодать. Так на сих людях мир и милость Божия: на них опочивает дух Христов и благоволение Отчее: их осеняет духообразный в крещении на Христа сошедший голубь, который своим кротчайшим оком и прелехким крылом Божие снизхождение и скорую помощь прекрасно означает. Но и должно сему быть. В моих ушах пресветло отдается оный Павлов глас: Елицы во Христа крестистеся: во Христа облекостеся,1 которые, де, во имя Христово крестились, те чрез то крещение Христом как бы светом оделись. Мы не давно праздновали Христово облечение в плоть; так возможно ли, чтобы кто из Христиан рождества праздновав праздник сам бы не переродился, ветхость греховную не отложил, юность свою, яко орлю, не обновил, как финикс не процвел, как земля не прозябнул, кратко, во обновлении жизни ходить не начал? Но еще се вкупе и другой приспел крещения праздник, в которой наш Промыслитель, наши, а не свои грехи в водах погрузил, чтоб нам не только со Христом рожденным родиться, но с ним же крещающимся и креститься, то есть, измыться, очиститься, просветиться. Но когда напротив по таких праздниках, иной никаковаго в добре успеха не показал, жизнь свою добродетельми не исправил, в первых грехах остался, или, чего не дай Боже! грехи умножил, скверны усугубил, гнев Божий воспалил; то как ты, человече! говорю я к такому, при таком Божия любви огне замерзаеши, при таком Христовой благодати свете померкаеши, а не просвещаешися, при таком богатстве нищетствуеши, при таком излиянном источнике жаждеши, при хлебе небесном животном алчеши? Ты в водах святых погружался, но из бани выходишь, весь осквернен и душею и телом: душу ты грехами, а тело, которое должно быть дом Христов, в сии святые дни студными обезчестил игрищами. Но слава Богу! и для самых на сих днях безчинствовавших еще остался тот Христов глас, последняя наша надежда: покайтеся, приближибося царство небесное.2 (Хотя между тем сколько оно приближается, столько мы удаляемся.) Но не совсем унывать должны мы. Суть избранные Божии. Мы свое уже начинаем ловление, и нашего учения мрежи не в мелких плавают водах, да еще, как видно, не мало поиманных влекут рыб: только, дал бы Бог! чтоб в моей мрежи не было рыб, которыя бы за непотребность свою опять извержены быть заслуживали. Мы как уступленное нам на успокоение от трудов, а вам для поощрения впредь на ревностнейшее и охотнейшее слушание, время окончали: то теперь и я вас усерднейшим духом встречаю, и вы поспешнее на учение стекаетесь; и я сладким вашим присутствием опять наслаждаться начинаю, и вы, слушатели, уповаю скудную мою и недостачную трапезу великодушно приимете. Примемся убо паки рачительно за дело свое, и подвигом добрым подвизаться станем, то есть, так, чтоб уже моему слушателю время не изменять, и один раз побывая чрез несколько недель не приходить, а чрез то все и прошедшее позабывать. Нет! такое слушание означает человека, которой вместе хочет двоим господам работать: однако я и за таких студеных должен Всевышняго молить, чтоб их коснулся сердца, и своим бы словом согрел, а за тщательных благодарить, чтоб их в таком намерении утвердил, и всякую в понятии подал легкость. Сие учинив, хочу, чтоб вы вспомнили то, чему мы прежде учили. Остановились мы, как уже довольно доказали, и что есть Бог, против безбожников, и что един он есть, против многобожников: теперь кто не видит, что мы дошли до того, что нам говорить надобно о том, что то есть Бог? И в самое верою покланяемое и неиспытанное Святейшия Троицы таинство приникнуть.

Вопросишь: Доказавши, что есть Бог, и что он один есть, какой следует вопрос определить? Отвечаю. Надобно спросить, чтобы такое Бог был самым существом, ежели только сие можно постигнуть, для того, что настоящаго в учении держась порядка, должно первее все тое учение окончать, которое несколько и из разума доказать можно. Понеже такое учительство не только христианам, но и неверным понятно. А окончив сие, прейдем на то, которое на одном собственно основывается Божием слове. И так Вопр. Остается ли что при учении о Боге, которое бы не совсем ослепленным разумом познать было можно? Отв. Неотменно. И язычники бо разумнейшие не только что Бога познали единаго, но и много кроме сего не противно мудрствовали: как например: что Бог все создал, что он всемогущ, преблаг, вездесущ, всякаго добра вина и проч. хотя между тем суеверных своих примесов премного содержали. И сие-то есть, которое разумом несколько еще о Боге познавать остается. Вопр. Так познавать Бога, есть ли то, что и в самом существе познать Бога? Отвеч. Никак, потому что так познавать, ничто иное есть, как свойства Божия познавать: (а свойства Божия суть некоторыя околичности в Боге, не случайныя, но существенныя, чрез которыя Бог нам немощным сам себя знать дает, и имиж от тварей отличается:) которыя свойства в Боге, правда, ничто иное, как сам Бог; только мы и свойства Божия не можем никак так понять, как они сами в себе; но очень темно, и едва одну их поверхность: как например: безконечность, вездесущество, безмерность и пр. Так скажешь: умом сим человеческим Бога не льзя познать по его существу, или, как Он сам в себе есть? Отв. Ниже Ангельским. Бог все в тварях имеющияся совершенства в себе содержит превосходным некоторым образом, и безконечно лучшия и совершеннейшия: как на пр. светло солнце, Бог безконечно светлее, то есть, сколько ты Богу светлости ни приписуй, он еще останется без конца светлейшим. Разумен человек, но Бог столько разумен, что ты сколько ему ни припишешь разума, так еще сим и маленькой части разума Божияго не изъяснишь. Он вездесущ так, что ты сколько мест Богу ни определишь, то ни мало столько не сыщешь, сколько его вездесущество требует. А когда скажешь, что он безконечно премудр, безконечно красен, что Он везде без конца: то сие само в себе есть непостижимо. Сие признали и разумные язычники, которые будучи спрошены, чтобы был Бог? отвечали, что мы сколько о том разсуждаем, то отчасу вещь темнее становится. Да и правда: как ни подумаем о Боге, то все то представление будет человеческое. Мы например: представим себе, что Бог есть некоторое существо пресовершенное, и превеликое и преславное но никогда представить не возможем такое существо, которое бы было превеликое, а не имело бы ни долготы, ни широты, ни высоты, каков есть Бог; или прекрасное, а тая красота ни каких бы на себе не показывала цветов или красок: или и пресовершенное; а не знал бы, каким образом те совершенства вообразить, а наипаче когдаб одно совершенство за другим выходило, и так без конца. Святый Августин сколько ни стремился Бога понять: только уступил непостижимости, сказав, что ты, Господи! более совершен, нежели сколько я понять мог: велик без количества, красен без качества, везде без места, всегда без времени; во всех вещах Ты, однак не заключен в них; Ты кроме всех вещей, однак не выключен из них; а все сие таким образом, каким Ты сам, Господи! ведаешь. Но и сие наше о Боге понятие, по Назианзену, есть такое, которое, как мы удерживаем, пробегает, и как еще разум не осветится, выскакивает, на подобие молнии скоро преходящия.

В подтверждение сеяж истинны из Священнаго Писания довольно вспомнить одно тое Павлово место 1. Тим. 6. 16. где пишется, что Бог живет во свете не приступнем, Его же никто же виде от человек, ниже видети может. Которое Златоуст толкуя выводит так: не говорит, де, Апостол, что Бог есть свет неприступный, но что живет во свете неприступнем, чтоб уразуметь, сколько Бог сам неприступен, когда храмина, в которой живет, есть не приступна. И еще: говорит, де, Апостол, что Бог живет в свете неприступнем; но сие гораздо более, нежели как непостижжность; понеже которое по изыскании и по изследовании постигнуто быть не может, то непостижимым называем; а которое изследуемо быть никак не терпит, и к которому близко никто приступать не может, то неприступное есть. И сего довольно, что Бога мы понять и постигнуть, каков он сам в себе есть, не можем, против еретиков Аномеев: для лучшагож уверения прочти слова о непостижимости.

Скажешь: Везде почти приказывается в С. Писании, чтоб мы Бога познавали, и живот вечный состоит в познании Божии. Иоан. 17. Отв. Не то приказывается, чтоб мы Бога познавали совершенно по существу, каков сам в себе есть, что выше наших сил: но то, чтоб нам не быть в незнании истиннаго Бога, как безбожники и язычники: но из незнания приходить в познание, и столько Его познавать, сколько Он сам о себе в слове своем открыл.

Вопр. Можно ли хотя несколько Бога описать? Отв. Можно; да только описаниями очень не собственными, то есть, не такими, которыя бы нам точно Его представили, но темными, и сколько понятию нашему вместительно. Вопр. Какое же бы то было о Боге понятие? Отв. Одно философское, то есть, которое только одним умом не совсем помраченных людей приобретается, есть сие: Бог есть существо пресовершенное, или собрание всех совершенств и вина всякаго добра в естестве. А богословское или Христианское полнейшее и совершеннейшее и от слова Божия взятое описание есть таково: Бог есть существо единое, духовное, вечное, свободное, неизменное, безсмертное, препростое, премудрое, всемогущее, преблагое, преправедное, правдивое, милостивое, самодовольное, в трех состоящее лицах, которыя суть, Отец раждающий, Сын от Отца рожденный, и Дух Святый от того же Отца происходящий.

Котораго описания всякое свойство особь так изъясняется и доводится: Бог существо, понеже Бог есть, самою вещию Бог, когда так можно сказать. [Существо бо вещи есть, чрез которое вещь нечто особливое в свете есть.] А Бог не только есть, но еще есть от себя и чрез себя, а не от другаго; да и прочим всем вещам дает быть или существо: и для того Бог называет себя, Исход. 3. 13. Иегова, как бы, говорю, сам чрез себя имеяй бытие, и другим бытие подает. И потому Дамаскин говорит, что в Боге существо есть некая преужасная и неизмеримая бездна.

Единое. Сие уже довольно изъяснили, где говорили, что един есть Бог существом одночисленным.

Духовное, Безтелесное, невидимое, никаким чувствам неподверженное. Здесь не разумеется под именем духа дыхание из уст или ветер; но существо невещественное, которое чтобы такое было, не понимаем. Знаем, что тела не имеет, а духом называем, подобие взявши от воздуха, которой хотя есть тело, однак ради своей тонкости, легкости, называется дух. По сему подобию существа безтелесныя, как-то души, Ангелов, и самаго Бога называем духом: только вообще примечать надобно, что Бог некоторыми свойствами с тварию сообщается; только то свойство всегда превосходнейшим образом в нем остается: так наприм. Бог есть дух, Иоан. 4. и Ангел есть дух и душа: но Бог далеко превосходнейшим образом есть дух. Подобным образом Бог живый: хотя и другия премногия вещи имеют живот: но Бог гораздо особливым образом есть живый; в нем бо есть источник живота. Скажешь: в писании говорится, что Бог имеет руки: руце твои сотвористе мя3; ноги: Боже! внегда исходити тебе в пустыни4; уши: Боже! внуши молитву мою5; очи: очи Господни на праведныя6. Отвеч. Сие все Богу приписуется, снисходя нашей немощи. Божия все действия духовны, и потому непонятны: то надобно нам было в пример употребить хотя телесныя вещи, только чтоб чрез них понять как нибудь Божия духовныя действия. И так очеса в Боге преизрядно нам означают, что Бог все видит; лице Его к нам приязнь, руки действие и силу, ухо, выслушание и милосердие и пр. Сие учение против Анфропоморфитов, которые Бога подобным быть, по телу, человеку думали, и против наших раскольников.

Вечное. Ни начала ни конца имущее; от века и до века ты еси,7 и целое свое бытие вместе содержащее, то есть, во всю вечность целое, и во всякой вечности части целоеж.

Свободное. Удаленное от всякаго рабства, от обязательства, от долгу, от понуждения, от нужды: Бог на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори8. Да к томуж волю имеет непременяемую, то есть, что восхощет, то всегда хотеть будет. Скажешь, что не все по воли Божией делается. Отвеч. Ежели Бог чего хощет под некоторым условием, то правда, что воля Божия часто не исполняется; как-то хощет нам спастися, ежели и мы восхощем; но чрез сие ни мало не вредится свободность Божия: а когда Бог чего прямо хощет, то неотменно исполняется: воли бо Его кто противитися может?9

Неизменное. По существу; вечное бо есть и безсмертное: по воле, по месту, понеже безмерен.

Скажешь. Бог раскаивается. Отвеч. Так говорится снисходя нашей немощи: когда другое определение на дела свои творит, не по измене своей воли, но самой твари.

Безмерное. То есть, непостижимое, или вездесущее и никакого к пребыванию своему неимущее места определеннаго. Язычники говаривали, что Богом все наполнено. Сюда надлежит оная остроумная речь, Бог есть круг, котораго центр везде, а окружие нигде. Псал. 139. камо пойду от духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу?

Препростое. Ни из каких частей не сложное, не говорю, физических, но ниже Метафизических. Нет в Боге рода, нет дифференции, разности, нет субьекта, подлежащаго, нет акцидента, случайных принадлежностей, не состоит из акта и потенции, действия и возможности.

Премудрое. Всеведущее, и познающее одним взором без всяких размышлений не только самаго себя и все вещи от себя созданныя, великия и малыя, прешедшая, будущая, и настоящая, но и все то, котораго хотя нет, да может быть: познает же так светло, что как бы все вещи на руке у него были написаны, и так удобно, как мы глазом вещи усматриваем, так он их, или гораздо совершеннее натуры подробно познает. Псал. 139. Господи, ты познал еси седание мое и востание мое, и помышления моя разумел еси издалеча. О глубина богатства премудрости и разума Божия! Рим. 11. И по сему-то один Он наш есть сердцеведец.

Всемогущее. Вся может без числа, без меры, и делает, что хощет, одним мгновением и без всякаго затруднения, и вся имеет в своей власти: вся возможна Богу. Матф. 18.

А что Бог не может грешить, лгать и пр. то тем самим более всемогущ, понеже грешить означает немощь и слабость.

Преблагое. Предоброе, никакого худа непричастное: преблагое само в себе и по существу своему: никто же благ, токмо един Бог;10 в делах своих, всяко даяние благо свыше есть сходяй. Иаков. 1. 17. В своих расправах: и праведнаго бо неотменно любит, и грешнаго отвращается. Праведен еси, Господи, и праведна дела Твоя.11 И без удовлетворения грешника не прощает. Такая правда оказалась на единородном Сыне Божии.

Скажешь. Добрым худо, а злым добро делает. Отв. По видимому худо: да и то на время. Скаж. Добрым никогда не должно худо быть. Отв. Совершенно добрым, правда.

Правдивое или истинное. Не лживое, неглаголющее противная, нелицемерствующее, необманывающее, определения непременяющее и в обещаниях твердо стоящее.

Милостивое. Всем хощет спастися: отлагает казни, ожидая покаяния, снизходя нашей немощи: избавляет нас: Сына на смерть предает: нас грешных в грехах кающихся охотно принимает. Скажешь: грешным не милосердствует? Отв. Не кающимся. Не спасает всех, когда может? Отв. Поступает по правосудию.

Самодовольное. В себе самопресовершенное, ни откуду немогущее себя дополнить и вся прочая удоволить могущее. Скаж. Вся создал ради себя. Отв. Для того, чтоб всем свои доброты сообщить.

В трех состоящее лицах. Которыя лица, понеже сочиняют оное преславное Святейшия Троицы таинство одним только Христианам вверенное: то о сем мы, ежели Бог похощет и поможет, обещаемся в будущую неделю беседовать. А теперь посмотрим, какое бы из нашего учения могло быть нравоучение.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.