§ 6.

§. 6.

Вторая заповедь запрещает Идолослужение, и всякий непозволительный способ богопочтения.

Какия были идолопоклонники?

Некогда всех почти народов (да и ныне некоторых) такое было заблуждение, что они или некоторыя твари, как-то солнце, луну, огнь, и самых скотов, волов, кошек, крокодилов, а иныя и травы, лук и чеснок за богов почитали, и их жертвоприношениями и другою честию божескою чествовали, или делали болванов во образ человека и других животных, и им, как некоему божеству поклонялись. Из сего мерзкаго и страшнаго заблуждения извела нас благодать Иисуса Христа 1. Петр. гл. 4. ст. 3. Подобны сим идолопоклонникам и те, кои работают своей мамоне и чреву, то есть, все свои мысли всегда занятыя имеют тем, чтоб или без конца и без употребления собирать богатство, или единственно угождать и жертвовать своим плотским склонностям. Ибо у таких людей мамона и чрево есть некий идол, которому они все свои услуги посвятили. И потому с. писание сребролюбие, Кол. гл. 3. ст. 5. называет идолослужением; а чрево, Филип. гл. 3. ст. 19. в разсуждении их, богом.

Сия же заповедь запрещает всякий непозволительный Богопочтения способ, то есть, когда кто думает тем Богу угодить, что ему неприятно, и что в слове его непредписано. Такие напр. были те Израильтяны, которые богатыя Богу приносили жертвы, а житие свое вели неисправно: и потому Бог чрез своего Пророка Исаии гл. 1. ст. 11. от такой руки принесенный семидал, то есть, самую чистую муку, почитает суетным, кадило мерзостию, и самаго тучнаго тельца псом. Следовательно заповедь сию преступают.

Лицемерные богомолы.

1) Которые долго молятся, (что само чрез себя есть благочестиво) да и думают, что за самое многоглаголание свое услышаны будут, хотяб притом никакова в себе не чувствовали сокрушеннаго духа. Подобны сим и те лицемеры, кои при всяких случаях оказывают себя ревнителями по имени Божии, ревнителями веры, славы и пользы церковныя, и все свои разговоры растворяют беседами духовными (что подлинно похвально): однако совсем тем делают сие или с намерением тщеславия, или прибытка, или и без сего намерения; но оная ревность состоит только в одних словах; а поступки тому ни мало не соответствуют.

Лицемерные постники.

2) Которые постятся, то есть, воздерживаются от некоторой пищи, а между тем упиваются, и всякия непристойности делают; чрез что истинный пост, который не в воздержании токмо пищей, но паче в воздержании страстей состоит, опорочивается. До сих же надлежат, которые сооружают церкви, или иконы окладывают; а притом обирают неповинных, кои суть церкви Бога живаго, или самых бедных оставляют без пропитания, однако тщетно уверяют себя, что они все надлежащее до спасения исполнили. А по Христову слову, сия во первых подобает творити, и онех не оставляти.

Суеверы.

3) Которые чудотворныя и некия явления выдумывают для сквернаго прибытка и по некоторому безумному надеянию спасения души своей; или которые к некоторым местам неизвестно какую святыню привязывают, уверяя себя, аки бы Бог на одном месте скорее слышит молитву, нежели на другом. Кратко: против сей заповеди согрешает всяк, кто, по свидетельству Христову, Матф. гл. 23. ст. 23. в некоторых наружностях свое полагает спасение, оставив вящшая закона; суд и милость и веру. И потому о них же небесная истинна свидетельствует, что только усты своими чтут, сердце же их далече отстоит от мене: всуе же чтут мя учаще учением, заповедем человеческим. Матф. гл. 15. ст. 9.

Почтение икон заповеди сей непротивно.

Непротивно сей заповеди, когда мы по древнему обычаю христианскому, храмы свои молитвенныя святыми иконами украшаем. Ибо во первых мы Бога невидимаго и неописаннаго не изображаем на иконах и изобразить не можем; но изображаем Спасителя нашего в виде принятаго им человечества, или угодников его. Второе, иконы делаются и во храмах поставляются не к боготворению, но к воспоминанию дел Божиих и угодников его, дабы мы на них взирая, например, на распятаго Господа, возбудили дух свой к благочестию, или некоторых дел к подражанию. Третие, поклонение, которое пред иконами делаем мы, не привязываем к самим иконам, то есть, к доскам, краскам, окладу или искусству мастера; но относим к тем лицам, которых они представляют: а икону любительным токмо приятием и целованием чествуем. Так например, кланяяся пред иконою Спасителя моего, покорение духа моего, веру, прошение мое и упование, да и самое поклонение единому отдаю Спасителю на небесех и везде сущему; а икона только есть некоторым чувствительным к тому побуждением. Да и то при сем знать надобно, что поклонение творимое пред образом Спасителевым, и пред образом некоего угодника, хотя по видимому есть сходно и подобно, но самою вещию весьма великое в том есть различие. Ибо поклонение пред образом Спасителя состоит в глубочайшем души покорении яко Господу и Творцу всех; а поклонение пред иконами святых деемое, есть почтение, какое мы от любовнаго сердца отдаем святым яко угодникам его, и яко по естеству и по единому церкве обществу единаго с нами тела членам.

Кто в почтении икон заблуждает?

Но совсем тем правильное и святое сие икон почтение может обращено быть в несносный порок идолослужения, когда кто к святым иконам все свое почтение привязывает, и на их вещество надеется: когда наприм. кто больше в одной иконе нежели в другой находит святости или ко спасению надежды; как-то делают те, кои в церковь свою приносят икону и ей только покланяются; или почитают больше окладную, нежели неокладную, старую, нежели новую икону, или там и молиться не хотят, где иконы не видят. Такие и подобные зело согрешают и великий делают стыд истинной Христианской вере.

Для избежания вышепомянутых заблуждений памятовать надобно. 1) Что Богослужение не может быть истинное, ежели не происходит от сокрушеннаго и нелицемернаго духа. Ибо все наружные богопочтения знаки суть токмо свидетельством внутренняго благочестиваго к Богу усердия, без котораго они ничего не стоят. И для того Евангелие требует, Иоан. гл. 4. ст. 23. Чтоб поклонники Божии покланялися Богу духом, а не по наружности одной, и истинною, а не по лицемерию. 2) Единственно держаться Божияго слова, и твердо уверить себя, что в нем одном содержится истинное правило, как нам Богу угождать должно. И потому Христос о священном писании сказал, что в нем содержится живот вечный. Иоан. гл. 5. ст. 39.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.