§ 3.

§. 3.

Закон Божий написан у всякаго на сердце; и он же содержится в десяти заповедях от Бога Моисею данных; кои суть следующия: Исход, 20.

(а) Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе Бози инии, разве мене.

(в) Не сотвори тебе кумира, ни всякаго подобия, елико на небеси горе, и елико на земли низу, и елико в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им.

(г) Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

(д) Помни день субботный святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седьмый суббота Господу Богу твоему.

(е) Чти Отца твоего и Матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.

(s) Не убий.

(з) Не убий. Не прелюбодействуй.

(и) Не укради.

(ф)Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

(и) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, елико ближняго твоего.

Всяк человек в сердце своем напечатанный имеет закон, то есть, способность к различению добра от зла. Так например, сколькоб кто груб ни был, знает, что Бога почитать, любить и его на помощь призывать есть добро: также почитать родителей, благодарным быть пред благодетелями и другаго не обидеть есть похвально. А напротив хулить Бога, и другаго обижать, есть худо. Ибо сие все в мысли своей впечатленное имеют: чтоб то не делать другим, чего не хочем себе. И сей закон называется естественный, природный и врожденный: а разсуждение собственное о себе, производимое по основаниям закона сего, зовется Совесть: которая увеселяет за доброе душу, а за злое угрызает; и сие увеселение, есть естественное и не изменяемое за добродетель награждение; а угрызение, естественное за порок наказание. О законе сем пишет Апостол к Рим. гл. 2. ст. 14. Языцы не имуще закона естеством законная творят: сии закона не имуще сами себе суть закон, иже являют дело закона написано в сердцах своих споспешествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или оправдающим. Естественный закон со изъяснением изображен в десятословии Моисеевом, или в десяти заповедях данных от Бога Моисею. Известно бо из Священной истории, что Бог избрав Израиля или Иудеев потомков Авраамовых в собственный себе народ, и отменным образом управляя его, хотел дать знать всему свету свои судьбы. Он ему чрез избраннаго своего Моисея дал закон, который был тройственный: Обрядовый, Гражданский и Нравоучительный. Обрядовый был о священнодействиях и обрядах Иудейския церкве, которые обряды понеже были проображением и руководством благодати Евангельския; то всяк видит, что они, следовательно и весь обрядовый закон, по пришествии Спасителевом, сам собою должен престать. Гражданский закон предписывал правила, по которым гражданство Иудейское управлять себя было должно. Сей закон обязывал токмо один Иудейской народ. Нравоучительный закон содержит в себе правила о должностях к Богу, к ближнему и к самому себе. И сей закон есть непременный и вечный. Ибо всех человек всегда к исполнению своему обязывает. Сей нравоучительный писанный закон есть ясное естественнаго закона изображение; для того, что нет в нем ни одного правила, о истинне котораго самая совесть человека не уверяла бы. А чтоб знать, что побудило Бога естественный закон изобразить писанием, для сего должно памятовать оное бедное и развращенное состояние, которому подверг человека грех. Ибо мы видели, что человек Евангельскою благодатию непросвещенный, потемненное имеет понятие о Боге и о добродетели, по природной к худому склонности часто свои погрешности извиняет, и не редко добронравие порочными, а злонравие похвальными именами прикрывает: например кротость боязливостию, благочестие суеверством, неукротимую, безразсудную смелость великодушием почитает. Почему Бог предупреждая превратныя человеческия мнения благоволил свой закон изъяснить писанием, дабы в нем как в зеркале всяк, что делать и что не делать надобно, всегда усматривал.



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.