§ 29. О правительстве церковном

§. 29.

О правительстве церковном.

Сия же церковь под единою своею главою Христом управляется служителями новаго завета.

Церковь есть общество благоучрежденное и благочинное; следовательно должно в нем быть правительство. Сие правительство не есть Владычественное и Господское, но Пастырское и Отеческое: ибо сему правительству поручены души. По чему нет тут места приказаниям, но учению и увещаниям: понеже к вере никто силою принужден быть не может. Правительство церковное состоит из пастырей и Учителей духовных, по оному Павлову учению Ефес. гл. 4. ст. 11. Той (Христос) дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова. Пастыри иные суть большие, как то Епископы, иные меньшие, какие суть Пресвитеры, или Священники. Церковнаго сего правительства и служения глава есть един Христос. Ибо как он есть основатель церкви своея; так он един есть главный и ни от кого не зависящий ея Правитель, словом своим и духом своим невидимо ее управляющий. Следовательно в вещах касающихся до существа веры, никому и ничему, кроме его самаго, и явственнаго слова Божияго свидетельства, церковь повинуться не может. О сем ясно пишет Апостол к Ефес. гл. 5. ст. 3. Христос глава церкве, и той есть спаситель тела. И в ст. 9. никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь церковь. Должность пастырей и учителей церковных есть 1.) учить. А учение сие состоит в следующем: наставить на истинну; отразить противныя мнения; утверждать в добрых нравах; а безчинных приводить ко исправлению. 2.) Совершать тайны, и общия молитвы; как напр. Крестить, подавать приобщение, принимать покаяние, и проч. Дана еще от Спасителя нашего пастырям церковным власть вязать и решить, или власть ключей, которая состоит в том, что они могут, да и должны, неисправнаго Христианина или крайне ожесточеннаго явнаго грешника, по многих увещаниях напоследок именем Христовым от общества церкве Христовы отсечь, и объявить его нехристианином; и сие есть связать. Но ежели таковой умяхчившийся благодатию Божиею потом истинное принесет покаяние, паки в число церкве Христовы принимается; и сие есть разрешить. Важныя сея власти должно быть единственное основание слово Божие. Когда случится в церкви Христовой такой развращенный Христианин, который выдумав некоторыя пагубныя против истинны мнения, оными церковь заразить старается; то в таком случаи бывает Вселенский или поместный собор; то есть, главнейшие Пастыри церковные собираются отвсюду во едино место, где довольно изследывая новое мнение и нашедши оное с словом Божиим несходно, объявляют всей церкве, что мнение то есть истинне Божией противно, и самаго его из числа христиан выключают. Таких соборов, кроме Апостольскаго, о котором упоминается Деян. гл. 15. ст. 6. было Вселенских седмь: 1. Никейской. 2. Константинопольской. 3. Ефесской. 4. Халкидонской. 5. Константинопольской. 6. Константинопольской же. 7. Никейской второй. Сии соборы обыкновенно от благочестивых Государей были собираемы, на которых они некогда сами высокою своею особою присутствовали. Ибо православные Государи суть главные церкве попечители и покровители. Христианский Государь, не меньше о благосостоянии церкве, как и о гражданском обществе труды прилагать обязуется. От него церковь Христова требует 1.) Знать закон. 2.) Иметь страх Божий в пример благочестию. 3.) Смотреть, чтоб правительство церковное было порядочно, и верно труждающихся ободрять. 4.) Раздоры угашать, и защищать от утеснителей ея и ругателей. 5.) Учения распространять и училища содержать щедро. 6.) Иноверные народы приводить к вере. А из сего всяк усмотреть может, сколь есть тесный союз общества гражданскаго с церковию. Ибо, чтоб честный гражданин упражнялся в своей должности и удерживал себя от худова, надобно, дабы он то делал по самой совести: но кто совесть может обязать, кроме Бога, испытующаго сердца и утробы? А наипаче для Государя благочестивая вера есть особливо полезна: ибо она его, яко никакому закону человеческому неподлежащаго, подвергает закону своему; а чрез то содержит его в пределах святыя правды; притом делает, чтоб он без разслабления проходил свою великую должность; понеже, как Государь не имея никого на земли вышшаго себя, ни от кого за труды свои награжден быть не может; то едина вера может Государя ободрить, обещая ему неложно достойную и величайшую на небеси мзду.



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.