§ 18. Человек сам себя спасти не силен был

§. 18.

Человек сам себя спасти не силен был.

Из сей крайнейшей бедности род человеческий сам чрез себя избавиться ни какой надежды иметь не мог.

Мертвой не может сам себя воскресить, так как и впадший в преглубокую яму без помощи другаго оттуду вытти. Но человек, по Павлу, Ефес. 2. 5. был мертв грехами; а по уподоблению Христову Матф гл. 12. ст. 11. Ввержен в яму нещастия. Почему не было ему возможности из сея погибели избавиться. Доказано прежде в 1 й части под §. 18. что по нашему понятию моглиб служить два средства к получению Божияго милосердия; а именно, делать добро и покаяние. Но сии средства хотя по видимому и по человеческому разсуждению, кажется, должныб быть действительными; но совершеннее разбирая их и прилежнее вникая в самую внутренность Божественнаго писания, находим оныя средства не сильными. Ибо что касается до перваго, чтоб делать добро, то надобно для сего человеку быть безпорочным закона Божия исполнителем и никакого греха никогда не быть причастну. Но кто из человек такою святостию похвалиться может притом повреждении человеческаго естества, какое нами прежде описано? Я здесь не говорю о человеке обращенном ко Христу, но о пребывающем в неверствии. Чтож надлежит до покаяния, оно в человеке растленном и неотрожденном не может быть истинное: ибо до конца жизни продолжаемыя греховныя дела делают оное безсильным и не действительным, и предъидущее покаяние в тот же час последующими преступлениями опорочивается. Не разумею я покаяние Евангельское и Христианское. Оно инаго рода, и по чему оно есть сильно, скоро узнаем. Да не подумает кто, что Бог будучи милосердия неисчерпаемаго, или паче самое милосердие, не смотря на оныя человеческия недостатки и грехопадения, по единой благости простил бы и удостоил бы его быть блаженныя своея славы причастным. Но такое разсуждение есть низкое и погрешительное. Оно делает милосердие Божие слепым, оно воображает себе Бога не имеющаго вечной и ничем не нарушаемой правды: оно заставляет его праведника и нечестиваго почитать за одно, что о Божестве и подумать страшно. Так, каким же образом, спросит кто, человек спастися может? Таким, который бы, по изобретению Божия премудрости, соединял в деле спасения нашего милосердие Божие с полным удовлетворением правосудию его. А какой сей имянно способ, не посредственно то нам слово Божие откроет.



Оглавление

Богослужения

30 марта 2024 г. (17 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.